Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Нефть и газ - фундамент экономики современной России






Нефть и газ - фундамент экономики современной России. Но и ис­точник повышенной опасности для окружающей природной среды. Нефтегазовый комплекс был и остается крупнейшим загрязнителем при­родной среды в стране. Он дает до 30% загрязняющих веществ, выбра­сываемых промышленностью. Многие водоемы, соседствующие с разра­батываемыми месторождениями, до чрезвычайности загрязнены нефте­продуктами. На балансе нефтяников - более 100 тыс. га нарушенных земель. Более половины промышленных отходов - это тоже продукт жиз­недеятельности топливного комплекса. Тысячи «бесхозных» скважин, тысячи километров ржавеющих внутрипромысловых и магистральных трубопроводов - это постоянная угроза аварий с тяжелыми экологичес­кими и экономическими последствиями.

По данным самих нефтяников, более одного процента добываемой нефти проливается на землю при извлечении из недр или транспорти­ровке. Оценка экспертов гораздо выше. Но если учесть, что Россия сей­час добывает около 470 млн тонн нефти в год, на землю в любом случае льются миллионы тонн нефти и нетепродуктов. Как выглядит один мил­лион тонн нефти? Цистерны с миллионом тонн нефти образовали бы поезд длиною в 220 километров.

Особенно велики потери при перекачке на самих месторождениях -от скважины до пункта сбора. Трубы там сравнительно тонкие, а нефть идет такой, какой она поступила из недр - с водой, газом, солями, тяже­лыми парафиновыми фракциями. Трубопроводы быстро корродируют. По технологии их положено полностью менять раз в несколько лет, на практике же это происходит только после заметной утечки. Такие утеч­ки по масштабам сравнительно невелики, но их число очень велико: 25-30 тыс. зарегистрированных случаев ежегодно. Считается, что только в Западной Сибири за время эксплуатации ее месторождений в землю ушло около 100 млн тонн нефти. Одна из нефтяных компаний начинала с того, что на чужих месторождениях собирала с поверхности земли про­литую нефть и пускала ее на переработку.

Впрочем, собрать с земли можно в лучшем случае около трети проли­той нефти - она быстро уходит в почву. С тем, что не ушло, на российс­ких месторождениях поступают традиционно варварски: если позволяет местность - выжигают, а что нельзя ни всосать, ни сжечь, просто обва­ловывают землей и присыпают сверху песочком. Еще и травку посеют, чтобы нагляднее показать успехи рекультивации.

В России по ряду причин вообще не проводится учет потерь сырой нефти в промежутке между поступлением ее из скважин на земную по­верхность и до ее подачи к нефтеперерабатывающим заводам. Нефтяни­ки, опасаясь крупных штрафных санкций, стремятся скрыть разливы. Поэтому получить точные сведения о действительных объемах разливов нефти часто практически невозможно.


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Следует отметить, что в связи с межведомственным и межотрасле­вым характером и тяжестью возможных последствий, чрезвычайная ситуация, связанная с разливом нефти, является единственным видом ЧС, для которой организация мероприятий по ее предупреждению и ликвидации непосредственно определены требованиями соответствую­щих постановлений Правительства Российской Федерации.

Основная причина учащения случаев разливов лежит на поверхности: снижение надежности техники, контроля за состоянием нефтедобываю­щих и транспортных систем, неспособность поддержания дисциплины производства. За последнее время доля аварий из-за физического износа и коррозии металла увеличилась до 60-70%, а объемы профилактичес­ких работ составляют не более 2% от общей протяженности трубопрово­дов, при необходимых 10-12%. Ощущается недостаток средств дистан­ционной диагностики трубопроводов, надежного бурового, нефтепромыс­лового оборудования и транспортных систем, пригодных для условий вечной мерзлоты и низких температур воздуха.

Наиболее часто применяемые в настоящее время способы ликвида­ции нефтяных разливов, например, с последующим выжиганием или за­хоронением остатков, не только не устраняют негативные экологические последствия, но нередко усугубляют их. Рекультивация земель после ава­рий производится несвоевременно и неэффективно.

Страдает и организация работ по ликвидации последствий разливов. Деятельность аварийных бригад фактически сводится к восстановлению герметичности трубопроводов, сбор же нефти, устранение замазученнос-ти, как правило, выполняются значительно позже. Или не выполняются вовсе. Поэтому проблема ликвидации «старых» нефтяных загрязнений почвы, образовавшихся в результате аварийных разливов или постепен­ного накопления в течение длительного периода, является для нашей страны одновременно и острой, и хронической.

Очевидно, что такое положение во многом связано и с несвоевремен­ным реагированием на разливы, слабой материальной базой служб по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. И, что не менее важно, с отсутствием государственной политики по этой проблеме.

Основополагающими принципами такой политики должны быть: создание системы предупреждения нефтеразливов; обеспечение посто­янной готовности профессиональных, мобильных сил к предотвраще­нию загрязнения окружающей среды и защите людей в соответствии с действующим законодательством; региональный подход к созданию базы таких формирований; совершенствование методик оценки на­несенного ущерба природной среде и определения порядка его воз­мещения.


Заключение

Задачу предупреждения аварий с тяжелыми последствиями или ми­нимизации ущерба от утечек нефти необходимо решать одновременно в двух направлениях:

1) повышение безопасности объектов на этапах проектирования, стро­
ительства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;

2) совершенствования средств локализации разливов нефти и техно­
логии устранения последствий разлива.

Оптимизация затрат на предупреждение утечек нефти и ликвидацию последствий требует выработки компромисса между целями достижения компаниями макро- и микроэкономических показателей деятельности, а также выполнения требований регулирования по снижению опасностей возникновения аварий с тяжелыми последствиями.

На макроэкономическом уровне меры по снижению опасностей воз­никновения аварий с тяжелыми последствиями являются приоритетны­ми для устойчивого развития экономики страны помимо того, что они эффективно работают на сохранение жизни и здоровья людей, защиту окружающей природной среды.

На микроэкономическом уровне дополнительные меры по снижению опасностей возникновения аварий с тяжелыми последствиями являются условно убыточными. Для компаний с низким качеством корпоративно­го управления улучшение экономических показателей деятельности до­стигается и за счет снижения издержек на меры по безопасности

По второму направлению совершенствования средств локализации разливов нефти и технологии устранения последствий можно отметить, что недостаток высокотехнологичных средств и обычных средств влечет к утяжелению последствий утечек нефти, а избыточные же запасы при­водят к замораживанию определенных финансовых ресурсов, и как след­ствие - к снижению экономических показателей.

Очевидна необходимость формализации требований по ассиметрич-ности баланса затрат компаний на предупреждение разливов нефти и на содержание средств по локализации и ликвидации последствий утечек. То есть чем больше компания реализует средств на комплекс мер по предупреждению утечек, тем меньше она должна вкладывать средств в мероприятия по ликвидации последствий. И наоборот.

Оптимизация предупредительных мер по схеме «ассиметричного ба­ланса» могла бы проводиться на основе подхода адекватности, при кото­ром возможные меры последовательно анализируются по критериям при­годности, необходимости и достаточности.

Особый подход должен быть к готовности служб по борьбе с разлива­ми нефти при разработке шельфовых месторождений. Например, Саха­лин является уникальной зоной гнездования птиц, нерестилищ рыб. Толь­ко котиков здесь более 60-ти тысяч особей. Однако внимательное изуче-


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ние планов ликвидация аварийных разливов нефти показывает, что ост­ров практически не защищен от крупных разливов нефти, в первую оче­редь, не решены вопросы защиты береговой зоны и ее биоресурсов. При­мерно такое же положение складывается на Черном море, в северных морях.

Разведанные запасы нефти, на экспорте которой основано благопо­лучие российского бюджета, постепенно тают. По данным МПР Рос­сии, нынешние темпы нефтедобычи обеспечены запасами только до 2010 года. В то время как добыча нефти с 1999 года растет, уровень возобновления запасов падает. Разведка новых месторождений идет все медленнее - в 2004 году в России добыто 460 млн тонн, а разведано -вдвое меньше. В целом уровень воспроизводства сырьевых запасов в России - примерно 85%.

При разработке стратегии развития ТЭК до 2030 года были обобще­ны все данные по уровням добычи, запасам и прогнозам по всем компа­ниям и институтам. Была составлена программа, в соответствии с кото­рой в 2005 году уровень добычи нефти должен был быть 340 миллионов тонн и в принципе около этой цифры в дальнейшем колебаться. При такой добыче запасы сырья можно было восстанавливать. Однако уже в 2001 году установленная планка была превышена. Ежегодно из недр вы­качивают на 70~80 миллионов тонн больше, чем записывалось в перво­начальных планах, разработанных Минтопэнерго России. При этом до­быча нефти часто ведется хищнически. Так, в 1992 году в Западной Си­бири простаивало 6 процентов скважин, а в 2004 году - уже 26 процентов. Число эксплуатируемых скважин у большинства компаний падает, а до­быча растет. За 10 лет в Ханты-Мансийском автономном округе не было пробурено 20 тысяч скважин, предусмотренных в лицензиях.

На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 13 тыс. ли­цензий на право пользования недрами, а мониторинг выполнения ли­цензионных соглашений не проводился на протяжении всех последних лет. Так и не были разработаны единые требования к лицензионным соглашениям - в некоторых, особенно в тех, которые выдавались в пе­риод с 1991 по 1995 годы, государство не указывало никаких существен­ных условий. Соответственно никаких основанных на законе требований к недропользователю предъявлять нельзя. При этом были полностью ос­тавлены без внимания такие вопросы, как консервация скважин, броше-ные нефтепроводы. По сути дела, было утрачено само понятие ответ­ственности недропользователя за рациональное природопользование.

Пора понять, что безответственное отношение к потере нефтепродук­тов по разным причинам, в том числе и по причинам систематических разливов нефти и нефетепродуктов на всех этапах их добычи и транс­портировки является недопустимым. Мы не настолько богаты, чтобы спо­койно смотреть на эти потери.


Заключение

Существует вредное устоявшееся мнение о том, что наша страна яв­ляется одной из двух богатейших по объему энергоресурсов стран в мире. Да, Россия - лидер по запасам и добыче газа и вслед за Саудовской Аравией и опережает все другие страны по добыче и запасам нефти. Но это справедливо только в валовом исчислении. В расчете на душу насе­ления картина мира выглядит по-другому.

По удельному размеру запасов углеводородов на душу населения Рос­сия находится далеко за пределами первого десятка стран. На каждого гражданина России приходится 471 тонн текущих запасов нефти и газа. Это в полтора раза меньше, чем на норвежца, и не сопоставимо низко по сравнению с Катаром, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией. Даже сре­ди бывших республик Союза Россию по этому показателю за счет газа нас опережает Туркменистан (таблица 39).

Таблица 39 Удельный размер запасов углеводородов на душу населения

 

Страна Удельные запасы, всего* Доля нефти, %
Катар    
ОАЭ    
Кувейт    
Саудовская Аравия    
Бруней    
Ливия    
Ирак    
Норвегия    
Тринидад и Тобаго    
Иран    
Венесуэла    
Туркменистан (суша)    
Оман    
Россия    

* Запасы на 01.01.04 приведены по данным О1Ь& Саз ^игпа! (Россия - данные Счет­ной палаты РФ).

О реальности наших планов ликвидации разливов нефти можно су­дить по реакциям на разливы нефти у города Холмска (Сахалинская область) в 2004 году и в Тверской области в 2005 году.

8 сентября 2004 года в результате сильного ветра и сильного волне­ния моря произошел выброс земснаряда «Христофор Колумб» водоиз­мещением 8123 тонн на мель напротив города Холмск в 50 м от берега.


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Сбор нефтепродуктов после аварии земснаряда «Христофор Колумб»,

сентябрь 2004 года

Судно работало по контракту с компанией «Сахалинская энергия». По­лучили повреждения 3 танка с нефтепродуктами, что привело к выбросу нефтепродуктов в акваторию моря. Вылилось 280 куб. м нефтепродук­тов с образованием нефтяного пятна длиной более 4 км, произошло за­грязнение прибрежной линии. Ущерб от разлива нефти составил более 57 млн рублей. Мэр Холмска назвал инцидент экологической катастро­фой, с последствиями которой городу придется бороться несколько лет. Шесть километров побережья, включая самый популярный городской пляж, были покрыты токсичным мазутом. Десятки местных жителей об­ратились к медикам с жалобами на головные боли и проблемы с органа­ми дыхания. Из-за ядовитых паров на больничных койках оказались 44 человека. Всем был поставлен диагноз «отравление парами нефтепро­дуктов». По предварительным сведениям, уровень предельно допусти­мой концентрации испарений разлившихся в море и выброшенных на берег нефтепродуктов был превышен более чем в 3 раза.

В течение 9 сентября проходило отмобилизование оборудования, не­обходимого для сбора нефтепродуктов и очистки территории. Необходи-


Заключение

мое оборудование везли за сотни километров. Работы по ликвидации разлива начались только 10 сентября. Сутки с момента аварии были по­теряны из-за неорганизованности системы ликвидации аварийных раз­ливов нефти. Шел слишком долгий процесс согласования решений для начала работ. Следует отметить, что установленное время реагирования на подобные аварии не должно превышать 4 часов.

Специальные боковые ограждения удалось установить лишь 15 сен­тября. Они были нужны для того, чтобы разлившиеся тонны мазута не попали в акваторию Татарского пролива. Нефтяные пятна на поверхнос­ти воды обрабатывались абсорбирующими материалами, впитывающими остатки разлившегося топлива.

Произошла, в сущности, незначительная авария, вылились порядка 280 тонн - и все остановилось. Необходимое оборудование для ликвида­ции аварийных разливов размещено на севере острова у компании «Са­халинская энергия». Потребовалось два дня для его доставки на место разлива. Где компания «Экошельф», которая по договору с «Сахалинс­кой энергией» должна быть на месте аварии - с матами, бонами, нефте-сорбентами уже через несколько часов? Ее тоже не было в первые дни. Сутки после аварии ничего не делалось. Вместо слаженной работы мно­гочисленных организаций, призванных отвечать за возможные аварий­ные ситуации, реально работали одни общественники с лопатами и спа­сатели МЧС России.

В то время, когда на мировых рынках нефть стоит очень дорого, Рос­сии нельзя терять ни единой капли ценного продукта. На Дальнем Вос­токе топливно-энергетический комплекс развивается все динамичнее, а значит, ситуации, подобные разливу нефти из судна «Христофор Ко­лумб» могут повторяться. Виновники аварии не то, что не хотели, а про­сто не могли ничем помочь спасателям. «Компания «Сахалин Энергия» оказалась не готова к локализации и ликвидации тех разливов, которые произошли 8 сентября. Территория Сахалинской области занесена в осо­бую группу риска. Единственный способ предотвращать аварию - нала­дить межведомственное взаимодействие.

В нефтяных компаниях, осуществляющие операции с нефтью в Саха­линской области, отсутствуют силы и средства, способные обеспечить безопасность населения и территории от аварийных разливов нефти. Отсутствуют также согласованные Планы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организациях, осуществляющих операции с нефтью, и территориальных органах власти. По мнению губернатора И. Малахова, Сахалинской области уже сегодня необходима единая территориальная система ЛРН, обладающая необходимыми людскими и материальными ресурсами. То есть речь идет только о создании системы, несмотря на то, что на Сахалине уже давно идет интенсивная добыча нефти, включая добычу на шельфе острова.


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

15 июня 2005 года в Тверской области в Зубцовском районе при схо­де с рельсов 26 цистерн произошел разлив более 780 тонн мазута. И опять выявилась неготовность к проведению оператинвых работ по лик­видации разлива нефтепродуктов. К тому же в первый день катастрофы не была предпринята выемка документов, поэтому невозможно было точно определить состав нефтепродуктов.

Владельцы нефтеперерабатывающих заводов и транспортировщики нефтепродуктов должны иметь планы ликвидации разлива нефтепродук­тов. «ОАО «РЖД» такого плана не имело, как не имела его и админист­рация Тверской области, на территории которой произошла авария.

Аварийные службы не могли долго подъехать к перевернувшемуся поезду с мазутом из-за повреждения путей. Не хватало и длины рукавов, по которым мазут должен был перекачиваться в цистерны. Лишь с 18 числа началась наиболее активная работа по ликвидации аварии, когда подключились вертолеты МЧС России, распыляющие реагенты.

Масштабы загрязнения окружающей среды при добыче, транспорти­ровке и хранении нефти и нефтепродуктов приобретают в настоящее время недопустимые масштабы. Необходимо освободиться от иллюзий, что места добычи, транспортировки и перевалки нефти и нефтепродук­тов в обозримом будущем станут экологически безопасными вследствие технических и организационных мероприятий. Это слишком дорогое удо­вольствие даже для самых богатых и развитых стран. Единственным эко­номически приемлемым способом борьбы с объективно предсказуемыми и неизбежно происходящими загрязнениями является наличие на потен­циально опасных объектах природоохранных средств, находящихся в по­стоянной готовности к перемещению и применению, и персонала, спо­собного эти средства применить.

Мировой опыт борьбы с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами показывает, что для оперативного реагирования на ава­рийные ситуации необходим постоянно находящийся в готовности ком­плекс технических средств в виде универсальных экологических комп­лектов, автономных аварийных экологических модулей, мобильных ус­тановок, содержащих постоянно возобновляемый (неснижаемый) запас природоохранных средств.

Состав комплекта природоохранных средств должен соответствовать конкретной специфике их применения. Хорошо известно, что в разви­тых странах автотранспорт, перевозящий нефтепродукты в обязательном порядке, комплектуется специальным набором природоохранных средств для локализации и ликвидации разливов. В России это новшество реа­лизовано отнюдь не повсеместно. Накопленный опыт применения таких комплектов может и должен быть распространен на все мобильные и стационарные объекты, представляющие потенциальную угрозу загряз­нения окружающей среды.


Заключение

Чтобы уменьшить тяжелые последствия загрязнения окружающей сре­ды нефтью и нефтепродуктами, необходимо реализовать целый комп­лекс мероприятий. Во-первых, должны быть разработаны эффективные планы ликвидации разливов нефти. Теоретически эти документы во мно­гих случаях существуют, но, как показал опыт работ по ликвидации раз­лива нефти в Онежской губе и аварии у берегов г. Холмска (Сахалин­ская область), эффективность их выполнения крайне низка. Во-вторых, должна быть разработана и развернута система экологического и произ­водственного мониторинга. В-третьих, необходимо усилить надзор за транспортными компаниями и добиваться, чтобы они соблюдали требо­вания законодательства и нормативов. И, наконец, надо более строго про­водить экологическую экспертизу проектов нефтяных и транспортных компаний.

В США минимальная плата за недропользование - 12, 5 процента, а средняя ставка в мире - 18 процентов от объема добываемых ресурсов. Ни один объект по добыче нефтересурсов не начинает строиться, пока эта ставка не согласована. А мы берем плату за наши недра всего шесть-восемь процентов и не имеем гарантий на мобилизацию ресурсов для борьбы с разливами нефти в установленные сроки.

«Сахалин-1» и «Сахалин-2» - на сегодня это главный и по-существу единственный полигон, где проверяются на практике принципы соглаше­ния раздела продукции (СРП). Главная особенность СРП - схема возме­щения затрат инвестора. Сразу выплачиваются: бонус на дату вступления соглашения в силу (15 миллионов долларов); платежи за пользование до­говорной акваторией (от 50 до 400 долларов за один квадратный кило­метр в год - в целом это не дотянет и до 1 миллиона долларов); ренталс -платежи за право геологического изучения недр - 150-225 долларов за один квадратный километр акватории в год в течение периода геологичес­кого изучения недр; роялти - платежи за право пользования недрами в размере 8 процентов углеводородов, добытых и доставленых на пункт до­ставки и раздела продукции, или 8 процентов их стоимости.

Кроме того, возможна выплата бонуса в размере от 10 до 20 милли­онов долларов за каждое из трех месторождений на начало их реализа­ции. Но выплата обусловлена рентабельностью этих месторождений, а расчет рентабельности - полностью в руках оператора, то есть «Саха­линская энергия».

Доказанные на сегодня извлекаемые запасы нефти и конденсата на сахалинском шельфе исчисляются более чем тремя сотнями миллионов тонн, газа - порядка полутриллиона кубометров. Даже если оценить их значительно ниже нынешней мировой цены, выручка от продажи этой продукции может превысить 100 миллиардов долларов.

Иностранный инвестор должен платить налог на прибыль, но саму прибыль будет подсчитывать по своему разумению и всегда сможет ее


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

приуменьшить. Он должен делиться добытой нефтью не только после возмещения своих затрат, которые сам будет осуществлять и подсчи­тывать, но и после того, как рентабельность его производства достигнет 17, 5 процента. СРП в сущности воссоздает ситуацию, когда затраты не имеют значения, потому что тратится чужая собственность.

Комплексный подход к решению всех этих острых проблем уже се­годня выявляет некоторые пробелы в нормативно-правовых документах. Например, в соглашениях о разделе продукции нечетко отражены «ава­рийные» обязанности сторон, требуется их доработка и конкретизация. Так, для модели, предусматривающей максимальный разлив нефти, пла­нами ЛРН закладывается выдвижение сил и средств из-за пределов Рос­сии, с чем трудно согласиться исходя из реальных условий. Можно ска­зать, что компании не несут практически никакой ответственности за потенциальный экологический ущерб, поскольку СРП выводят их из поля российского законодательства. Репутация некоторых участников проек­та СРП изрядно подпорчена. Например, компания «Эксон» славится уме­нием уходить от ответственности за нефтяные разливы. Она до сих пор не удовлетворила всех исков за катастрофу танкера «Эксон Валдес» в 1989 году на Аляске. Кстати, изначально эта компания даже не собира­лась брать на себя ответственность за безопасность танкерной перевозки нефти из порта Де-Кастри.

Но как всегда вопрос реализации этих мер упирается в финансирова­ние. В большинстве развитых стран этот вопрос решен законодательно. Применяется практика обязательных залогов для нефтяных компаний на случай аварийного разлива нефти, ежегодно устанавливаются ставки сбора для нефтяных компаний и танкеров. К сожалению, в нашем зако­нодательстве таких норм пока нет. Поэтому межведомственная комис­сия поручила МЧС, Минтопэнерго, Минтрансу, Госкомэкологии России совместно с ведущими нефтяными и транспортными компаниями создать Фонд для финансирования первоочередных работ по ликвидации ава­рийных разливов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время разраба­тываются учредительные и другие необходимые документы. К этой ра­боте подключились многие субъекты Российской Федерации.

Россия приступила к реализации планов промышленной добычи не­фти на морском шельфе. Этот этап связан со значительными рисками из-за целого ряда причин: отсутствие опыта работы на морском шельфе, сложные климатические условия в районах добычи нефти (особенно в Арктических морях и Охотском море), отсутствие необходимой транс­портной инфраструктуры, использование устаревших технологий и обо­рудования и др.

По сути, мы пока отказались от строительства современных буровых платформ - дорого. Взамен покупаем старые импортные платформы (это тоже недешево - от 60 до 80 миллионов долларов и более) и кое-что


Заключение

доделываем по своим условиям. Например, для работ в Арктике купили платформу за 67 млн долларов, надводную часть оставили как есть, а основание полностью переделали. Практика использования старых плат­форм в российских водах началась с Охотского моря, когда хозяева про­екта «Сахалин-1» тоже начали эксплуатировать платформу, проработав­шую до этого свыше 20 лет в различных водах и купленную по цене металлолома. Но с возрастом подобные сооружения теряют свою устой­чивость, начинают оказывать негативное влияние на окружающую сре­ду. Эта же практика взята на вооружение и при освоении шельфа Кас­пия и Арктических морей. Самоподъемная плавучая буровая установка «Астра» была построена в 1983 году в Японии, переоборудована на аст­раханском заводе «Красные баррикады». И только для Кравцовского ме­сторождения (Д-6) на шельфе Балтийского моря компания «Лукойл» построила новую платформу на калининградском заводе.

Можно ли ожидать сокращения числа аварий на нефтепроводах, которые дают львиную долю нефтяных загрязнений? Пожалуй, нет, потому что нормативные сроки эксплуатации линейной части, резерву­аров, нефтеперекачивающих станций, оборудования на ряде участков магистральных нефтепроводов уже истекла. Значительное их число требуется оснастить современными системами автоматики, телемехани­ки и электроснабжения, а для этого нужны существенные финансовые вложения.

При нормативном сроке службы, составляющем, например, для на­сосного оборудования девять лет, а для электросилового - восемнад­цать, фактические сроки эксплуатации оборудования некоторых нефте­перекачивающих станиций достигают 25-30 лет. Срок службы 60% объек­тов резервуарного парка превышает нормативный.

Постоянный мониторинг технического состояния нефтепроводов с помощью внутритрубного диагностического обследования действующих магистралей (его результаты являются основой для формирования пла­нов текущего и капитального ремонтов) показывает, что ежегодно необ­ходимо проводить диагностирование более 16 тыс. км нефтепроводов, а при существующем сегодня уровне финансирования удается продиагно-стировать только 11 тыс. км. При диагностике обнаруживается множе­ство не выявленных ранее дефектов труб из-за старения и дефектов свар­ных швов, и чтобы своевременно их устранить, требуется увеличить объе­мы ремонтных работ в шесть раз.

Для обеспечения надежной эксплуатации магистральных нефтепро­водов и восстановления их проектных технических характеристик еже­годно должна производиться замена 1580 км труб и 3000 км изоляции. Реальные же цифры в 2-3 раза ниже. Данная ситуация, обусловленная недостаточным финансированием, чревата ростом вероятности отказов и аварий.


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Из 657 подводных переходов магистральных нефтепроводов более 200 имеют возраст от 29 до 38 лет. При проектировании и строительстве переходов в 1960-1970 годы такие факторы, как старение и воздействие русловых переформирований, учитывались слабо, что приводит в насто­ящее время к нарушению герметичности трубопровода. Первоочередно­го ремонта требуют 100 подводных переходов.

Если говорить о надежности нефтепроводов, то нельзя не отметить, что в значительной мере она предопределяется качеством изоляционных материалов и технологией их нанесения. Изоляционное покрытие более 29% магистральных нефтепроводов, согласно заключению ВНИИСТ, не соответствует нормативным требованиям.

Это же можно сказать и о более 70% насосных станций магистраль­ных нефтепроводов АК «Транснефть», которые были построены 15-25 лет назад. Устаревшее оборудование насосных станций имеет низкую на­дежность и требует реконструкции и замены. Пока невелик процент насосных станций, оборудованных современными микропроцессорными системами, позволяющими реализовать весь набор требуемых функций. Необходимо осуществить замену устаревших систем автоматики на 282 насосных станциях [116].

Протяженность линейной части нефтепроводов, оборудованных сис­темами телемеханики, чуть больше 70%. В этой ситуации невозможно перевести в режим телеуправления 2705 линейных задвижек.

Перспективы развития страны напрямую связаны с успешным функ­ционированием нефтегазовой отрасли. И именно в этой сфере процент износа основных фондов даже выше, чем в целом ряде менее значимых секторов промышленности.

Последние пятнадцать лет фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. У сожалению, в ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не вол­новало развитие отрасли. Недостатки действующего законодательства позволили руководству ряда нефтяных компаний использовать внутрен­ние и внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основ­ной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшор­ные структуры и последующая продажа компаний иностранцам. В этих условиях забота о предотвращении или хотя бы сокращении разливов нефти и нефтепродуктов была на последнем месте.

По итогам 2004-2005 годов, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение объема закупок нефтегазового оборудования, столь необходимого для мо­дернизации отрасли. В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи, часто с


Заключение

нарушением режима эксплуатации и, соответственно, увеличением на­грузки на окружающую среду.

В последние годы резко возросла угроза по отношению к нефтяному сектору, что может способствовать возникновению крупных нарушений в энергоснабжении страны. Необходимо совершенствовать стандарты и процедуры обеспечения безопасности объектов нефтяного сектора, раз­бросанных на огромных территориях, с проработкой предварительных оценок коммерческих рисков аварийных ситуаций, создавать системы планирования и совершенствования антитеррористических мероприя­тий, обеспечения информационной безопасности. Ведь разрушительный эквивалент многих из объектов нефтяного комплекса сопоставим с ядерными боевыми зарядами тактического назначения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал