Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабский пророк






На протяжении всей своей жизни Мухаммед в разное время реагировал на евреев и христиан по-разному, в зависимости от того, как они принимали его, а также от того, какими были его отношения с христианскими государствами. Сначала Мухаммед выступал за христиан и осуждал евреев, потому что последние были его политическими противниками. Это находит отражение в суре 5: 82: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: " Мы – христиане". Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия». (См. также суры 2: 62;. 5: 69, 12: 57).

 

Позже он обратился против христиан и критиковал их веру в то, что Иисус был Сыном Божьим (Сура 9: 30), осудил догмат о Троице (4: 171) и указал на разногласия между христианами (5: 14). Но чаще всего Мухаммад занимал некую среднюю позицию: христиане упоминаются вместе с евреями, как «люди Писания», их претензия на обладание истинной религии отвергается (см. суры: 3: 71, 3: 99, 9: 29), и они будут наказаны Богом. «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными. Иудеи сказали: " Узейр (Ездра) – сын Аллаха". Христиане сказали: " Мессия – сын Аллаха". Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины! Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (Сура 9: 29-31)

 

При жизни Мухаммед регулировал свои отношения с христианскими политическими сообществами договорами, которые позволяли христианам сохранить своих священников и церкви, а также вынуждали платить дань и оказывать некоторые услуги мусульманам.

В течение двух столетий после смерти Мухаммеда отношение ислама к христианству оставалось в целом подобным тому, каким оно было и в последние годы жизни пророка: христианство рассматривалось как религия, похожая на ислам, но, в то же время, порочная. Так что ислам был совершеннее. Главным итогом этого периода стало то, что у массы простых мусульман сложилось представление о христианстве как о безнравственной и не заслуживающей доверия религии. Это, наряду со смертной казнью за вероотступничество, удерживало мусульман под властью ятагана, эффективно изолированными от христианской пропаганды. Давайте внимательнее рассмотрим этот период после смерти пророка в 632 н.э.

Пакт Умара I (634-644)

Через год после смерти пророка в Аравии, были созданы условия для полноценных вторжений в соседние земли. В 634 г. арабские войска одержали решающую победу при Ажнадайне, а Дамаск сдался Халиду ибн аль-Валиду в сентябре 635 г. Иерусалим капитулировал в 638 г., Кесария пала в 640 г., между 639-646 гг. были также покорены Месопотамия и Египет. Последние связи, соединяющие эти христианские земли с Римом и Византией, были разорваны, и установлены новые – с Меккой и Мединой. Примерно за 10 лет мусульманские завоевания изменили лицо Ближнего Востока, а примерно через 100 лет они изменили лицо всего цивилизованного мира. Эти далеко не второстепенные победы ислама оказались решающим фактором в сокращении существования и роста восточного христианства.

Когда арабское вторжение закончилось, возникла проблема управления этими новыми землями. Первым ею озаботился Умар ибн аль-Хаттаб (634-644). Несмотря на появившиеся позднее дополнения, установлено, что выпущенный тогда пакт олицетворяет собственную политику Умара. Покоренные народы получили новый статус – зимми (или ахль-аль-зимми). Будучи зимми, они должны были платить дань, состоявшую из земельного налога (позднее получившего название харадж) и подушного налога (позднее – джизья), пока они находились под защитой Ислама и освобождались от воинской обязанности, потому что только мусульманин может обнажать свой меч во имя ислама.

СОДЕРЖАНИЕ ПАКТА:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это письмо для раба Аллаха, Умара, повелителя правоверных, от христиан такого-то города. Когда вы (мусульмане) пришли к нам, мы просили гарантий безопасности для нас, наших детей, нашего имущества и служителей нашей религии и мы берем на себя обязательства:

 

Не возводить храмы и монастыри, не восстанавливать разрушенные (и нуждающиеся в капитальном ремонте) религиозные сооружения (храмы, монастыри), не использовать их во враждебных по отношению к мусульманам целях. Двери наших храмов будут открыты для мусульманских путников и прохожих и днем, и ночью. Мы гарантируем отдых, питание и ночлег для каждого гостя-мусульманина в течение трех дней. Мы не будем укрывать шпионов и беглецов в наших храмах и жилищах и покрывать предательства в отношении мусульман. Мы обязуемся соблюдать запрет на изучение Корана, не пропагандировать чуждые Исламу традиции, мы не будем заниматься прозелетизмом и обращать кого бы то ни было в нашу религию, не будем препятствовать нашим единоверцам переходить в Ислам, если они того пожелают.

 

Обязуемся проявлять уважение к мусульманам, уступать место, если мусульманин желает сесть. Мы не будем подражать мусульманам в верхней одежде, головных уборах, обуви, прическах, речи, прозвищах и именах, не будем ездить в седлах, хранить и носить при себе оружие. Не будем вырезать на перстнях и печатях надписи на арабском, обязуемся соблюдать запрет на продажу вина (спиртосодержащих напитков). Обязуемся состригать волосы спереди, везде носить только обычную рабочую одежду, носить ремни на талии, воздерживаться от возведения и демонстрации крестов за пределами наших храмов и соблюдать запрет на демонстрацию наших Священных Писаний мусульманам. Обязуемся соблюдать запрет на колокольный звон, за исключением одиночных ударов колокола, не читать молитвы и наши священные Писания в наших храмах в присутствии мусульман, не устраивать громкие плачи по усопшим (чтобы мусульмане нас не слышали), проводить похоронные процессии так, чтобы свет наших факелов не был виден мусульманам. Мы не будем хоронить умерших вблизи мусульманских кладбищ, и выкупать пленных, которые были захвачены мусульманами. Мы будем помогать мусульманам и соблюдать неприкосновенность их имущества. Мы не будем посягать на жизнь мусульман.

 

Мы обязуемся соблюдать данные условия соглашения в обмен на гарантию неприкосновенности. Несоблюдение какого-либо из пунктов соглашения нарушает его, и вы имеете право поступить с нами так, как считаете нужным с людьми, обвиненным в неповиновении и бунте»[158].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал