![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. то 3,3 млн тонн нефти, в том числе около 1,5 млн тонн - на шельфе
то 3, 3 млн тонн нефти, в том числе около 1, 5 млн тонн - на шельфе. В Охотском море в ближайшие годы будут добывать и перевозить 70 млн тонн нефти ежегодно. Площадь проекта «Сахалин-1» включает три морских месторождения на северо-восточном шельфе острова Сахалин: Чайво (открыто в 1979 году); Одопту (открыто в 1977 году); Аркутун-Даги (открыто в 1989 году) [89, 118]. В рамках проекта «Сахалин-1» предполагается освоить месторождение Чайво, на котором предусматривается установка береговой буровой площадки с 10 эксплуатационными скважинами, обеспечивающими добычу нефти 18 тыс. тонн/сутки. Предполагается установить также: - морскую буровую платформу «Орлан»; - береговой комплекс подготовки «Чайво». Кроме этого предполагается освоить месторождение «Одопту», на котором планируется установить 18 эксплуатационных скважин и 3 - газонагнетательных, которые смогут обеспечить добычу нефти 18 тыс. тонн/ сутки. Также будет построен береговой комплекс подготовки стабилизированной нефти и подготовки газа для закачки в пласты. Аркутун-Дагинское месторождение в рамках проекта «Сахалин-1» будет осваиваться позже, вероятно, с помощью стационарных платформ. Площадь проекта «Сахалин-1» расположена в районе, характеризующимся наличием сильных морских течений, интенсивным волнением, изменением уровня моря, сложными ледовыми условиями, образованием торосов и стамух, а также высокой сейсмичностью, приводящей к возникновению цунами [118, 119]. Особое опасение вызывает район расположения морской буровой платформы «Орлан», который отличается сложными природно-климатическими условиями: повышенной сейсмической активностью, высокой влажностью, туманами и снежными бурями, сезонным льдом и обледенением, нередки также мощные циклоны с сильными ветрами, штормы (тайфуны). Морская платформа «Орлан» рассчитана на бурение 20 скважин. Сухопутная сахалинская часть нефтепровода пересекает с востока на запад остров Сахалин от берегового комплекса подготовки «Чайво» до побережья пролива Невельского. Площадка морского нефтеналивного терминала «Де-Кастри» расположена на территории Хабаровского края, на северном берегу залива Чихачева на полуострове Клыкова приблизительно в шести километрах к северу от порта Де-Кастри. Трубопровод пойдет на терминал, пересекая пролив Невельского от мыса Уанги до мыса Каменный. Длина нефтепровода до порта Де-Кастри 221 км и диаметр 610 мм. Нефтепровод пересекает 24 дороги, 129 водных преград с общей длиной их пересечения 492 м. Длина пересечения пролива Невельского 20 км. Отключающие задвижки на Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов нефтепроводе будут установлены на обоих берегах пролива Невельского, в местах пересечения крупных водных преград, сейсмически активных разломов. Строительство нефтепровода планируется завершить в 2006 году. Труба будет проходить под землей. Это значительно дешевле, но и значительно более экологически опасно. Во-первых, это сильно затрудняет контроль за состоянием трубы и не дает возможности быстро определять место порыва и ликвидировать его в случае аварийной утечки. На сегодня это большая проблема для «Сахалинмонефтегаза» на всех его подземных трубопроводах - почти всегда определить, что произошел разрыв и нефть из трубы поступает в окружающую среду, можно лишь по тому, что давление на выходе трубы становится меньше, чем на входе. На поиск таких порывов сахалинским нефтяникам порой требуется больше недели. Во-вторых, подземный трубопровод значительно более уязвим для землетрясений, чем надземный. При анализе риска были рассмотрены: - углеводородные пожары, в том числе факельные пожары (или го - пожары в резервуаре (пожары в обвалованном пространстве) выб - взрывы паровоздушного облака. Наряду с возможными аварийными ситуациями были также оценены волновые и ледовые нагрузки, возможность возникновения землетрясения, а также транспортные катастрофы, связанные со столкновением судов и падением вертолетов. Рассматривались проблемы безопасности нефтепровода в порт Де-Ка-стри. Первоначально предлагалось установить на нем задвижки с ручным приводом, что вызвало критику сахалинских экологов и средств массовой информации. Компания пообещала оборудовать трубопровод автоматическими задвижками с дистанционным управлением. Подводным участкам трубопроводов на северо-востоке Сахалина угрожают стамухи (огромные ледовые гряды, способные оставлять на дне 6-метровые борозды в акваториях с глубиной 25-30 метров). С терминала «Де-Кастри» нефть будет перевозиться круглогодично танкерами через Татарский пролив в Японию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Через Де-Кастри ежегодно будет отгружаться 12, 5 млн тонн сахалинской нефти. Приходить за ней будут танкеры грузоподъемностью не менее 100 тыс. тонн, причальная система для судов-гигантов устанавливается в шести километрах от берега. Освоение проекта «Сахалин-2» началось в 1994 году. Пильтун-Астохское месторождение (ПАМ) нефти и газа, с разработки которого началась реализация проекта «Сахалин-2», расположено в
Платформа «Моликпак» Охотском море, на северо-восточном шельфе о. Сахалин, в пределах территориального моря Российской Федерации. Платформа ПА-А или «Моликпак» расположена в море на расстоянии 17 км от берега и приблизительно в 24 км юго-восточнее входа в Пильтунский залив. Она является частью эксплуатационного комплекса «Витязь», который также включает плавучее нефтеналивное хранилище «Оха» (ПНХ), которое пришвартовано к бую одноякорного причала (ОЯП). Добыча нефти началась в июле 1999 года. Нефть транспортируется через подводный трубопровод на плавучее нефтеналивное хранилище для отгрузки на танкеры. Поскольку на платформе отсутствует нефтехранилище, добыча приостанавливается в течение зимнего сезона (с декабря по май), когда ПНХ не используется из-за ледовых условий. В это время трубопровод промывается водой и остается в своем нормальном положении на морском дне, буй ОЯП погружается на морское дно, а ПНХ отплывает в Охотс- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов кое море. Однако в течение этого времени буровые работы на платформе ПА-А продолжаются. ПНХ будет выведено из эксплуатации, как только платформа ПА-А будет соединена с трубопроводной сетью, которая будет связывать платформу ПА-А с платформой ПА-Б; вывод ПНХ из эксплуатации предполагается в 2005 году. Схема нефтедобычи и нефтепроводов по проектам «Сахалин-1» и «Са-халин-2» изображена на рис. 15. В 2006 году ПНХ будет использоваться в качестве рабочего судна. В определенное время ПНХ будет перебазировано с Пильтун-Астохско-го месторождения для эксплуатации на других нефтегазовых месторождениях. Планируемая платформа ПА-Б будет размещена в море на расстоянии 20 км от берега на глубине воды 30 м. Ожидается, что добыча начнется в 2006 году. Платформа ПА-Б будет буровой и нефтедобывающей платформой с жилыми помещениями для эксплуатационного персонала. Она предназначена для круглогодичной эксплуатации. Максимальный годовой объем добычи будет составлять 3, 2-3, 4 млн тонн в год сырой нефти. Платформа ПА-Б будет четырехопорной с бетонным основанием гравитационного типа (ОГТ). Размеры ОГТ составляют 109, 1 м х 99, 3 м с высотой 15 м и с четырьмя цилиндрическими опорами диаметром 22 и 24 м, которые поддерживают надводную часть конструкции верхних строений платформы. Юго-восточная опора платформы будет использоваться в качестве бурового отсека, северо-восточная опора будет использоваться для трубопроводных стояков, а западные опоры будут использоваться для насосов морской воды и насосов водяного пожаротушения, а также для резервуаров хранения и вспомогательных насосов. Буровой отсек на юго-восточной опоре будет иметь 45 буровых шахт, предназначенных для 20-30 эксплуатационных скважин (включая газлифтные скважины) и 15-22 водонагнетательных скважин (включая одну запасную шахту). Система закачки шлама будет использоваться для сброса бурового раствора на нефтяной основе, нефтезагрязненных механических примесей, песка и бурового шлама. Эта система и конструкция скважины предусматривают возможность закачки бурового шлама в затрубное пространство скважины при использовании буровых растворов на нефтяной основе. Буровой шлам на водяной основе, выработанный в первой скважине и в направляющей колонне труб для каждой последующей скважины, будет сбрасываться за борт. Платформа будет способна разместить 100 человек постоянного персонала и 40 человек временного персонала. Планируемая платформа Лун-А будет обслуживаемой буровой платформой с несколькими технологическими установками. Платформа Лун-А Глава 2. Риски разливов нефти на море
Рис. 15. Схема освоения нефтяных месторождений Сахалина Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов будет основным поставщиком газа для завода по сжижению природного газа (СПГ). Конденсат/нефть и газ будут направляться на объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) для переработки. Предполагается, что добыча с платформы Лун-А начнется в конце 2005 года или в начале 2006 года. Максимальный годовой объем добычи будет составлять приблизительно 19 млрд м газа и приблизительно 2, 9 млн м конденсата и нефти. Платформа Лун-А будет четырехопорной платформой с основанием гравитационного типа. Размеры ОГТ составляют 104, 1 м х 96 м, с высотой 15 м и с четырьмя цилиндрическими опорами диаметром 24, 5 м, которые поддерживают надводную часть конструкции верхних строений платформы. Юго-восточная опора будет использоваться в качестве бурового отсека, в то время как северо-восточная опора будет использоваться для трубопроводных стояков. Западные опоры будут использоваться для резервуаров хранения негорючих веществ, а также для насосов морской воды и насосов водяного пожаротушения. Буровой отсек будет иметь 27 буровых шахт; максимальное количество одновременно используемых эксплуатационных скважин будет 21. Бурение на платформе Лун-А планируется начать в четвертом квартале 2005 года, тогда как предполагается, что добыча на платформе ПА-Б начнется в третьем квартале 2006 года. На всех трех платформах будет осуществляться круглогодичное бурение. В течение эксплуатации вспомогательные суда будут посещать каждую платформу приблизительно один раз каждые десять дней. Нефтегазовые работы, связанные с проектом «Сахалин-2», предполагается завершить около 2045 года. Морские платформы будут установлены на каждом участке ПА-Б и Лун-А. Платформы будут иметь объединенные буровые мощности и мощности добычи. Морские трубопроводы будут установлены и частично заглублены на глубину 0, 3 м между существующей платформой ПА-А и платформой ПА-Б на расстоянии 15, 3 км от платформы ПА-А до берега, 6 км от платформы Лун-А до берега и 1, 5 км от ТОН до ВПУ в заливе Анива. Большинство секций будет заглублено. Трасса нефте-газопроводов пересекает практически всю территорию острова с севера на юг. Планируемая длина нефтепровода составляет 800 км, газопровода - 834 км. Трасса пересекает свыше 1000 водоемов, из них 58 водоемов большого рыбохозяйственного значения. Особую озабоченность у экологов вызывает трасса морских трубопроводов, которая проходит через заливы Пильтун, Чайво, Нобиль, Найво. В этих заливах расположены места обитания морских котиков и кита, а также нерестилища рыб ценных пород. Сухопутная трасса трубопроводной системы
|