Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир в текущее время.






Сегодня мир имеет перед своими глазами страну - Соединенные Штаты Америки, которая по уникальной экономической, военной и информационной мощи четко заявила свои позиции на статус единственной супердержавы. И не просто заявила, но и пытается утвердить подобный статус. И дело здесь не только в нравственных оценках и геополитических устремлениях.

Однако с учетом развернувшегося и нарастающего движения к построению многополюсного мира с наличием нескольких взаимодополняющих центров такой путь имеет мало шансов на успех. Но чем ожесточеннее и последовательнее США будут " продавливать" свой вариант мироустройства, тем тяжелее будет им самим.

У формирующейся многополярной структуры пока еще нет четких границ. Она может иметь как первичные, базовые элементы, так и свои подсистемы. Сюда могут войти США, включая в той или иной мере другие американские страны, Европа в узком или широком понимании, включая " Большую Европу", Китай и Япония с различной конфигурацией их сфер, набирающая силу Индия, исламский мир, а также другие регионы. Россия со многими традиционно связанными с ней странами может либо оказаться в рамках " Большой Европы", либо сформировать при определенных условиях свой относительно самостоятельный центр многополюсного мира. Есть и другие варианты расклада сил в новом мировом порядке.

Будущее нового планетарного порядка отнюдь не безальтернативно. Многое зависит от попыток использовать благоприятные шансы, умерить агрессивные устремления, защитить общество от влияния весьма опасных технологических и информационных факторов, от усиления угроз окружающей среде.

Растущая ответственность, даже несоизмеримая с прошлым, лежит на руководителях государств, международных организаций, деятелях культуры, способных вырваться из тесных рамок национального эгоизма и предложить приемлемые планетарные решения. Только своевременное и согласованное действие огромного числа сил, что само по себе достаточно сложно, в состоянии открыть дорогу оптимистическому сценарию. Вся остальные варианты будут существенно хуже, а в ряде случаев - и трагичны.7

 

7. Смена тысячелетий и социальные альтернативы. Абалкин Л.


" Гуманизация" международных отношений:

Гуманизация международных отношений связывается с их " очеловечиванием", с тенденцией подчинения универсальным нормам индивидуальной этики, вытекающим из общечеловеческой морали. Главная проблема, с которой она здесь сталкивается, - это проблема соотношения индивидуальной этики и политической морали. Международная мораль - разновидность политической морали, отсюда, поскольку согласно одному из наиболее распространенных мнений, " политика - грязное дело", постольку требования индивидуальной и так называемой общечеловеческой морали здесь неуместны. В международно-политической теории эта позиция, одним из наиболее четких и последовательных сторонников которой был Н. Макиавелли, нашла свое концептуальное выражение в теории политического реализма. Она возникает в конце 30-х годов, акцентируя внимание на нарастающем разрыве между нормативными претензиями либералов (отстаивавших возможность постепенного построения всемирного правового общества) и международной действительностью, характеризующейся жесткой борьбой за власть между крупнейшими мировыми державами. Исходя из понимания основного критерия международной политики как ее соответствия государственным интересам, теория политического реализма настаивает на том, государственный деятель должен руководствоваться не этикой убеждения, а этикой ответственности. Поэтому, согласно Г. Моргентау, если моралист задает вопрос, " Соответствует ли эта политика нравственным принципам? ", то политический реалист спрашивает: " Как эта политика влияет на силу нации? ". Хотя это и не отказ от индивидуальной этики, но сосредоточение нравственного потенциала и нравственных требований в государственных деятелях плебисцитарно-харизматического типа.8 Таким образом сталкиваются 2 силы и идеи, одна это собственная мораль человека – политика а вторая это ответственность за принимаемые решения, так как они касаются не только самого политика так и всей страны и мира.

" И вся эта грязь, кровь, насилие, жесткость и жестокость, - естественное, хотя и далеко не всегда объективно неизбежное, следствие функциональных взаимоувязок интересов и потребностей индивидов и групп, образующих социальное целое, поддержание жизнеспособности которого объективно задано политику как его главная цель 9

Одна из устойчивых тенденций международных отношений, существование которой (так же как и существование тенденции нарастающей взаимозависимости) признается сегодня всеми теоретическими направлениями международно-политической науки, состоит в росте числа и многообразия социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние. Это касается традиционных международных акторов - государств и межгосударственных институтов, и еще в большей мере таких относительно новых участников, как транснациональные корпорации, неправительственные организации, различного ассоциации, устойчивые группы (вплоть до мафиозных структур) и выдающиеся личности. Но, пожалуй, еще более впечатляющими является те изменения, которые вносят сегодня в характер и состояние международных отношений различного временные объединения и " неорганизованные" частные лица10


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал