Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Имущественное и общественное неравенство. Организация управления
В соседской общине жили и родственники, и просто соседи. Земля и угодья по-прежнему принадлежали всей общине, но каждая семья имела свой надел на общинном поле и вела на нем индивидуальное хозяйство. Очевидно, община время от времени проводила переделы земли. Собранный с пахотного надела урожай и припасы, заготовленные во время промысловой деятельности, являлись частной собственностью семьи. Постепенно это привело к возникновению имущественного неравенства. Параллельно также шел процесс формирования общественного неравенства. Основную массу населения составляли свободные общинники, но имелись и рабы (челядь). Рабами чаще всего становились военнопленные и дети несвободных людей. Была распространена торговля рабами и рабынями. Челядь наряду с мехом, воском и медом постоянно упоминается источниками как ходовой товар, поступающий из земель восточных славян. К IX в. во всех восточнославянских племенах сформировалась также социальная элита — родоплеменная знать. Летопись называет ее нарочитой чадью. К знати относились князья, их родичи, воины-дружинники из княжеского окружения, старейшины родов и вервей. Знать возвышалась над соплеменниками. Князь и дружина совершали рискованные набеги на соседние народы и в дальние страны, например, к рубежам Византии. В случае удачи возвращались с рабами, дорогими тканями, золотом, серебром, драгоценными камнями. Эту добычу именовали «данью», как и регулярные выплаты покоренных племен. Такого рода дань напоминала контрибуции, которые выплачивают победителям стороны, проигравшие войну или желающие откупиться от войны. Большая часть захваченных богатств оседала у знати, однако, нечто перепадало и рядовым соплеменникам. Князья и нарочитая чадь играли важную роль во внутриплеменной жизни. Они поддерживали порядок и безопасность: разрешали споры между общинами, судили людей, вступали в переговоры с соседями и первыми отражали натиск иноплеменников. За это соплеменники платили своему князю дань, прообраз будущих государственных налогов. (Применительно к IX в. летопись говорит о сборе дани князьями с соплеменников, как о чем-то привычном.) Все виды дани, концентрируясь у князя, позволяли ему содержать дружину и выполнять разнообразные общественные функции. Главным органом власти в племенах являлось вече (народные собрание). На вече допускались все свободные мужчины. Но слово князей, и скрепленное силой княжеских дружин и личными достоинствами предводителей, соперничало на вече с мнением большинства рядовых соплеменников и авторитетом родовой знати. К IX-X вв. восточные славяне не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право. Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства. Имущественное и общественное расслоение, формирование у восточных славян племенных институтов власти (князь, дружина, дань) и правовых норм — все это являлось объективными внутренними предпосылками возникновения в недалеком будущем у восточных славян государства.
|