Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия и обычаи восточных славян
Верования В верованиях славян господствовал политеизм (многобожие). Наиболее древними были культы почитания предков (чуров), пращура (прародителя рода), а также бога Огня небесного — Сварога. Славяне верили и в существование различных духов — лесных, болотных, речных. Духи делились на злых — упырей, и добрых — берегинь. С появлением земледелия на первые места стали выдвигаться боги, олицетворяющие силы природы, от которых зависел успех хлебопашца. Обожествлялась мать Сыра-земля, солнце (боги Сварог, Дажбог, Хорс, Ярило), ветер — Стрибог. Покровителем домашних животных считало «скотий бог» Велес. Именем этого бога чаще всего клялись вои (рядовые воины из племенного ополчения). Князья и нарочитая чадь больше почитали бога грома и молнии — Перуна. Многие божества из восточнославянского пантеона были «заимствооман» славянами у ассимилированных ими или просто соседних народов. Так, женское божество плодородия Мокошь «перекочевала» в славянский пантеон из угро-финского сонма богов. Солнечный бог Хорс и подземный бог Симаргл являлись изначально божествами ираноязычных народов. Многие языческие представления и обряды были жестоки. Убийца чувствовал себя чаще всего героем, победителем. С умершими знатными людьми часто хоронили их наложниц-рабынь и жен. Правда, все старинные документы свидетельствуют, что жены сопровождали супругов в последний путь добровольно. Перуну приносили в жертву людей. Различные дары (хлеб, животных, цветы, мед и т. д.) оставляли славяне у деревянных идолов, изображавших их богов и духов. Молились славяне у рек и в священных рощах. Там чаще всего археооман обнаруживают остатки славянских языческих святилищ — капищ и требищ. Одним из самых знаменитых восточнославянских святилищ является Перынь, располагавшаяся в земле ильменских словен недалеко от Новгорода. Величественный сосновый бор венчает перынский холм на берегу Волхова до сих пор. В древние времена в честь своих богов славяне справляли различные праздники. Главную роль здесь играли волхвы, восточнославянские языческие жрецы. Одним из языческих праздников, доживших до нашего времени, является Масленица. Этот праздник был посвящен солнцу и олицетворял скорый приход весны. Справлялся он в конце зимы в феврале. Обычаи В семейных отношениях у славян господствовало многоженство, от которого отказались только в X в., после принятия христианства. Судя по тому, что у восточных славян во времена Киевской Руси были в ходу имена, заимствованные у других народов (скандинавов, западных славян, греков, римлян, евреев), мы можем предположить, что в древности обычая называть соплеменников по личным именам у восточных славян не было. Родичи обращались друг к другу по степени родства — отец, дед, сын и т. д. Этим можно объяснить многочисленность русских терминов, передающих различные нюансы родства. Так, племянник в древнерусском языке — это сын сестры; сын брата будет уже сыновец. Брат матери — это дядя, а брат отца — оман. Если в омано-германских языках мать мужа или жены имеет одно название (например, «мать в законе» — в переводе с английского), то в современном русском мы имеем два слова. Мать мужа — это свекровь, а мать жены –теща. Помимо степеней родства роль имен в древности играли также клички. Некоторые из них мы знаем из «Повести временных лет». Так, одного из воевод князя Владимира зовут Волчий хвост. Очевидно, и за былинным Соловьем-разбойником скрывается некий реальный князь вятичей, прозванный Соловьем. Свято почитали древние славяне обычай кровной мести. За убитого родича мстил весь род. Хотя кровная месть часто была причиной столкновения общин и племен, она, как это ни покажется странным современному читателю, была позитивным обычаем, который помогал сдерживать жестокость и произвол в обществе, лишенном центральной власти. Все знали, что за любой вред, нанесенный человеку, обязательно последует месть его рода. «Око — за око, зуб — за зуб» — так народная поговорка отражает основной принцип кровной мести. За убийство своего человека родичи всегда мстили убийством виновного или его соплеменников. И первобытном обществе данный обычай был единственным средством поддержания справедливости. Месть почиталась священным правом и долгом. Человек, не отомстивший за обиду, нанесенную его родичам, был презираем окружающими.
|