Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 практика социальной и профилактической работы по решению проблемы бродяжничества






 

2.1 Описание методики экспериментального исследования на выявление склонности подростков к бродяжничеству

Проблема профилактики бродяжничества и беспризорности детей решалась нами в системе организации работы в школе и в семье подростка, находящегося в данной группе риска. О таких подростках в современной школе говорят как о трудных. В этой связи работа с трудным подростком должна быть направлена на преодоление в его поведении тех мотивов, которые связаны с проявлением склонности к бродяжничеству.

Во время прохождения преддипломной практики нами была проведена исследовательская работа по решению проблемы профилактики бродяжничества среди школьников.

Целями практического исследования явились:

1. Выявление уровня знаний о последствиях бродяжничества.

2. Профилактика бродяжничества детей и подростков в ходе социально-педагогической деятельности.

3. Анализ результатов социально-педагогического воздействия на детей и подростков.

Эмпирическая база исследования: учащиеся 8 а и 8 б классов школы № 1 города Выборга. В эксперименте участвовало 50 подростков (20 девочек и 30 мальчиков) в возрасте 12 – 13, 5 лет.

Семьи, в которых воспитываются эти дети разные: полные, многодетные и неблагополучные.

Эмпирическое исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

В констатирующем эксперименте выявляли подверженность подростков к бродяжничеству.

Для этого было использовано анкетирование с подростками. Результаты были занесены в процентном соотношении в диаграмму.

Формирующий эксперимент включал в себя работу с теми подростками, которые вызывали тревогу по результатам анкетирования и беседы с классными руководителями, а также с их родителями и учителями.

Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия:

1. Комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества.

2. Разработка программы для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству.

3. Вовлечение детей в жизнедеятельность школы. За счет организации и проведении совместных мероприятий, поручении им важных дел, назначением ответственных за дежурство по школе.

4. Применение коррекционно-развивающей программы «Путь к вершине».

5. Работа с родителями и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с педагогическим коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков в трудовые дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений.

Результаты фиксировались методами беседы, наблюдения и повторного проведения анкетирования.

2.2 Экспериментальное исследование на выявление подростками склонности к бродяжничеству

Эксперимент включает в себя проведение анкетирования (приложение), в котором приняли участие 50 учащихся. На этом этапе мы выбрали наиболее подходящие объекты - это 8 а и 8 б классы. Наш выбор обусловлен тем, что в данных классах обучаются отдельные учащиеся, замеченные в бродяжничестве (1 чел.), краже (1 чел.), некоторые из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (1 чел.). По мнению учителей 3 человек отнесены к категории подростков «зоны риска».

При анализе данных мы получили результаты, свидетельствующие о том, что подростки не владеют необходимой информацией по целому комплексу личностно-значимых вопросов.

 

Анализируя полученные данные, мы можем выделить 3 человека из параллели, которых заносим в группу «риска», по склонности к бродяжничеству. Для того чтобы построить дальнейшую работу по профилактике бродяжничества с этими детьми, необходимо было выяснить предпосылки возникновения этих проблем. Мы провели беседу с классными руководителями, для выяснения личностных качеств этих подростков и факторов окружающей среды и что мы получили:

1. Алексей 13 лет. Мальчик воспитывается в неполной семье. Доход семьи маленький. Отец его умер из-за злоупотребления алкоголем. В семье появляется отчим (злоупотребляющий алкоголем) и у мальчика рождается брат. В дальнейшем отчим уходит из семьи и вся забота о семье ложится на плечи матери. Большинство времени она находится на работе, чтобы прокормить детей. С воспитанием сына мать не справляется. Мальчик предоставлен сам себе, очень изворотливый и по мнению одноклассников может предать в любой момент. Проживают они в поселке. На частые прогулы школы и опоздания, он ссылается на транспорт. Летом был замечен в краже. Стоит на учете по делам несовершеннолетних.

2. Вадим 13 лет. Воспитывается в многодетной семье, он последний ребенок. Родители пожилые. Живут бедно. Мальчик неуправляемый, учиться не хочет, прогуливает, ругается матом. Мать очень «набожная» и по ее мнению воспитывать сына должен отец. Отец работает дальнобойщиком, в связи с этим не может уделить должное внимание сыну. Мать не справляется с воспитанием сына, избегает приглашения в школу на беседу, ссылаясь на отца. В классе Вадим является изгоем из-за неопрятного вида и исходящего от него запаха.

3. Леонид 12 лет. Дружелюбный, активный мальчик. Проблемы начались из-за распада семьи. Оба родителя заняты построением личной жизни. Мальчик оказался никому не нужным. Стал уходить из дома и прогуливать школу, родителей эти проблемы не интересовали. Ночлег он искал на вокзале. Вид неопрятный, исходит неприятный запах. Стали процветать кражи в школе.

Оказалось что предпосылкой к бродяжничеству в трех случаях, оказались внутрисемейные причины. Поэтому дальнейшую работу по профилактике мы должны проводить не только с подростками, но и с их родителями.

В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали:

1) что следует устранить;

2) каким образом устранить;

3) меры контроля оценки;

4) на какие позитивные начала можно опереться в работе.

Эта работа проводилась поэтапно и последовательно.

Элементы программы социальной адаптации подростков являются:

1) моделирование (то, к чему мы прибегли в случаях разрешения предложенных ситуаций);

2) закрепление правильного поведения (через упражнения);

3) обратная связь;

4) позитивная коррекция;

5) подкрепление;

6) обобщение.

В психолого-педагогической литературе нами выявлены различные классификации, в основу которых положены типологии девиантных подростков. В ходе эксперимента нами были разработаны и внедрены три типологические программы для подростков, что существенно поможет учителям в практической деятельности.

Типологические программы с признаком целевой ориентации.

Программа №1

I тип – социально-пассивный.

Этот тип характеризуется подавленностью настроения, пессимизмом, заниженной самооценкой, отставанием в учебе, неуверенностью в собственные силы, «выпадением» из коллектива. Причиной является результаты его деятельности. Отставание может возникнуть из-за пропуска, из-за того, что подросток отвлекается на уроке. Эти обстоятельства могут дополняться другими причинами: болезнью, плохим настроением из-за конфликтов в семье и т.д. Для данного типа рекомендуются педагогические меры профилактики и доброжелательный эмоциональный фон. Для этого необходимо выяснить: какая атмосфера царит в семье; замечают ли родители изменения, происходящие в ребенке. Необходимо расположить подростка к себе, посоветоваться с психологом, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал