Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вооруженные Силы и экология
Особую опасность для экологического состояния не только отдельных регионов, но и всей планеты в целом, в силу специфичности средств и методов достижения поставленных целей, представляет военная деятельность современных государств. Действительно, боевые действия, боевая подготовка всегда были причиной больших жертв и разрушений. Однако в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только боевые действия, но и повседневная деятельность войск. Повседневная деятельность как Вооруженных Сил (ВС) в целом, так и воинской части, военного объекта в частности, оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами. Это, прежде всего радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное загрязнение окружающей среды, загрязнение бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональное и с нарушением технологий использование природных ресурсов и т.д. Большинство из указанных факторов одновременно прямо или опосредованно воздействует не только на природу, но и на сами войска (объекты) [14]. Поэтому сейчас, когда жизненная необходимость сохранения окружающей среды неизмеримо возрастает, небывалую остроту приобретает особая проблема военной теории и практики - проблема экологическая.
Любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экосистему. Ее главные элементы: личный состав, вооружение и военная техника (ВВТ), а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность (рисунок 1).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК
Рис. 1. Структура военных экосистем
Основным направлением развития военной экологии является решение задач по обеспечению жизнедеятельности (жизнеобеспечение) войск на трех системных уровнях: - обеспечение качества профессиональной подготовки личного состава, образцов вооружения и военной техники, а также окружающей природной среды в пунктах дислокации войск; - экологическое обеспечение защиты войск от неблагоприятного воздействия окружающей среды (природной и техногенной) и защиты природы в пунктах дислокации войск; - экономическое обеспечение войскового хозяйства (рентабельность), эксплуатации вооружения и военной техники (ресурсосбережение), боевой подготовки личного состава (эффективность) [22]. Важнейшими задачами военной экологии являются: научное предвидение (экологическое прогнозирование) состояния военных экосистем и окружающей среды в различных условиях жизнедеятельности в целях своевременного принятия профилактических мер по оздоровлению складывающейся обстановки; поддержание боеспособности и обеспечение экологической защиты личного состава при боевых действиях, ликвидации последствий аварий в зоне разрушений предприятий атомной энергетики, химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, других экологически опасных производств и объектов; обеспечение защиты личного состава, гражданского населения, вооружений и военной техники, а также окружающей природной среды от вредного воздействия экологических факторов; организация жизни и быта воинских подразделений, дислоцированных в экологически опасных регионах. Отличительной особенностью военной экосистемы является приоритетность задач боевой подготовки несовместимых на первый взгляд с природоохранными мероприятиями. Принцип единоначалия, заложенный в основу организации Вооруженных Сил, делает командира ответственным не только за боевую подготовку вверенного ему воинского коллектива, но и за сохранение природы в пункте постоянной дислокации, в районах проводимых учений, на полигонах и стрельбищах [30]. Успешное начало обеспечения реализации государственной политики в области охраны окружающей природной среды в Министерстве обороны РФ было заложено Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. - создано Управление экологии и специальных средств защиты. Одна из основных задач управления - разработка концепции и формирование научно-технической политики в области экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ. Концепция экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, разработанная названным управлением, была утверждена начальником Генерального штаба ВС РФ и согласована на тот момент с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Для Вооруженных Сил, по сути, это первый документ такого рода, который является одним из важнейших. Рассмотрим основные положения данной концепции. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых Вооруженными Силами РФ в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности ВС РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Целью экологического обеспечения ВС РФ является достижение экологической безопасности деятельности ВС РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Основные задачи экологического обеспечения повседневной деятельности войск и сил флота: - совершенствование экологических органов ВС РФ; - обеспечение выполнения в ВС РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны окружающей природной среды; - экологическая паспортизация военных объектов; - планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в ходе боевой подготовки войск и сил флота; - строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооружений и установок, непосредственно связанных с деятельностью ВС РФ; - оценка экологического ущерба от деятельности ВС РФ; -разработка и осуществление мероприятий по восстановлению окружающей природной среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды. А также атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Личный состав ВС РФ, рабочие и служащие и члены их семей, вооружение и военная техника (ВВТ), военные объекты, жилые городки и гарнизоны, районы постоянной дислокации, боевой подготовки и иной деятельности войск и сил флота также являются объектами экологического обеспечения [59]. Основными принципами организации экологического обеспечения ВС Российской Федерации являются: - приоритет сохранения жизни и здоровья человека и окружающей природной среды при решении задач ВС РФ в мирное время; - приоритет выполнения боевых задач ВС РФ в военное время с учетом по возможности экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии; - научно обоснованное сочетание качества вооружения, военной техники и военных объектов, экономики и экологии в ходе военного строительства и реформирования ВС РФ; - максимальная адаптация войск и сил флота к задачам экологического обеспечения; - безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства государства и международных актов в области экологии; - тесное взаимодействие Вооруженных Сил с государственными и природоохранительными органами по решению экологических проблем. Экологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ в мирное время является элементом повседневной деятельности ВС РФ. В военное время оно должностатьэлементом боевого обеспечения. Общее руководство экологическим обеспечением осуществляют командующие, командиры и начальники всех степеней. Экологическое обеспечение планируется и организуется штабами воинских частей, соединений, объединений, военных округов, флотов. Осуществляется оно силами и средствами войск и флота. Наиболее сложные, специфические, объемные и ответственные задачи, особенно по ликвидации аварий и катастроф, выполняются силами и средствами войск радиационной, химической и биологической защиты, инженерных войск, медицинских частей и других войск в зависимости от обстановки. Военно-научное, методическое, специальное математическое и программное обеспечение и сопровождение экологического обеспечения осуществляет Экологический центр Министерства обороны России. Крупные перемены в жизни России, начавшиеся в 90-х годах прошлого века, и формирующиеся новые жизненные ценности потребовали иных подходов к деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и в отношении к окружающей среде. В декабре 1991 г. был принят Закон № 2060 – I «Об охране окружающей природной среды». В 1992 г. в целях реализации требований Закона Российской Федерации № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», было создано Управление экологии и специальных средств защиты Министерства обороны Российской Федерации. Датой его рождения определено 15 июля 1992 года. На данный момент непосредственно руководит организацией экологического обеспечения ВС РФ Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Контроль за состоянием экологической обстановки и инспекцию осуществляют Центральная экологическая инспекция МО РФ, экологические службы видов ВС РФ (Тыла Вооруженных Сил) и родов войск, округов, флотов, главных и центральных управлений МО РФ, штатные и нештатные войсковые экологи и другие природоохранные органы. Экологические измерения и анализы осуществляются экологическими лабораториями видов ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений МО РФ, округов, флотов, в отдельных случаях лабораториями других министерств и ведомств, отечественных и зарубежных организаций, оснащенных современными средствами физико-химического анализа. Все виды контрольных (арбитражных) экологических измерений, анализ и расшифровку контрольных проб осуществляет Центральная экологическая лаборатория Министерства обороны РФ. Экологическую экспертизу на стадиях жизненного цикла ВВТ, проектирования, строительства и эксплуатации военных объектов, специальных работ, утилизации и уничтожения ядерного, химического, обычных видов оружия и военной техники на военных объектах осуществляет экологическая экспертиза МО РФ. Экологические структуры, силы и средства ВС РФ привлекаются для решения региональных и государственных экологических проблем в соответствии с законодательством по решению правительства РФ и руководства МО РФ и по согласованным с местными органами планам взаимодействия. Подготовка кадров военных экологов ведется в военно-учебных заведениях войск радиационной, химической и биологической защиты по специальности: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В других военно-учебных заведениях вводятся специальные предметы (курсы) " Военная экология" (" Экологическое обеспечение вида ВС, рода войск"). В программы боевой подготовки войск и сил флота вводятся разделы по экологическому обеспечению. При военно-учебных заведениях открываются курсы переподготовки и повышения квалификации военных экологов. В Минобороны России на оснований предложений видов ВС РФ и родов войск, главных и центральных управлений составляется ежегодный " План экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ". Долгосрочные работы определяются " Перспективным планом экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ. Первоочередного экологического обеспечения в Вооруженных Силах РФ требуют следующие работы: участие в утилизации ядерных энергетических установок, ядерных боеприпасов, хранении и утилизации радиоактивных отходов; участие в очистке полей падения отдельных частей ракет-носителей от металлических фрагментов и остатков ракетного топлива; утилизация выслужившей установленные сроки, вышедшей из строя военной техники и вооружения, в том числе атомных подводных лодок, ракет, химического оружия. А также качественное улучшение состояния баз и складов горючего и ракетного топлива; дооборудование кораблей и судов Военно-Морского Флота современными техническими средствами предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Оценка экологического ущерба, нанесенного войсками на территории стран пребывания; строительство новых, реконструкция и расширение действующих очистных сооружений; проведение экологической паспортизации военных объектов и организация системы экологического контроля; осуществление комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования военнослужащих, служащих армии и флота и членов их семей; создание и оснащение необходимой техникой экологических подразделений для проведения работ по восстановлению нарушенной окружающей среды. Финансирование программ и работ по охране и восстановлению окружающей природной среды, осуществляемых ВС РФ, предусматривается отдельной статьей расходов в бюджете МО РФ. Программы стабилизации и оздоровления экологической обстановки на объектах ВС РФ финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в оборонном бюджете, средств предприятий, учреждений, организаций и других источников, установленных законодательством Российской Федерации. Хозрасчетные организации и предприятия предусматривают ассигнования на природоохранные мероприятия за счет средств основной деятельности. С началом войныиливооруженногоконфликтароль экологической безопасности существенно изменяется. Нет необходимости доказывать, сколь велики и пагубны экологические последствия военных действий с применением современных средств поражения и крупных масс войск, оснащенных гусеничной, колесной и другой боевой техникой. В ходе войны соблюдение, как войсками, так и в отношении их норм экологической безопасности, установленных для условий мирного времени, невозможно. Поскольку способы достижения победы над противником включают такие действия, как нанесение мощных огневых ударов противоборствующими сторонами с неизбежным преднамеренным или сопутствующим разрушением экологически опасных объектов. А также частое маневрирование соединениями и частями с использованием лесных массивов для скрытого расположения войск и строительства различных укрытий, быстрое возведение полевых оборонительных сооружений с широким применением землеройной техники, прокладка дорог, колонных путей и т.д. Особенно серьезные нарушения экологического равновесия последуют в случае ведения боевых действий с применением оружия массового поражения, зажигательного оружия, дефолиантов и других средств, предназначенных для экологического воздействия на территорию, занимаемую противником. Всё это неизбежно приведет к немедленным или отдаленным вредным экологическим последствиям, а в некоторых случаях — к возникновению условий, опасных даже для кратковременного пребывания личного состава в определенных районах. Отдаленные отрицательные экологические последствия боевых действий не будут приниматься во внимание командирами и командующими, если они позволят решить тактические и оперативные задачи. Это подтвердили вооруженные конфликты, имевшие место за последнее время в различных регионах мира. Можно считать, что пагубные экологические последствия вооруженной борьбы так же неизбежны, как потери личного состава, и входят в цену победы - подчас слишком высокую. Вместе с тем не исключается возможность выполнения войсками требований экологической безопасности, которые могут и должны соблюдаться, если не вступают в противоречие с задачей нанесения максимальных потерь противнику или другими задачами, направленными на повышение вероятности достижения успеха в бою или операции. Например, при длительном размещении войск и военных объектов в одном и том же районе, где потребуется поддержание нормальной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки [61]. В соответствии с требованиями законодательных актов правительства Российской Федерации, приказов и директив Министерства Обороны Российской Федерации в каждой воинской части (учреждении) совместно с территориальными органами Государственного комитета по охране природы составляется экологический паспорт. Экологический паспорт разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу совместно с начальником Экологической службы, подписывается заместителем командира части по тылу, согласовывается с местными органами власти и председателем территориального Государственного комитета по охране природы, утверждается командиром воинской части (учреждения) и регистрируется в территориальном Государственном комитете по охране природы. Экологический паспорт - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию воинскими частями (учреждениями) ресурсов (природных, вторичных и других) и определению влияния производства на окружающую среду. Экологический паспорт представляет комплекс данных, выражаемых через систему показателей, отражающих уровень использования воинской частью природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством воинская часть (учреждение) в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий, подконтрольно местным органам власти, а также региональным органам Министерства Природных Ресурсов РФ. Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности, инвентаризация источников загрязнения и нормативно-технические документы. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности. Экологический паспорт для действующих форм и видов государственной отчетности воинских частей (учреждений) составляется по состоянию на 1 января текущего года и дополняется при изменении технологии производства, замене оборудования в течение месяца со дня изменений, хранится на предприятии, в воинской части (учреждении), территориальном органе государственного контроля по охране природы [60]. Охрана природной среды в воинской части осуществляется в соответствии с «Положением об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями; предприятиями и организациями Министерства обороны» и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научных, материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий [59]. Воспитательные мероприятия: имеют целью разъяснение личному составу природоохранительной политики правительства, а также значение охраны природы. Организационно-плановые включают управление всеми работами в воинской части по выполнению планов по охране окружающей среды путем сокращения и ликвидации загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранения растительного и животного мира на основе неуклонного соблюдения природоохранного законодательства. Охрана природной среды включает следующие мероприятия: - руководство работами по охране природной среды в воинской части. Общее руководство этими работами осуществляет командир части; непосредственно всю работу по охране окружающей природной среды планируют и организуют командиры /начальники/ частей /учреждений; - выявление и учет источников загрязнения природной среды, включая их качественную и количественную оценку; - учет и оценку технического состояния средств для улавливания, сбора и обезвреживания загрязняющих отходов; - разработку планов мероприятий по сокращению и ликвидации загрязнения природной среды в воинской части; - организацию контроля за выполнением планов и соблюдением правил и норм по охране природной среды; -согласование проектов строительства объектов воинской части с органами, осуществляющими надзор за охраной природы. - получение разрешения на специальное водопользование; - получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, с установлением предельно допустимой нормы выброса; - предоставления отчетности по охране природы [46]. С целью предотвращения истощения запасов пресной воды, их загрязнения и засорения, воинские части, как и все предприятия, организации, потребляющие воду непосредственно из природных объектов и сбрасывающие в них сточные воды, в соответствии с Основами законодательства должны иметь разрешение на специальное водопользование. Оно выдается сроком на 3, 5, 25 лет [60]. В разрешении указывается характеристика устройств для забора воды измерение ее расхода и лабораторию анализа, разрешенный объем забираемой воды из водоисточника, количество сбрасываемых сточных вод и сухих отходов, допустимый уровень загрязнения, а также концентрация загрязняющих веществ в водоеме после сброса в них сточных вод. Научно-технические мероприятия имеют своей целью приведения уровня технического обслуживания, технических систем, транспортных средств и коммунально-бытовых объектов в соответствии с требованиями охраны природы. Материально-технические мероприятия включают строительство систем коммуникации и очистки стоков, пыле - и грязеулавливающих устройств, обеспечение воинской части оборудованием для сбора и обезвреживания отходов. Контроль степени загрязнения окружающей природной среды и очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, а также своевременное проведение профилактических осмотров и ремонта, как основного технологического оборудования, так и оборудования систем очистки и обезвреживания отходов. Эксплуатационные мероприятия имеют своей задачей снижение уровня загрязнения окружающей природной среды путем повышения технической культуры (соблюдения правил хранения, грамотной эксплуатации оборудования и техники). Правовые мероприятия - выявление всех случаев нарушения природоохранительного законодательства и других нормативных документов, установление виновных в этом должностных лиц и привлечение их установленной законодательством ответственности. При определении виновных должностных лиц необходимо учитывать, что к ответственности привлекаются и те, кто способствовал этому своей бездеятельностью. Выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды в воинских частях (учреждениях), важное условие экологического благополучия. Воинские части (учреждения) являются источниками загрязнения окружающей природной среды (обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем, всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей) сопровождается образованием отходов и выбросов различных веществ. Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Постоянное перемещение воздушных и водных масс, локальные загрязнения распространяются на десятки и сотни километров от места возникновения, нанося ущерб объектам природы и людям [58]. Все образующиеся в воинской части загрязнения так же, как и в любом населенном пункте, можно объединить в следующие группы: - газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующиеся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок; - бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, с пунктов обслуживания всех видов техники и образующихся в результате функционирования коммунально-бытовых объектов; - твердые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств; - электромагнитные поля; - шум и вибрация [59]. Охрана атмосферного воздуха достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» и включает: -соблюдение норм предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, включая транспортные и иные передвижные устройства и установки, а также норм предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных (загрязняющих) веществ в воздухе; - создание и бесперебойную эксплуатацию установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ, содержащихся в отходящих газах технологических и вентиляционных систем; - проведение мероприятий по снижению шумов и иных физических воздействий на атмосферу; - контроль качества атмосферного воздуха в военных городках и на объектах воинских частей путем систематического проведения анализов воздушной среды на содержание вредных (загрязняющих) веществ. Охрана вод достигается путем выполнения требований " Основ водного законодательства Российской Федерации", " Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами". Охрана вод включает: - получение воинской частью разрешения на специальное водопользование; - рациональное и экономное использование водных ресурсов; - очистку всех сточных вод и соблюдение правил их сброса в реки и другие водоемы; - устройство санитарных зон вокруг водных источников; - строительство систем и устройств, снижающих потребление воды и степень ее загрязнения; - строительство и эффективную эксплуатацию канализационных систем и станций очистки сточных вод; - проведение анализов потребляемых и сбрасываемых вод и качества воды в водоемах. Охрана земель включает: - предохранение земель от загрязнения сточными водами, производственными, бытовыми и иными отходами; - рекультивацию земель при проведении учений, строительных, дорожных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова; - предотвращение эрозии почв, их засоление и заболачивание. Леса и другая древесно-кустарниковая растительность охраняются от незаконных порубок, пожаров, нарушений в их использовании. Охрана лесов достигается путем выполнения требований " Основ лесного законодательства Российской Федерации" и включает: - рациональное использование и своевременное восстановление закрепленных за воинской частью лесов, правильное ведение лесного хозяйства; - посадку и уход за лесными и другими насаждениями на территории воинской части; - охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней; - недопущение незаконной порубки лесов, повреждения деревьев и кустарников; - предотвращение повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, строительным мусором [11]. Охрана дикого животного мира достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации " Об охране и использовании животного мира" и включает: - сохранение видового многообразия диких животных и птиц; - охрану среды обитания животного мира; - осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного влияния хозяйственной деятельности воинских частей на дикий животный мир и среду его обитания; - соблюдение правил ловли рыбы, охоты на диких животных и птиц, искоренение случаев браконьерства. Охрана природной среды осуществляется в процессе выполнения основных задач, стоящих перед воинскими частями, и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научно - и материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий. Таким образом, знание основ экологической работы должностными лицами воинской части (учреждения), приведет к выполнению комплекса мероприятий по охране окружающей и природной среды, ослабит загрязнение атмосферы, вод и земли [21].
|