Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водный лабиринт Морриса (водный тест).






В начале 80-х гг. шотландский исследователь Р. Моррис предложил для исследования способности животных к формированию пространственных представлений использовать " водный лабиринт". Метод приобрел большую популярность, и его стали называть " водным лабиринтом Морриса".

Принцип метода заключается в следующем. Животное (обычно мышь или крысу) выпускают в бассейн с водой. Из бассейна нет выхода, но имеется невидимая в замутненной воде подводная платформа, которая может послужить убежищем. Отыскав ее, животное может выбраться из воды. В следующем опыте животное через некоторое время выпускают плавать уже из другой точки края бассейна. Постепенно время, которое проходит от пуска животного до отыскания платформы, укорачивается, а путь упрощается. Это свидетельствует о формировании у него представления о пространственном расположении платформы на основе внешних по отношению к бассейну ориентиров. Подобное представление может быть более или менее точным. Определить, в какой степени животное помнит положение платформы, можно, переместив ее в новое положение. Показателем прочности следа памяти в данном случае будет время, которое животное проведет, плавая над старым местоположением платформы,

Создание специальных технических средств автоматизации эксперимента с водным лабиринтом и программного обеспечения для анализа результатов позволило использовать такие данные для точных количественных сравнений поведения животных в тесте.

6.3.2.5.2." Когнитивная карты" или " Мысленный план" лабиринта.

Исследуя поведение крыс в лабиринтах разной конструкции, Э. Толмен пришел к выводу, что общепринятая в 30-х гг. XX бихевиористическая схема " стимул-реакция" не может удовлетворительно описать поведение животного, усвоившего ориентацию в такой сложной среде, как лабиринт. Он высказал предположение, что в период между действием стимула и ответной реакцией в мозге совершается определенная цепь процессов (" внутренние, или промежуточные, переменные"), которые определяют последующее поведение. Сами же эти процессы можно исследовать строго объективно по их функциональному проявлению в поведении.

По мнению Толмена, в процессе обучения у животного формируется внутреннее представление о всех признаках лабиринта в виде так называемой " когнитивной карты", или его " мысленный план". Затем на основе этого " плана" животное выстраивает свое поведение. Работы с радиальным лабиринтом позволили исследователям выявить у животных (главным образом крыс) наличие определенных cmpameгий поиска пищи.

В одних случаях животное при поиске пищи полагается на свое мысленное представление о пространственной структуре лабиринта. Эта стратегия называется аллоцентрической ипредполагает формирование у животного когнитивной карты.

В других случаях животное в процессе поиска пищи использует конкретные ориентиры в лабиринте и сопоставляет с ними положения своего тела. Такая стратегия называется эгоцентрической. Она основана на знании животным конкретных ориентиров.

Однако, поскольку животное, в особенности в процессе обучения, может параллельно использовать элементы обеих стратегий, такое деление в большой степени условно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал