Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жак Фреско и Проект «Венера».
Жак Фреско (англ. Jacque Fresco, 13 марта 1916, Нью-Йорк, США) — производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог, проживающий во Флориде. Директор и основатель проекта «Венера». Основные темы его лекций: холистичный дизайн, Пассивный дом, города с устойчивым развитием, экономика с основой на эффективном использовании природных ресурсов («ресурсо-ориентированная экономика»), всеобщая автоматизация.Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Нью-Йорке, в обычной американской семье. Его детство прошло на улицах родного города. Жак рос общительным и любознательным ребёнком, среди его друзей было много представителей различных национальностей, что в итоге стало одним из тех факторов, которые сформировали его взгляды на общество. Фреско учился в местной общеобразовательной школе и уже в раннем возрасте у него стали возникать проблемы с преподавателями из-за своих убеждений. В возрасте 14 лет, на одном из школьных занятий, Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США, объяснив своё поведение следующим образом: «Я не буду присягать флагу одной нации, потому что мы в долгу перед теми людьми, что жили раньше и которые так много для всех нас сделали. Среди них есть представители каждого народа. Я предпочту дать клятву верности планете Земля и всему живому на ней.» По словам самого Жака, именно тогда он начал понимать необходимость мыслить глобально, однако в случае с его учительницей это не помогло — в качестве наказания за непослушание учительница отвела его к директору школы. На вопрос относительно того, как маленький Жак относится к истории США, Фреско ответил, что она более похожа на пропаганду, нежели на историю. После вопроса директора, какие книги Жак хотел бы прочесть и что его больше всего интересует, директор отвёл мальчика обратно в класс и посадил его на последний ряд. Директор разрешил Жаку читать те книги, которые он хотел, и заниматься самостоятельно, при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что он узнал нового в ходе своего обучения. Жак Фреско начал посещать музеи и библиотеки, дома у него была своя маленькая лаборатория. В это самое время Жак увлекается наукой и прочитывает первые в своей жизни научные труды. Примерно через два года директор школы умер и Жак был лишён своих привилегий. Тогда Жак покинул школу и больше никогда туда не возвращался. Своё дальнейшее образование он получал на улицах Нью-Йорка. В то время США оказались в весьма непростом экономическом положении и многие люди устраивали публичные обсуждения в парках и собирались прямо на улицах. Тогда сильно активизировались сторонники различных общественных формаций, религиозные деятели, философы… Жак посещал многие собрания и интересовался различными идеями Времена Великой Депрессии стали, пожалуй, самым значимым периодом в жизни Фреско. Эти события сильно потрясли молодого человека, он не мог понять, почему миллионы людей голодают и влачат жалкое существование, в то время как в мире по сути ничего не изменилось, все заводы и фабрики стоят на своих местах, сырье и материалы — также на своих местах, но у людей просто не было денег - и в результате всё общество оказалось парализованным. Быть может правила игры, по которым живёт общество — устарели и неизбежно ведут к разрушениям? С этого вопроса и начался путь длиною в целую жизнь, результатом которого стали изложенные в Проекте Венера идеи и разработки. «На протяжении всего времени, основной мотивацией которая побуждала меня делать то, что я делаю было созерцание бесконечных войн, кризисов, бесполезных человеческих страданий, нищеты, коррумпированности и полного безразличия власти к проблемам людей. Серьёзными стимулами для меня всегда были и остаются некомпетентность правительств и практически полное отсутствие предложений со стороны научных кругов. К сожалению, большинство людей просто не видят общей картины, узкая специализация на отдельных науках и дисциплинах препятствует универсальному пониманию окружающей действительности. Учёные и политики смотрят на возникающие проблемы изнутри системы в которой они находятся, в то время как именно эта система и является основной причиной этих проблем в первую очередь. Я очень разочарован теми, кто так усиленно работает над проблемами терраформирования других планет, когда на нашей родной Земле до сих пор войны, нищета и пренебрежение к заботе об окружающей среде.» Жак какое-то время работал в социальном центре оказания помощи наркоманам, алкоголикам и трудным подросткам. Однако очень быстро он осознал, что его работа лишена смысла в долгосрочной перспективе. Пока ты занимаешься одним попавшим в беду человеком, система порождает тысячу новых. Тогда Жак решил что необходимо заниматься поиском и устранением реальных причин возникновения проблемы, а не тщетно бороться с её следствиями. В поисках решений и ответов на свои вопросы, Жак Фреско отправился на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался с аборигенами-носителями нетронутых традиций общества. «Жители острова спокойно разгуливали по окрестностям совершенно голыми, при этом мужчины адекватно реагировали на противоположный пол, никто из них не таращился при виде обнажённого тела, а во время общения они всегда смотрели друг другу в глаза. Как раз в то время на остров начали прибывать первые миссионеры, дабы обучить „дикарей“ и сделать их цивилизованными. Полинезийцы были очень любопытными и охотно посещали церковь, однако миссионеров сильно смущала нагота местных жителей. Поэтому они стали раздавать майки всем, кто приходил в церковь. Для местных женщин это оказалось не очень удобным, и они просто вырезали отверстия в верхней части маек, после чего уверенно шли на воскресный сбор. Я однажды спросил одного из местных знахарей о том, что он думает по поводу присутствия миссионеров на острове. Он покачал головой и недовольно пробормотал: „они есть злые“» — вспоминает одно из своих путешествий Жак. «…Но самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой свои ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал, насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно это влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, когда туземцы ловили рыбу, они просто ходили и раздавали её всем в округе. Рыбы было так много, что её хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется, они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться.»
Другим очень важным фактором, сформировавшим отношение Жака Фреско к решению различных задач, стала Вторая мировая война. «Еще одной причиной, укрепившей мой оптимистичный взгляд на решение проблем, стала Вторая мировая война, а именно Манхэттенский проект. США потратили миллиарды долларов на создание оружия массового поражения. В этом проекте денег не считали. Он стал одним из крупнейших и самых финансируемых проектов того времени. Стало очевидно, что те же силы, что были затрачены на Манхэттенский проект, можно было бы направить на улучшение качества жизни и достижение оптимальной симбиотической связи человека с природой. Если мы готовы растратить такое количество денег, ресурсов и человеческих жизней на войны, мы обязаны спросить себя, почему же в мирное время мы не направляем столько сил на удовлетворение всех потребностей и улучшение сегодняшней и будущей жизни каждого человека?» Проект «Венера» — разработанный Жаком Фреско технократический проект, целью которого является создание общественного строя на базе «ресурсо-ориентированной экономики», основанной на широком применении технических и технологических решений. Планируется увеличить получение энергии и освоить для человека новые сферы обитания, снизить необходимость работы человека в производственной сфере. Предполагается, что опора на существующие природные ресурсы, технологические новшества и приёмы обеспечит для человеческого общества устойчивое развитие. Жак Фреско считает, что проект Венера является целостной социально-экономической системой, в которой автоматизация и технологии будут разумно интегрированы во все общественные сферы с целью повышения уровня жизни, а неполучения прибыли. Прибыль должна прекратить играть роль критерия при выборе решений. Также в рамках проекта предлагается совокупность ценностей человеческого существования. Фреско считает их вполне реализуемыми и практичными. Придерживаясь интегрального подхода к проблемам, Фреско считает, что реализация меньшего, чем описано в «Целях и Предложениях», приведёт человечество лишь к повторению ранее совершённых ошибок, только в большем масштабе. Большинство проблем в современном обществе участники проекта Венера считают следствием условий жизни в денежной среде. Например, они считают, автоматизация заменяет ручной труд машинным, что в ситуации денежных отношений приводит к снижению покупательской способности безработных людей. Цели проекта: 1. Всемирное признание природных ресурсов Земли достоянием всего человечества. 2. Отмена искусственных границ, разделяющих людей. 3. Переход от денежно-ориентированных национальных экономик отдельных стран к всемирной ресурсо-ориентированной экономике. 4. Стабилизация численности населения мира через повышение уровня образования и добровольного контроля за рождаемостью. 5. Восстановление окружающей среды. 6. Реконструкция городов, транспортных систем, сельскохозяйственных и промышленных предприятий в энергосберегающие, экологически чистые, способные удовлетворить потребности всех людей. 7. Постепенный полный отказ от таких форм управления как корпорации и правительства (местные, национальные или транснациональные). 8. Взаимообмен технологиями и использование их на благо всех народов. 9. Разработка и использование чистых возобновляемых источников энергии. 10. Изготовление продукции только высшего качества для всех людей в мире. 11. Предварительное проведение исследований любых больших проектов по строительству на предмет возможных последствий воздействия на окружающую среду. 12. Поощрение творческого потенциала и созидательного начала в человеке во всех его проявлениях. 13. Избавление от пережитков прошлого (национализм, фанатизм) и предрассудков путем повышения уровня образования населения Земли. 14. Устранение любых видов элитаризма, включая технический. 15. Разработка методологий с помощью научных исследований, а не случайных мнений. 16. Создание нового языка общения на основе сближения его с окружающим миром. 17. Обеспечение людей не только всем необходимым для жизни, но и воспитание индивидуальности с помощью задач, стимулирующих человеческий разум. 18. Интеллектуальная и эмоциональная подготовка людей к предстоящим изменениям. По рассказу автора, проект «Венера» начал развиваться около 1975 года. Фреско утверждает, что мир богат природными и энергетическими ресурсами и что «с новой современной технологией и разумной эффективностью», потребности всего населения планеты можно удовлетворить в изобилии. Автор проекта считает, что система денег, на которой строится современное общество, порочна и неизбежно ведёт к саморазрушению. По его мнению, именно эта система специально предполагает монопольные ограничения и декларирует ограниченность ресурсов. Если какой-то ресурс имеется в изобилии (например, воздух), его не получается продавать. Нацеленность на обязательность продажи произведённого не стимулирует поиск решений, направленных на действительное устранение дефицитности ресурса, например, на получение огромного количества энергии. Ведь её тогда невозможно будет продавать. Сторонники проекта считают, что нужна эффективность использования природных ресурсов, а не эффективность использования денег: «В начале Второй мировой войны у США было более 600 единиц первоклассных боевых самолетов. Но мы быстро увеличили их количество, выпуская 90 000 самолетов в год. В начале войны был вопрос: «Хватит ли нам денег, чтобы производить требуемые инструменты войны?» Ответ был: «Нет, у нас не хватит ни денег, ни золота; но мы имеем больше чем достаточно ресурсов». Это были доступные ресурсы, которые позволили США достигнуть высокой производительности и эффективности, которые были необходимы, чтобы не проиграть войну. К сожалению, об этом думали только во времена войны.» Обосновывая проект Венера, Фреско пытается доказывать, что производство денег не имеет отношения к Закону стоимости. Он считает, что кредитно-денежная политика современных государств строится на абсурдной формуле: X = X + Y (где Х — это имеющиеся в данный момент в государстве деньги, а Y-это проценты, которые подлежат уплате по кредитам). Y — это деньги, которые в данный момент отсутствуют, но должны быть напечатаны, якобы иначе невозможно будет погасить проценты по кредитам. Фреско делает вывод, что денежная система — это саморазрушающаяся система, поскольку она является финансовой пирамидой. Он считает, что инфляционные процессы заложены в самой идее денежной системы. Фреско доказывает, что деньги печатаются Центральными банками из воздуха и никакого «Закона стоимости» на самом деле не существует. В то же время варианты развития бизнеса без привлечения кредитов Фреско не рассматривает. Следующим шагом предполагается отказ от денег. По мнению Фреско, это избавит людей от жадности, богатства, дискриминации, преступности. В ресурсоориентированной экономике все получают бесплатно то, что хотят. Необходимость работать исчезнет благодаря автоматизации, которая не может существовать в денежной системе, так как это не выгодно. Спорным является вопрос, не прекратят ли люди работать. Жак Фреско утверждает в фильме Дух времени: Приложение, что не прекратят, так как люди станут свободными и начнут в работе преследовать свои собственные интересы. Фреско утверждает, что для правильного функционирования этой концепции, все ресурсы Земли должны быть объявлены наследием всех людей Земли. Практика распределения ресурсов через денежно-кредитные методы неуместна и неэффективна для нашего выживания.
|