![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зоопсихология с античных времен до создания первого эволюционного учения.Стр 1 из 36Следующая ⇒
Изучение поведения животных привлекало внимание ученых на всех стадиях развития человеческого общества. Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 г.; 2) период после Дарвина. К последнему периоду часто применяют еще термин «научная зоопсихология», подчеркивая тем самым, что до развития эволюционного учения эта наука не имела под собой серьезной базы и потому не могла считаться самостоятельной. Одним из основных вопросов, который занимал умы исследователей античности, был вопрос о том, существует ли различие между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Именно по поводу этого вопроса и происходили первые столкновения философских школ. Так Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций (V в до н. э.) утверждали, что животное, как и человек, обладает душой. Однако, Лукреций неоднократно говорил, что целесообразные действия животных являются результатом своеобразного естественного отбора, так как выживать в меняющихся условиях могут лишь животные, обладающие полезными для организма свойствами. В противоположность взглядам материалистов древнегреческие философы Сократ (470–399 до н. э.) и Платон (427–347 до н. э.) рассматривали душу как божественное явление, не связанное с телом. Животным же присуща только низшая форма души – побуждение, влечение. Позднее на основе этого мировоззрения были сформированы первые представления об инстинктах. Взгляды Аристотеля (485–423 до н. э.)на проблемы души у человека и животных заметно отличались от взглядов предшественников. Человеку Аристотель приписал бессмертную «разумную душу» – воплощение божественного духа. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная «чувственная душа». Однако Аристотель делал оговорку для млекопитающих, считая, что всем животным с красной кровью и рождающим живых детенышей присущи те же пять чувств, что и человеку. В течение всей жизни поведение животных направлено на самосохранение и продолжение рода, мотивируется же оно желаниями и влечениями, ощущениями удовольствия или боли. Но среди прочих животных, считал Аристотель, присутствуют и животные разумные, ведь разум выражен у различных животных в разной степени. Уникальность учения Аристотеля состоит в том, что при изучении поведения животных он опирался на конкретные наблюдения. У муравьев, изучением которых он занимался долгие годы, ученый подметил зависимость их активности от внешних факторов, в частности от освещения. Он указал на способность к научению у целого ряда млекопитающих и птиц друг у друга, описал случаи звукового общения животных, особенно в период размножения. Аристотель впервые начал разделять врожденные и приобретенные компоненты поведения. Он отмечал у многих животных способность к индивидуальному научению и запоминанию выученного. Стоики, в частности древнегреческий философ Хризипп (280–206 до н. э.), впервые дают определение инстинкта. Инстинкт понимается ими как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Показательны были опыты с утятами, высиженными курицей, которые тем не менее в момент опасности старались скрыться в воде. Эти действия животные совершают бессознательно, так как разума у них просто-напросто нет. Инстинктивные действия животные осуществляют без понимания смысла своей деятельности, на основе чисто врожденных знаний. Особенно показательно, по мнению стоиков, то, что одни и те же действия выполнялись всеми животными одного и того же вида одинаково. Зоопсихология в XVIII–XIX вв. Следующие значимые исследования в области зоопсихологии были сделаны только после тысячелетнего перерыва. Одним из первых зоопсихологов по праву можно считать французского философа-материалиста, врача по образованию Ж.-О. Ламеттри (1709–1751). По мнению Ламеттри, инстинкты представляют собой совокупность движений, выполняемых животными вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Он полагал, что инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую приспособленность. Ламеттри пришел к выводу о постепенном увеличении психических способностей от более простых существ к более сложноорганизованным и поставил на вершину этой своеобразной эволюционной лестницы человека. В середине XVIII в. французский философ и педагог Э.Б. Кондильяка (1715–1780), заметив сходство инстинктивных действий с действиями, которые выполняются по привычке, пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания. Таким образом, в основе любого инстинкта лежит разумная деятельность, которая за счет постоянных упражнений вошла в привычку, а уж затем превратилась в инстинкт. Подобная точка зрения на теорию инстинктов вызвала жаркие споры. Французский биолог Ш.Ж. Леруа в 1802г. настойчиво доказывал, что психическая деятельность животных и особенно их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни. Одновременно с ним изучением инстинктов животных занимался другой великий французский натуралист Ж.Л. Бюффон (1707–1788). Ученые-антропоморфисты пытались объяснить поведение животных, наделяя их чисто человеческими качествами (любовь, ненависть, стыд, ревность и другие). Бюффон доказал, что это не так и что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие» объяснения. Согласно учению Бюффона животным, в частности млекопитающим, свойственны разные формы психической деятельности, например ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животные, по мнению Бюффона, способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон настаивал на связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, видя в этом определяющий фактор его поведения. Он заострил внимание на том факте, что психические качества животного, его способности к научению играют такую же важную роль в выживании вида, как и физические качества. Все концепции Бюффона стали основой будущей науки о поведении и психике животных. В своих поздних трактатах Бюффон утверждал, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек. Эта концепция во многом предвосхитила развитие зоопсихологии. Дальнейшее становление зоопсихологии как науки тесно связано с другим направлением биологии – теорией эволюционного учения. Актуальной задачей биологов стало выявление того, какие черты передаются в поведении по наследству, а какие формируется в результате воздействия среды, какой признак является всеобщим, видовым, а какой – индивидуально приобретаемым, а также каково значение разных компонентов поведения животных в процессе эволюции, где проходит грань между человеком и животным. Первое эволюционное учение было предложено в начале XIX в. французским натуралистом Ж.-Б. Ламарком (1744–1829, «Философия зоологии»). Ламарк положил в основу своей эволюционной концепции представление о направляющем действии психического фактора. Он полагал, что внешняя среда действует на животный организм опосредованно, путем изменения поведения животного. В результате этого воздействия возникают новые потребности, которые в свою очередь влекут за собой изменения в строении организма путем большего упражнения одних и неупражнения других органов. Таким образом, любое физическое изменение базируется в первую очередь на поведении, т. е. он вслед за Э.Б. Кондильяком определял психическую деятельность как основу самого существования животного. Ламарк доказывал, что даже самые сложные проявления психической деятельности развились из более простых и должны изучаться именно в сравнительно-эволюционном плане. Все психические явления, по мнению Ламарка, теснейшим образом связаны с материальными структурами и процессами, и поэтому эти явления познаваемы опытным путем. Особое значение Ламарк придавал связи психики с нервной системой. По мнению многих ученых-психологов, именно Ламарк заложил основы сравнительной психологии, сопоставляя строение нервной системы животных с характером их психической деятельности на разных уровнях филогенеза. Ламарк дал и одно из первых определений инстинкта, которое долгое время считалось классическим: «Инстинкт животных – это наклонность, влекущая (животное. – Авт.), вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли». Ламарк утверждал, что инстинктивное поведение животных изменчиво и тесно связано с окружающей средой. По его представлениям, инстинкты возникли в процессе эволюции в результате длительных воздействий на организм определенных агентов среды. Эти направленные действия привели к совершенствованию всей организации животного через формирование полезных привычек, которые закрепились в результате многократного повторения. Ламарк говорил о наследовании привычек, причем зачастую даже привычек, приобретенных в рамках одного поколения, так как никто еще не мог дать точный ответ, сколько нужно времени, чтобы под воздействием тех или иных упражнений у животного сформировался тот или иной инстинкт. Но одновременно Ламарк утверждал, что многие инстинкты крайне живучи и будут передаваться из поколения в поколение, пока в жизни популяции не произойдет какого-либо кардинального изменения. Ламарк видел в инстинктах животных естественные реакции последнего на воздействия среды, сформировавшиеся в процессе эволюции. При этом и инстинктивные действия также несут ярко выраженный приспособительный характер, поскольку постепенно закреплялись именно выгодные организму компоненты поведения. Однако и сами инстинкты рассматривались Ламарком как изменчивые свойства животного. Развитие зоопсихологии и эволюционное учение Ч. Дарвина(1809–1882). Только после признания учения Дарвина в естествознании прочно утвердилась мысль о единой закономерности развития в живой природе, о непрерывности органического мира. Дарвин использовал сопоставление инстинктов у животных и человека, пытаясь доказать общность их происхождения. Он первым среди ученых-биологов отделял разумные действия, связанные с опытом отдельных особей, от инстинктивных действий, передаваемых по наследству. Дарвин подчеркивал, что инстинкт – это такое действие, которое выполняется без получения предварительного опыта и одинаково многими особями для достижения единой цели. Сравнивая инстинкт с привычкой, Дарвин говорил, что значительное число инстинктов не может зародиться из привычки одного поколения и быть наследственно передано последующим поколениям. Дарвин подчеркивал большую роль естественного отбора в формировании инстинктов, отмечая, что во время этого процесса происходит накопление изменений, выгодных для вида, которое продолжается до возникновения новой формы инстинктивного поведения. Кроме того, он создал первое сравнительное описание инстинктов, свойственных как животным, так и человеку. Постоянное сопоставление чувств человека и животных для Дарвина являлось признанием общности биологических основ поведения животных и человека и предоставляло возможность изучения их эволюции. Дарвин уделял мало внимания индивидуальному научению, так как не признавал его существенного значения для исторического процесса становления инстинктивного поведения. При этом в своих работах он часто ссылался на высокоразвитые инстинкты рабочих особей муравьев и пчел, не способных к размножению и, следовательно, к передаче потомству накопленного опыта. Дарвин дал обоснованное естественно-научное объяснение целесообразности инстинктов животных. Он классифицировал инстинкты так же, как и классифицировал системы органов животного, подчеркивая, что естественный отбор сохраняет полезные изменения врожденного поведения и упраздняет вредные. Так как любые изменения поведения связаны с морфологическими изменениями в нервной системе и органах чувств. Именно эти особенности строения нервной системы передаются по наследству и подвергаются изменчивости. Дарвин говорил в своих работах и об иерархии инстинктов. Он полагал, что в процессе эволюции отдельные участки мозга, отвечающие за инстинкт, утратили способность отвечать на внешнее раздражение однообразно, т. е. инстинктивно, и у таких организмов проявляются более сложные формы поведения. Инстинктивные действия в большей степени господствуют у животных, находящихся на нижних ступенях эволюционной лестницы. Как показали более поздние исследования, такая трактовка Дарвина не вполне корректна, и на каждом филогенетическом уровне эти элементы достигнут одинаковой степени развития. Эволюционное учение Дарвина было положительно воспринято многими крупными учеными того времени: Э. Геккелем (1834–1919), Т.Г. Гексли (1825–1895), В. Вундтом (1832–1920), Г. Спенсером (1820–1903). Взгляды Дарвина на инстинкт как на врожденную форму поведения были поддержаны Т.Х. Морганом (1866–1945), Д. Роменсом (1848–1894) и многими другими исследователями, которые в своих работах продолжали развивать эту теорию. Зоопсихология в России. Одним из крупных российских эволюционистов, работавших над учением об инстинкте одновременно с Ч. Дарвином, был профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858). Рулье доказывал, что инстинкты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности животных и их следует изучать наравне с анатомией, экологией и физиологией. Рулье особенно подчеркивал взаимосвязь инстинктов со средой обитания животных, он считал, что их возникновение и развитие тесно связано с другими проявлениями жизнедеятельности. Он полагал, что инстинкт – это выработанная условиями жизни конкретная реакция на проявления среды, которая сформировалась за многолетнюю историю вида. Основными факторами происхождения инстинктов, по Рулье, являются наследственность, изменчивость и повышение уровня организации животного в историческом процессе. Рулье также считал, что инстинкты высокоразвитых животных могут изменяться в процессе получения нового опыта. В качестве примера сложного инстинкта, изменяющегося на протяжении всей жизни животного, Рулье приводил перелеты птиц. Вначале птицы летят только в силу инстинктивных процессов, которые они усвоили еще от родителей, и, ориентируясь на взрослых особей в стае, улетают еще до наступления холодов, но постепенно, накапливая знания, уже сами могут вести за собой птиц, выбирают лучшие, наиболее спокойные и кормные места перелета. Дальнейшие работы по изучению инстинктов, послужившие формированию зоопсихологии как науки, относятся к началу XX в. Именно в это время русский зоолог и психолог В.А. Вагнера (1849–1934) дал глубокий анализ проблеме инстинкта и научения. Эксперименты Вагнера затрагивали как позвоночных, так и беспозвоночных животных, что позволило ему сделать выводы о возникновении и развитии инстинктов в разных филогенетических группах. Он пришел к выводу, что инстинктивное поведение животных возникло в результате естественного отбора под воздействием внешней среды и что инстинкты нельзя считать неизменными. По Вагнеру, инстинктивная деятельность – это развивающаяся пластическая деятельность, подверженная изменениям под действием внешних факторов среды. В последующие десятилетия многие российские ученые проводили исследования изменчивости инстинктивного поведения животных и его связи с научением. Например, российский физиолог Л.А. Орбели (1882–1958) занимался анализом пластичности поведения животных в зависимости от степени их зрелорождения. Российский орнитолог А.Н. Промптов (1898–1948), изучавший поведение высших позвоночных (птиц и млекопитающих), выделил в их инстинктивных действиях целостные условно-рефлекторные компоненты, формирующиеся в процессе онтогенеза. А взаимодействие врожденных компонентов поведения с приобретенными на их основе в течение жизни условными рефлексами дает видотипичные особенности поведения, которое Промптов назвал «видовым стереотипом поведения». Гипотезу Промптова поддержала и развила его коллега, российский орнитолог Е.В. Лукина. В результате опытов с птицами отряда воробьинообразных она доказала, что молодые самки, гнездящиеся впервые в жизни, строят гнезда, характерные для своего вида. Но этот стереотип может нарушаться, если условия среды нетипичны. В 1940-1960-х гг. зоопсихология наряду с генетикой в нашей стране была объявлена лженаукой: закрывались многочисленные лаборатории, ученые подвергались массовым репрессиям. Только с середины 1960-х гг. началось ее постепенное возрождение. Связано оно в первую очередь с именами таких крупных зоопсихологов, как Н.Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) и ее ученик К.Э. Фабри (1923–1990), который разработал курс лекций по зоопсихологии и этологии для факультета психологии МГУ. Основная тематика работ Фабри связана с изучением онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов, этологических и биопсихологических предпосылок антропогенеза. Именно благодаря К. Фабри на русский язык были переведены многочисленные работы по зоопсихологии и этологии, в том числе и классические работы К. Лоренца и Н. Тинбергена – основателей современной этологии. В 1977 г. на базе факультета психологии МГУ была организована небольшая лаборатория зоопсихологии. Проводятся классические исследования, посвященные антропогенезу и эволюции психики человекообразных обезьян и человека. Ведутся и исследования прикладного характера, начало которым положил еще К. Фабри.
2. Теории о происхождении психики.
Существует множество теорий происхождения психики. Все они отличаются друг от друга, но были приняты два общих положения. Первое положение заключается в том, что развитие психики начинается с усложнения деятельности животного. Второе положение заключается в том, что психическое развитие животного не всегда бывает биологическим. Эти два положения были доказаны А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри. Все теории делятся на две группы. Биологические и социальные. Биологические теории говорят о том, что психика появилась у человека в ходе биологической эволюции, а социальные говорят, что психика появилась в ходе развития человека как социального существа. Теория А. Н. Леонтьева Он разделял развитие психики на три основных этапа: стадия элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта. По теории Леонтьева «...животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий».2 Примером служит поведение инфузории туфельки, когда она обходит препятствия. Если она сталкивается с твёрдым препятствием, она отплывает и плывёт дальше, но под другим углом. Но если столкновение происходит с мягким препятствием, она пытается выбрать такую позицию, чтобы она соприкасалась с препятствием как можно большей поверхностью тела. Ю. Б. Гиппенрейтер описывает отличие стадии элементарной сенсорной психики от стадий перцептивной психики и стадии интеллекта следующими словами: " Представителя данной стадии (перцептивной) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей". Теория Фабри Теория Фабри была очень похожа на предыдущую, за исключением того, что Фабри объединял последние два этапа. Он делал это в связи с тем, что считал интеллект неотличимым от психики. Стадии развития психики делятся на уровни: высший и низший. Часто объединяют эти две теории в одну теорию Леонтьева – Фабри. По этой теории на стадии сенсорной психики (низший уровень) находятся простейшие одноклеточные животные, обладающие раздражимостью. Особенности поведения в данном случае выражаются в слабой пластичности поведения. На высшем уровне той же стадии живут многие беспозвоночные, за исключением социальных насекомых. Характерными особенностями считаются сложные поведенческие акты, но неспособность быстро менять поведение из-за врожденного характера поведения. Научение и условные рефлексы находятся еще на низком уровне. На стадии перцептивной психики (низший уровень) существуют насекомые, рыбы и другие низшие позвоночные животные. Для них характерно активное поведение в процессе поиска положительных раздражителей, развито защитное поведение, однако преобладают врожденные (безусловные) рефлексы. Для высшего уровня перцептивной психики характерно преобладание сложных безусловных инстинктов. Примером животных на данном уровне развития психики могут служить птицы и низшие млекопитающие. На наивысшем уровне перцептивной психики находятся высшие млекопитающие. Они отличаются высокой способностью к обучению, высокой скоростью формирования условных рефлексов, активным поиском нескольких способов решения задачи, переносом способа решения одной задачи на другие. Теория Л. С. Выготского Она получила название «культурно-исторической теории психики человека». Он считал, что на некотором этапе развития человека психика пошла другим, социальным путём развития. Его рассуждения можно разделить на три основные части. В первой части можно выделить два основных положения. Первое можно назвать «Человек и природа».3 На протяжении существования животных они сами приспосабливались к окружающей среде, а человек, напротив, начал изменять мир вокруг себя. И так может делать только человек. Второе положение заключается в том, что человек смог достичь изменения окружающего мира только с помощью применения орудий. Вторую часть его рассуждений можно назвать «Человек и его собственная психика»5. Она также состоит из двух положений. Первое заключается в том, что когда человек научился овладевать природой, он так же научился овладевать и своей психикой. То есть человек научился использовать не только орудия физического рода, но и орудия психологические. В этом как раз и заключается второе положение. Выготский говорит, что психологические орудия это знаки. Этой способностью, опять же, обладает только человек. Третья часть рассуждений Л. С. Выготского можно назвать «Генетические аспекты» 5. Здесь Выготский говорит о том, что в процессе своего развития человек научился отдавать приказы себе, хотя сперва он мог приказывать только окружающим его людям. Далее Выготский проводит параллель между культурным развитием человека и развитием ребёнка. Выготский сделал вывод о том, что как на протяжении развития всего человечества, так и на протяжении развития ребёнка, происходит процесс «интеоризации»7. В ходе него человек превращает внешние воздействия во внутренние знаки. Теория П. К. Анохина Эта теория говорит о том, что на происхождение психики повлияла лишь биологическая эволюция человека. В своей теории П. К. Анохин называет несколько факторов, которые оказали сильное влияние на развитие психики человека. Также он описывает ту огромную роль, которую память играет в формировании психики.
3. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.
«Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший».
У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение, включающее: · ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи; · формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели; · сличение выполненных действий с исходным намерением. Одним из источников, создающим существенные условия для формирования интеллектуального поведения, являются возрастающая сложность восприятия и большая прочность памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик опускали приманку. Через некоторое время животное отпускали: если след в памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образной памяти у различных животных: Крыса – до 10 – 20 секунд, Собака – до 10 минут, Обезьяна – до 16 – 48 часов. Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развития человеческого сознания. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики. Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.
|