![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирующий эксперимент
Исходя из полученной информации об типологических программах, можно сделать вывод, что наши подростки подходят под 1 программу социально-пассивного типа. Поэтому при работе с этими подростками необходимо создать доброжелательный эмоциональный фон, необходимо расположить подростка к себе, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность. Особо важным в ходе формирующегося эксперимента являлось наблюдение за социальной ситуацией развития подростков, изменения их статуса в классном коллективе с учетом внедрения нашей системы профилактики, выявления причин, приведших подростков к трудному поведению. Доказательством успешного функционирования нашей модели является изменившийся уровень самооценки учащихся. При изучении трудных подростков главное внимание в нашей работе было направлено на особенности их общения, положения в коллективе, направленности интересов и, что особенно важно, на особенности поведения. С этой целью нами разработана программа (примерная для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству). Предполагаемая программа содержит 8 разделов. При разработке программы использованы методические рекомендации. I. Состояние здоровья и развитие учащихся. II. Сведения, полученные от родителей о жизни трудных учащихся. III. Психолого-педагогическая атмосфера в семье и школе IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах. V. Положение подростка в классном коллективе. Какую роль стремится играть в коллективе. С кем из членов коллектива наиболее близок, причины близости. Каково общее положение подростка в классном коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый) VI. Анализ индивидуальных бесед и сочинений: отношение учащихся к собственным достоинствам и недостаткам; доминирующие интересы в жизни подростка, удовлетворенность свои положением группе и взаимоотношениями с товарищами по группе. VII. Особенности сферы свободного общения подростка. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели. Содержание общения в уличных группах (разговоры, курение, выпивка, игра на гитаре, азартные игры и т.д.) VIII. Анализ экспериментальных результатов. На основе этих материалов составлялась пробная характеристика учащегося, отражающая его личностные особенности. С подростками были проведен комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества по темам: «Мода и здоровье», «Употребление наркотических веществ», «Табакокурение», «Влияние алкольной продукции на здоровье», «Побег из дома», «Институт семьи», «Взаимоотношения в школе». На следующем этапе формирующего эксперимента мы попытались вовлечь подростков в жизнедеятельность школы. 1. Дежурство Для этого назначили их ответственных на неделе дежурства в своем классе. В нашей школе еженедельно проходит дежурство. За каждую неделю отвечает определенный класс. В обязанности входит дежурство на этажах, в столовой. В первый день мы попросили их пройти во время 2 урока по кабинетам для сбора информации об отсутствующих. На следующий день они оценивали качество дежурства своих одноклассников, проходили по этажам и проверяли их наличие. В конце недели мы должны были сообщить по радио школы об итогах дежурства, для этого мы совместно составили речь и дали возможность произнести ее ребятам. В эту неделю не было не одного прогула среди этих подростков, т.к они чувствовали себя нужными в это время. 2. «День всех влюбленных» Во время организации этого праздника в классах была поставлена почта, куда ребята могли опускать валентинки. Мы решили, что никто не должен остаться без письма и для этого провели фанты. Чью фамилию ученик достал на бумажке, тому в течение недели он должен писать письма с поздравлениями. Сколько радости было на лицах этих детей, когда они получили письма. Также мальчики решили преподнести сюрприз для девочек купив им статуэтки в форме сердечка. Покупку этих статуэток мы поручили Алексею и Леониду. Эти мальчике были пойманы в краже. Тем самым образом мы доказали доверие одноклассников к ним. 3. Также эти подростки были вовлечены в организацию спортивных зимних соревнований для начальной школы. Эти соревнования были по станциям. Каждый из подростков должен был придумать свою остановку и провести ее. Соревнования получились очень задорными и веселыми, все остались довольными. Для создания успешной деятельности, совместно с психологом была проведена коррекционно-развивающая программа «Путь к вершине».(приложение) Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественных отношений на новой ступени развития и личностный рост. Коррекционная программа очень удобна для работы в школе, поскольку позволяет успешно совмещать индивидуальную и групповую деятельность. Соответственно, можно охватить всех учащихся сразу, а не избранных 7—10 человек «особо нуждающихся» в коррекции, и создавать условия успешной адаптации и социализации для всего классного коллектива, не нарушая его целостности. При этом коррекция «особо нуждающихся» школьников будет, безусловно, более эффективна. Программа включает 4 этапа коррекции: I этап—ориентировочный (осознание себя и окружающей реальности) - занятия 1-2; II этап—реконструктивный (осознание личных проблем и необходимости их решать) - занятия 3-5; III этап — закрепляющий (разрушение стереотипов мышления и поведения и репетиция альтернативных способов поведения) - занятия 6-8; IV этап — анализ и контроль (подведение итогов работы группы и выявление положительных личностных изменений) - занятия 9-10. В каждом этапе всегда имеют место 3 основных фронта работ: 1) диагностика, 2) индивидуальная работа 3) групповая работа После проведения данного комплекса мероприятий нами было проведено повторное диагностирование в 8 а и 8 б классах, в котором принимало участие 50 учащихся. Результаты позволили указать на эффективность предложенной нами системы профилактики. Так, удалось сократить время пребывания 5, 6% подростков на улице. При этом авторитет учителя повысился в глазах 3, 7% учащихся, родительский авторитет – у 8, 4% подростков. Подростки проявили интерес к внутришкольной жизни, стали более активны в проведении мероприятий (4, 9) и перестали прогуливать уроки и сбегать из дома. Главными участниками в проведении этих мероприятий выступали проблемные подростки. Следует сказать, что 3, 6% подростков записались в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего самоутверждения.
|