![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. Бесхозная нефтяная скважина
Бесхозная нефтяная скважина Сбор информации и обследование скважин еще не дали полной и достоверной картины по стране. На сегодняшний день в «черном списке» около 500 опасных скважин. Особую проблему представляют скважины, которые бурили для подземных ядерных испытаний, поскольку они находятся непосредственно вблизи залежей углеводородов. Цена ликвидации одной скважины в зависимости от сложности, глубины и удаленности от населенных пунктов колеблется от 1 до 50 млн рублей. К тому же, ликвидировав скважину, никогда нельзя исключать вариант, что под влиянием природных факторов она может вновь «ожить». Технологий, обеспечивающих 100%-ную гарантию, пока не существует. Ежегодный мониторинг законсервированных скважин требует от 50 тыс. до 100 тыс. рублей из расчета на скважину. Таким образом, только для обследования 15 тысяч скважин нераспределенного фонда в федеральный бюджет надо закладывать не менее 1 млрд рублей. Если же к этому добавить еще и расходы на ликвидацию, становится очевидным - проблема старых скважин неподъемна для государственного бюджета. На ликвидацию бесхозных скважин в Коми требуется около трех годовых бюджетов республики. Регион такие затраты не потянет, поэтому нужна соответствующая федеральная целевая программа. Такой вывод сделала комиссия МЧС России, которая проводила в августе 2003 года проверку в республике. С 40-х годов прошлого века в Коми пробурено более 4, 5 тысячи скважин, часть из них передана компаниям, а 3, 9 тысячи скважин остались без надзора. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов На территории Ямало-Ненецкого автономного округа пробурено более 5000 поисково-разведочных скважин, из них около 1300 находятся на нераспределенном фонде недр. Большая часть скважин пробурена 25-30 и более лет назад и может представлять серьезную потенциальную опасность для населения и экологии региона. Существующая на сегодняшний день система предусматривает проверку технического состояния устьев законсервированных и ликвидированных скважин не менее двух раз в год. Контроль за такими скважинами осуществляется только на обустроенных месторождениях с развитой инфраструктурой обслуживания, а остальные скважины, как правило, вообще не осматриваются и не обследуются. Из-за длительного простоя в скважинах происходят необратимые процессы разрушения, их следствие - появление открытых газонефтяных фонтанов, разливов нефти, пожаров, засоление почв и водоносных горизонтов пресных вод [50, 56, 109, 120]. На начало 2004 года на Ямале было ликвидировано 835 скважин, из них 223 - за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы округа. Но в связи с отменой отчислений ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы в регионе прекратилось финансирование работ по ликвидации аварийно-опасных скважин. Огромные масштабы работы и финансовые вложения на ее осуществление требуют срочного вмешательства со стороны федеральной власти. В июле 2004 года губернатор Ямало-Ненецкого АО и постоянный представитель Программы развития ООН подписали соглашение о работе по подготовительной стадии проекта «Программа ликвидации законсервированных нефтяных и газовых скважин в Ямало-Ненецком автономном округе как важнейший фактор дальнейшего экологического и социально-экономического развития региона». Основные выводы по этой проблеме: - опасность загрязнения является достаточно высокой при эксплуа - при существующих методах сооружения и ликвидации скважин вся - остаточные запасы нефти на законченных разработкой месторожде - проблема предотвращения утечек нефти через ликвидированные
|