![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Нефть и газ - фундамент экономики современной России
Нефть и газ - фундамент экономики современной России. Но и источник повышенной опасности для окружающей природной среды. Нефтегазовый комплекс был и остается крупнейшим загрязнителем природной среды в стране. Он дает до 30% загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленностью. Многие водоемы, соседствующие с разрабатываемыми месторождениями, до чрезвычайности загрязнены нефтепродуктами. На балансе нефтяников - более 100 тыс. га нарушенных земель. Более половины промышленных отходов - это тоже продукт жизнедеятельности топливного комплекса. Тысячи «бесхозных» скважин, тысячи километров ржавеющих внутрипромысловых и магистральных трубопроводов - это постоянная угроза аварий с тяжелыми экологическими и экономическими последствиями. По данным самих нефтяников, более одного процента добываемой нефти проливается на землю при извлечении из недр или транспортировке. Оценка экспертов гораздо выше. Но если учесть, что Россия сейчас добывает около 470 млн тонн нефти в год, на землю в любом случае льются миллионы тонн нефти и нетепродуктов. Как выглядит один миллион тонн нефти? Цистерны с миллионом тонн нефти образовали бы поезд длиною в 220 километров. Особенно велики потери при перекачке на самих месторождениях -от скважины до пункта сбора. Трубы там сравнительно тонкие, а нефть идет такой, какой она поступила из недр - с водой, газом, солями, тяжелыми парафиновыми фракциями. Трубопроводы быстро корродируют. По технологии их положено полностью менять раз в несколько лет, на практике же это происходит только после заметной утечки. Такие утечки по масштабам сравнительно невелики, но их число очень велико: 25-30 тыс. зарегистрированных случаев ежегодно. Считается, что только в Западной Сибири за время эксплуатации ее месторождений в землю ушло около 100 млн тонн нефти. Одна из нефтяных компаний начинала с того, что на чужих месторождениях собирала с поверхности земли пролитую нефть и пускала ее на переработку. Впрочем, собрать с земли можно в лучшем случае около трети пролитой нефти - она быстро уходит в почву. С тем, что не ушло, на российских месторождениях поступают традиционно варварски: если позволяет местность - выжигают, а что нельзя ни всосать, ни сжечь, просто обваловывают землей и присыпают сверху песочком. Еще и травку посеют, чтобы нагляднее показать успехи рекультивации. В России по ряду причин вообще не проводится учет потерь сырой нефти в промежутке между поступлением ее из скважин на земную поверхность и до ее подачи к нефтеперерабатывающим заводам. Нефтяники, опасаясь крупных штрафных санкций, стремятся скрыть разливы. Поэтому получить точные сведения о действительных объемах разливов нефти часто практически невозможно. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Следует отметить, что в связи с межведомственным и межотраслевым характером и тяжестью возможных последствий, чрезвычайная ситуация, связанная с разливом нефти, является единственным видом ЧС, для которой организация мероприятий по ее предупреждению и ликвидации непосредственно определены требованиями соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации. Основная причина учащения случаев разливов лежит на поверхности: снижение надежности техники, контроля за состоянием нефтедобывающих и транспортных систем, неспособность поддержания дисциплины производства. За последнее время доля аварий из-за физического износа и коррозии металла увеличилась до 60-70%, а объемы профилактических работ составляют не более 2% от общей протяженности трубопроводов, при необходимых 10-12%. Ощущается недостаток средств дистанционной диагностики трубопроводов, надежного бурового, нефтепромыслового оборудования и транспортных систем, пригодных для условий вечной мерзлоты и низких температур воздуха. Наиболее часто применяемые в настоящее время способы ликвидации нефтяных разливов, например, с последующим выжиганием или захоронением остатков, не только не устраняют негативные экологические последствия, но нередко усугубляют их. Рекультивация земель после аварий производится несвоевременно и неэффективно. Страдает и организация работ по ликвидации последствий разливов. Деятельность аварийных бригад фактически сводится к восстановлению герметичности трубопроводов, сбор же нефти, устранение замазученнос-ти, как правило, выполняются значительно позже. Или не выполняются вовсе. Поэтому проблема ликвидации «старых» нефтяных загрязнений почвы, образовавшихся в результате аварийных разливов или постепенного накопления в течение длительного периода, является для нашей страны одновременно и острой, и хронической. Очевидно, что такое положение во многом связано и с несвоевременным реагированием на разливы, слабой материальной базой служб по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. И, что не менее важно, с отсутствием государственной политики по этой проблеме. Основополагающими принципами такой политики должны быть: создание системы предупреждения нефтеразливов; обеспечение постоянной готовности профессиональных, мобильных сил к предотвращению загрязнения окружающей среды и защите людей в соответствии с действующим законодательством; региональный подход к созданию базы таких формирований; совершенствование методик оценки нанесенного ущерба природной среде и определения порядка его возмещения. Заключение Задачу предупреждения аварий с тяжелыми последствиями или минимизации ущерба от утечек нефти необходимо решать одновременно в двух направлениях: 1) повышение безопасности объектов на этапах проектирования, стро 2) совершенствования средств локализации разливов нефти и техно Оптимизация затрат на предупреждение утечек нефти и ликвидацию последствий требует выработки компромисса между целями достижения компаниями макро- и микроэкономических показателей деятельности, а также выполнения требований регулирования по снижению опасностей возникновения аварий с тяжелыми последствиями. На макроэкономическом уровне меры по снижению опасностей возникновения аварий с тяжелыми последствиями являются приоритетными для устойчивого развития экономики страны помимо того, что они эффективно работают на сохранение жизни и здоровья людей, защиту окружающей природной среды. На микроэкономическом уровне дополнительные меры по снижению опасностей возникновения аварий с тяжелыми последствиями являются условно убыточными. Для компаний с низким качеством корпоративного управления улучшение экономических показателей деятельности достигается и за счет снижения издержек на меры по безопасности По второму направлению совершенствования средств локализации разливов нефти и технологии устранения последствий можно отметить, что недостаток высокотехнологичных средств и обычных средств влечет к утяжелению последствий утечек нефти, а избыточные же запасы приводят к замораживанию определенных финансовых ресурсов, и как следствие - к снижению экономических показателей. Очевидна необходимость формализации требований по ассиметрич-ности баланса затрат компаний на предупреждение разливов нефти и на содержание средств по локализации и ликвидации последствий утечек. То есть чем больше компания реализует средств на комплекс мер по предупреждению утечек, тем меньше она должна вкладывать средств в мероприятия по ликвидации последствий. И наоборот. Оптимизация предупредительных мер по схеме «ассиметричного баланса» могла бы проводиться на основе подхода адекватности, при котором возможные меры последовательно анализируются по критериям пригодности, необходимости и достаточности. Особый подход должен быть к готовности служб по борьбе с разливами нефти при разработке шельфовых месторождений. Например, Сахалин является уникальной зоной гнездования птиц, нерестилищ рыб. Только котиков здесь более 60-ти тысяч особей. Однако внимательное изуче- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ние планов ликвидация аварийных разливов нефти показывает, что остров практически не защищен от крупных разливов нефти, в первую очередь, не решены вопросы защиты береговой зоны и ее биоресурсов. Примерно такое же положение складывается на Черном море, в северных морях. Разведанные запасы нефти, на экспорте которой основано благополучие российского бюджета, постепенно тают. По данным МПР России, нынешние темпы нефтедобычи обеспечены запасами только до 2010 года. В то время как добыча нефти с 1999 года растет, уровень возобновления запасов падает. Разведка новых месторождений идет все медленнее - в 2004 году в России добыто 460 млн тонн, а разведано -вдвое меньше. В целом уровень воспроизводства сырьевых запасов в России - примерно 85%. При разработке стратегии развития ТЭК до 2030 года были обобщены все данные по уровням добычи, запасам и прогнозам по всем компаниям и институтам. Была составлена программа, в соответствии с которой в 2005 году уровень добычи нефти должен был быть 340 миллионов тонн и в принципе около этой цифры в дальнейшем колебаться. При такой добыче запасы сырья можно было восстанавливать. Однако уже в 2001 году установленная планка была превышена. Ежегодно из недр выкачивают на 70~80 миллионов тонн больше, чем записывалось в первоначальных планах, разработанных Минтопэнерго России. При этом добыча нефти часто ведется хищнически. Так, в 1992 году в Западной Сибири простаивало 6 процентов скважин, а в 2004 году - уже 26 процентов. Число эксплуатируемых скважин у большинства компаний падает, а добыча растет. За 10 лет в Ханты-Мансийском автономном округе не было пробурено 20 тысяч скважин, предусмотренных в лицензиях. На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 13 тыс. лицензий на право пользования недрами, а мониторинг выполнения лицензионных соглашений не проводился на протяжении всех последних лет. Так и не были разработаны единые требования к лицензионным соглашениям - в некоторых, особенно в тех, которые выдавались в период с 1991 по 1995 годы, государство не указывало никаких существенных условий. Соответственно никаких основанных на законе требований к недропользователю предъявлять нельзя. При этом были полностью оставлены без внимания такие вопросы, как консервация скважин, броше-ные нефтепроводы. По сути дела, было утрачено само понятие ответственности недропользователя за рациональное природопользование. Пора понять, что безответственное отношение к потере нефтепродуктов по разным причинам, в том числе и по причинам систематических разливов нефти и нефетепродуктов на всех этапах их добычи и транспортировки является недопустимым. Мы не настолько богаты, чтобы спокойно смотреть на эти потери. Заключение Существует вредное устоявшееся мнение о том, что наша страна является одной из двух богатейших по объему энергоресурсов стран в мире. Да, Россия - лидер по запасам и добыче газа и вслед за Саудовской Аравией и опережает все другие страны по добыче и запасам нефти. Но это справедливо только в валовом исчислении. В расчете на душу населения картина мира выглядит по-другому. По удельному размеру запасов углеводородов на душу населения Россия находится далеко за пределами первого десятка стран. На каждого гражданина России приходится 471 тонн текущих запасов нефти и газа. Это в полтора раза меньше, чем на норвежца, и не сопоставимо низко по сравнению с Катаром, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией. Даже среди бывших республик Союза Россию по этому показателю за счет газа нас опережает Туркменистан (таблица 39). Таблица 39 Удельный размер запасов углеводородов на душу населения
* Запасы на 01.01.04 приведены по данным О1Ь& Саз ^игпа! (Россия - данные Счетной палаты РФ). О реальности наших планов ликвидации разливов нефти можно судить по реакциям на разливы нефти у города Холмска (Сахалинская область) в 2004 году и в Тверской области в 2005 году. 8 сентября 2004 года в результате сильного ветра и сильного волнения моря произошел выброс земснаряда «Христофор Колумб» водоизмещением 8123 тонн на мель напротив города Холмск в 50 м от берега.
Сбор нефтепродуктов после аварии земснаряда «Христофор Колумб», сентябрь 2004 года Судно работало по контракту с компанией «Сахалинская энергия». Получили повреждения 3 танка с нефтепродуктами, что привело к выбросу нефтепродуктов в акваторию моря. Вылилось 280 куб. м нефтепродуктов с образованием нефтяного пятна длиной более 4 км, произошло загрязнение прибрежной линии. Ущерб от разлива нефти составил более 57 млн рублей. Мэр Холмска назвал инцидент экологической катастрофой, с последствиями которой городу придется бороться несколько лет. Шесть километров побережья, включая самый популярный городской пляж, были покрыты токсичным мазутом. Десятки местных жителей обратились к медикам с жалобами на головные боли и проблемы с органами дыхания. Из-за ядовитых паров на больничных койках оказались 44 человека. Всем был поставлен диагноз «отравление парами нефтепродуктов». По предварительным сведениям, уровень предельно допустимой концентрации испарений разлившихся в море и выброшенных на берег нефтепродуктов был превышен более чем в 3 раза. В течение 9 сентября проходило отмобилизование оборудования, необходимого для сбора нефтепродуктов и очистки территории. Необходи- Заключение мое оборудование везли за сотни километров. Работы по ликвидации разлива начались только 10 сентября. Сутки с момента аварии были потеряны из-за неорганизованности системы ликвидации аварийных разливов нефти. Шел слишком долгий процесс согласования решений для начала работ. Следует отметить, что установленное время реагирования на подобные аварии не должно превышать 4 часов. Специальные боковые ограждения удалось установить лишь 15 сентября. Они были нужны для того, чтобы разлившиеся тонны мазута не попали в акваторию Татарского пролива. Нефтяные пятна на поверхности воды обрабатывались абсорбирующими материалами, впитывающими остатки разлившегося топлива. Произошла, в сущности, незначительная авария, вылились порядка 280 тонн - и все остановилось. Необходимое оборудование для ликвидации аварийных разливов размещено на севере острова у компании «Сахалинская энергия». Потребовалось два дня для его доставки на место разлива. Где компания «Экошельф», которая по договору с «Сахалинской энергией» должна быть на месте аварии - с матами, бонами, нефте-сорбентами уже через несколько часов? Ее тоже не было в первые дни. Сутки после аварии ничего не делалось. Вместо слаженной работы многочисленных организаций, призванных отвечать за возможные аварийные ситуации, реально работали одни общественники с лопатами и спасатели МЧС России. В то время, когда на мировых рынках нефть стоит очень дорого, России нельзя терять ни единой капли ценного продукта. На Дальнем Востоке топливно-энергетический комплекс развивается все динамичнее, а значит, ситуации, подобные разливу нефти из судна «Христофор Колумб» могут повторяться. Виновники аварии не то, что не хотели, а просто не могли ничем помочь спасателям. «Компания «Сахалин Энергия» оказалась не готова к локализации и ликвидации тех разливов, которые произошли 8 сентября. Территория Сахалинской области занесена в особую группу риска. Единственный способ предотвращать аварию - наладить межведомственное взаимодействие. В нефтяных компаниях, осуществляющие операции с нефтью в Сахалинской области, отсутствуют силы и средства, способные обеспечить безопасность населения и территории от аварийных разливов нефти. Отсутствуют также согласованные Планы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организациях, осуществляющих операции с нефтью, и территориальных органах власти. По мнению губернатора И. Малахова, Сахалинской области уже сегодня необходима единая территориальная система ЛРН, обладающая необходимыми людскими и материальными ресурсами. То есть речь идет только о создании системы, несмотря на то, что на Сахалине уже давно идет интенсивная добыча нефти, включая добычу на шельфе острова. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов 15 июня 2005 года в Тверской области в Зубцовском районе при сходе с рельсов 26 цистерн произошел разлив более 780 тонн мазута. И опять выявилась неготовность к проведению оператинвых работ по ликвидации разлива нефтепродуктов. К тому же в первый день катастрофы не была предпринята выемка документов, поэтому невозможно было точно определить состав нефтепродуктов. Владельцы нефтеперерабатывающих заводов и транспортировщики нефтепродуктов должны иметь планы ликвидации разлива нефтепродуктов. «ОАО «РЖД» такого плана не имело, как не имела его и администрация Тверской области, на территории которой произошла авария. Аварийные службы не могли долго подъехать к перевернувшемуся поезду с мазутом из-за повреждения путей. Не хватало и длины рукавов, по которым мазут должен был перекачиваться в цистерны. Лишь с 18 числа началась наиболее активная работа по ликвидации аварии, когда подключились вертолеты МЧС России, распыляющие реагенты. Масштабы загрязнения окружающей среды при добыче, транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов приобретают в настоящее время недопустимые масштабы. Необходимо освободиться от иллюзий, что места добычи, транспортировки и перевалки нефти и нефтепродуктов в обозримом будущем станут экологически безопасными вследствие технических и организационных мероприятий. Это слишком дорогое удовольствие даже для самых богатых и развитых стран. Единственным экономически приемлемым способом борьбы с объективно предсказуемыми и неизбежно происходящими загрязнениями является наличие на потенциально опасных объектах природоохранных средств, находящихся в постоянной готовности к перемещению и применению, и персонала, способного эти средства применить. Мировой опыт борьбы с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами показывает, что для оперативного реагирования на аварийные ситуации необходим постоянно находящийся в готовности комплекс технических средств в виде универсальных экологических комплектов, автономных аварийных экологических модулей, мобильных установок, содержащих постоянно возобновляемый (неснижаемый) запас природоохранных средств. Состав комплекта природоохранных средств должен соответствовать конкретной специфике их применения. Хорошо известно, что в развитых странах автотранспорт, перевозящий нефтепродукты в обязательном порядке, комплектуется специальным набором природоохранных средств для локализации и ликвидации разливов. В России это новшество реализовано отнюдь не повсеместно. Накопленный опыт применения таких комплектов может и должен быть распространен на все мобильные и стационарные объекты, представляющие потенциальную угрозу загрязнения окружающей среды. Заключение Чтобы уменьшить тяжелые последствия загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, необходимо реализовать целый комплекс мероприятий. Во-первых, должны быть разработаны эффективные планы ликвидации разливов нефти. Теоретически эти документы во многих случаях существуют, но, как показал опыт работ по ликвидации разлива нефти в Онежской губе и аварии у берегов г. Холмска (Сахалинская область), эффективность их выполнения крайне низка. Во-вторых, должна быть разработана и развернута система экологического и производственного мониторинга. В-третьих, необходимо усилить надзор за транспортными компаниями и добиваться, чтобы они соблюдали требования законодательства и нормативов. И, наконец, надо более строго проводить экологическую экспертизу проектов нефтяных и транспортных компаний. В США минимальная плата за недропользование - 12, 5 процента, а средняя ставка в мире - 18 процентов от объема добываемых ресурсов. Ни один объект по добыче нефтересурсов не начинает строиться, пока эта ставка не согласована. А мы берем плату за наши недра всего шесть-восемь процентов и не имеем гарантий на мобилизацию ресурсов для борьбы с разливами нефти в установленные сроки. «Сахалин-1» и «Сахалин-2» - на сегодня это главный и по-существу единственный полигон, где проверяются на практике принципы соглашения раздела продукции (СРП). Главная особенность СРП - схема возмещения затрат инвестора. Сразу выплачиваются: бонус на дату вступления соглашения в силу (15 миллионов долларов); платежи за пользование договорной акваторией (от 50 до 400 долларов за один квадратный километр в год - в целом это не дотянет и до 1 миллиона долларов); ренталс -платежи за право геологического изучения недр - 150-225 долларов за один квадратный километр акватории в год в течение периода геологического изучения недр; роялти - платежи за право пользования недрами в размере 8 процентов углеводородов, добытых и доставленых на пункт доставки и раздела продукции, или 8 процентов их стоимости. Кроме того, возможна выплата бонуса в размере от 10 до 20 миллионов долларов за каждое из трех месторождений на начало их реализации. Но выплата обусловлена рентабельностью этих месторождений, а расчет рентабельности - полностью в руках оператора, то есть «Сахалинская энергия». Доказанные на сегодня извлекаемые запасы нефти и конденсата на сахалинском шельфе исчисляются более чем тремя сотнями миллионов тонн, газа - порядка полутриллиона кубометров. Даже если оценить их значительно ниже нынешней мировой цены, выручка от продажи этой продукции может превысить 100 миллиардов долларов. Иностранный инвестор должен платить налог на прибыль, но саму прибыль будет подсчитывать по своему разумению и всегда сможет ее Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов приуменьшить. Он должен делиться добытой нефтью не только после возмещения своих затрат, которые сам будет осуществлять и подсчитывать, но и после того, как рентабельность его производства достигнет 17, 5 процента. СРП в сущности воссоздает ситуацию, когда затраты не имеют значения, потому что тратится чужая собственность. Комплексный подход к решению всех этих острых проблем уже сегодня выявляет некоторые пробелы в нормативно-правовых документах. Например, в соглашениях о разделе продукции нечетко отражены «аварийные» обязанности сторон, требуется их доработка и конкретизация. Так, для модели, предусматривающей максимальный разлив нефти, планами ЛРН закладывается выдвижение сил и средств из-за пределов России, с чем трудно согласиться исходя из реальных условий. Можно сказать, что компании не несут практически никакой ответственности за потенциальный экологический ущерб, поскольку СРП выводят их из поля российского законодательства. Репутация некоторых участников проекта СРП изрядно подпорчена. Например, компания «Эксон» славится умением уходить от ответственности за нефтяные разливы. Она до сих пор не удовлетворила всех исков за катастрофу танкера «Эксон Валдес» в 1989 году на Аляске. Кстати, изначально эта компания даже не собиралась брать на себя ответственность за безопасность танкерной перевозки нефти из порта Де-Кастри. Но как всегда вопрос реализации этих мер упирается в финансирование. В большинстве развитых стран этот вопрос решен законодательно. Применяется практика обязательных залогов для нефтяных компаний на случай аварийного разлива нефти, ежегодно устанавливаются ставки сбора для нефтяных компаний и танкеров. К сожалению, в нашем законодательстве таких норм пока нет. Поэтому межведомственная комиссия поручила МЧС, Минтопэнерго, Минтрансу, Госкомэкологии России совместно с ведущими нефтяными и транспортными компаниями создать Фонд для финансирования первоочередных работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время разрабатываются учредительные и другие необходимые документы. К этой работе подключились многие субъекты Российской Федерации. Россия приступила к реализации планов промышленной добычи нефти на морском шельфе. Этот этап связан со значительными рисками из-за целого ряда причин: отсутствие опыта работы на морском шельфе, сложные климатические условия в районах добычи нефти (особенно в Арктических морях и Охотском море), отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, использование устаревших технологий и оборудования и др. По сути, мы пока отказались от строительства современных буровых платформ - дорого. Взамен покупаем старые импортные платформы (это тоже недешево - от 60 до 80 миллионов долларов и более) и кое-что Заключение доделываем по своим условиям. Например, для работ в Арктике купили платформу за 67 млн долларов, надводную часть оставили как есть, а основание полностью переделали. Практика использования старых платформ в российских водах началась с Охотского моря, когда хозяева проекта «Сахалин-1» тоже начали эксплуатировать платформу, проработавшую до этого свыше 20 лет в различных водах и купленную по цене металлолома. Но с возрастом подобные сооружения теряют свою устойчивость, начинают оказывать негативное влияние на окружающую среду. Эта же практика взята на вооружение и при освоении шельфа Каспия и Арктических морей. Самоподъемная плавучая буровая установка «Астра» была построена в 1983 году в Японии, переоборудована на астраханском заводе «Красные баррикады». И только для Кравцовского месторождения (Д-6) на шельфе Балтийского моря компания «Лукойл» построила новую платформу на калининградском заводе. Можно ли ожидать сокращения числа аварий на нефтепроводах, которые дают львиную долю нефтяных загрязнений? Пожалуй, нет, потому что нормативные сроки эксплуатации линейной части, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, оборудования на ряде участков магистральных нефтепроводов уже истекла. Значительное их число требуется оснастить современными системами автоматики, телемеханики и электроснабжения, а для этого нужны существенные финансовые вложения. При нормативном сроке службы, составляющем, например, для насосного оборудования девять лет, а для электросилового - восемнадцать, фактические сроки эксплуатации оборудования некоторых нефтеперекачивающих станиций достигают 25-30 лет. Срок службы 60% объектов резервуарного парка превышает нормативный. Постоянный мониторинг технического состояния нефтепроводов с помощью внутритрубного диагностического обследования действующих магистралей (его результаты являются основой для формирования планов текущего и капитального ремонтов) показывает, что ежегодно необходимо проводить диагностирование более 16 тыс. км нефтепроводов, а при существующем сегодня уровне финансирования удается продиагно-стировать только 11 тыс. км. При диагностике обнаруживается множество не выявленных ранее дефектов труб из-за старения и дефектов сварных швов, и чтобы своевременно их устранить, требуется увеличить объемы ремонтных работ в шесть раз. Для обеспечения надежной эксплуатации магистральных нефтепроводов и восстановления их проектных технических характеристик ежегодно должна производиться замена 1580 км труб и 3000 км изоляции. Реальные же цифры в 2-3 раза ниже. Данная ситуация, обусловленная недостаточным финансированием, чревата ростом вероятности отказов и аварий. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Из 657 подводных переходов магистральных нефтепроводов более 200 имеют возраст от 29 до 38 лет. При проектировании и строительстве переходов в 1960-1970 годы такие факторы, как старение и воздействие русловых переформирований, учитывались слабо, что приводит в настоящее время к нарушению герметичности трубопровода. Первоочередного ремонта требуют 100 подводных переходов. Если говорить о надежности нефтепроводов, то нельзя не отметить, что в значительной мере она предопределяется качеством изоляционных материалов и технологией их нанесения. Изоляционное покрытие более 29% магистральных нефтепроводов, согласно заключению ВНИИСТ, не соответствует нормативным требованиям. Это же можно сказать и о более 70% насосных станций магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», которые были построены 15-25 лет назад. Устаревшее оборудование насосных станций имеет низкую надежность и требует реконструкции и замены. Пока невелик процент насосных станций, оборудованных современными микропроцессорными системами, позволяющими реализовать весь набор требуемых функций. Необходимо осуществить замену устаревших систем автоматики на 282 насосных станциях [116]. Протяженность линейной части нефтепроводов, оборудованных системами телемеханики, чуть больше 70%. В этой ситуации невозможно перевести в режим телеуправления 2705 линейных задвижек. Перспективы развития страны напрямую связаны с успешным функционированием нефтегазовой отрасли. И именно в этой сфере процент износа основных фондов даже выше, чем в целом ряде менее значимых секторов промышленности. Последние пятнадцать лет фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. У сожалению, в ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не волновало развитие отрасли. Недостатки действующего законодательства позволили руководству ряда нефтяных компаний использовать внутренние и внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшорные структуры и последующая продажа компаний иностранцам. В этих условиях забота о предотвращении или хотя бы сокращении разливов нефти и нефтепродуктов была на последнем месте. По итогам 2004-2005 годов, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение объема закупок нефтегазового оборудования, столь необходимого для модернизации отрасли. В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи, часто с Заключение нарушением режима эксплуатации и, соответственно, увеличением нагрузки на окружающую среду. В последние годы резко возросла угроза по отношению к нефтяному сектору, что может способствовать возникновению крупных нарушений в энергоснабжении страны. Необходимо совершенствовать стандарты и процедуры обеспечения безопасности объектов нефтяного сектора, разбросанных на огромных территориях, с проработкой предварительных оценок коммерческих рисков аварийных ситуаций, создавать системы планирования и совершенствования антитеррористических мероприятий, обеспечения информационной безопасности. Ведь разрушительный эквивалент многих из объектов нефтяного комплекса сопоставим с ядерными боевыми зарядами тактического назначения.
|