Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доставание приманки расположенной за пределами клетки при помощи палки.






В этих опытах обезьяна должна была при помощи находящейся в клетке палки придвинуть к себе приманку, лежащую перед клеткой, и затем достать ее рукой. Эта методика также была впервые предложена В. Келером.

Целая серия подобных опытов была проведена в зоопсихологической лаборатории Дарвиновского музея на низших обезьянах: макаках лапундрах, макаках резусах, мандрилах и др. Эти опыты проводились следующим образом. Перед обезьяной за решеткой клетки на листе бумаги, покрывавшем доску, клали приманку, а палку располагали в помещении, где находилась обезьяна, параллельно решетке клетки; обезьяне следовало взять палку, сунуть ее за решетку и приблизить к себе приманку (рис. А).

Большинство исследованных низших обезьян пытались достать приманку руками, стараясь притянуть бумагу с приманкой, схватив ее за край, но палку не использовали.

После этого задача была облегчена: палку была положена перпендикулярно решетке, рядом с приманкой, чтобы обезьяна могла легче придвинуть палку к приманке и приблизить к себе последнюю (рис.Б). Большая часть низших обезьян не справилась с решением задачи и в этом случае, хотя они брали палку в руки, обнюхивали, осматривали ее, пробуя языком тот конец палки, находящийся около приманки.

Все обезьяны оказались способны решить данную задачу только при последующем ее облегчении, когда экспериментатор сам накладывал палку на приманку (рис.В). В этом случае все обезьяны решали задачу, притягивая к себе палку с наложенной на нее приманкой, которую они фиксировали глазами в процессе подтягивания палки. Н.Н.Ладыгина Котс считает, что в этой ситуации палка, строго говоря, не употреблялась как орудие, и акт притягивания не был использованием предмета в качестве орудия, а воспроизводил аналогичный прием, применяемый в природе – притягивание к себе ветви, соединенной с плодом. В опытах Н. Ю. Войтониса макак-лапундер научилась граблями доставать приманку со дна экспериментального колодца, сидя наверху его и втыкая сверху вилку в находящийся внизу лакомый плод и доставая его. Но, когда тот же колодец положили в горизонтальное положение, обезьяна опять пыталась втыкать вилку сверху, но в боковые стенки колодца, хотя на этот раз такое действие не приводило к положительному результату.

Таким образом, исследованные в опытах низшие обезьяны без специального обучения не могли самостоятельно установить эту простейшую связь и использовать палку для подтягивания к себе приманки. При этом можно отметить, что низшие обезьяны способны употреблять палку как орудие при контакте с другими обезьянами или для почесывания.

Шимпанзе успешно решали и эту задачу. Если палка находилась рядом, они брались за нее практически сразу, если в стороне – решение требовало некоторого времени на раздумье. Наряду с палками шимпанзе могли использовать для достижения цели и другие предметы.

Одна из обезьян Келера – Чего вообще не обращала внимания на палку. Она приносила из рядом расположенной спальни одеяло, набрасывала его на банан и подтягивала плод до тех пор, пока не могла достать его рукой. Интересно отметить, что в процессе этого обезьяна меняла тактику своего поведения. Сначала ее движения бывали достаточно резкими, однако как только банан падал на конец одеяла, Чего меняла способ поведения: чтобы банан не соскользнул с одеяла, она начинала тянуть одеяло медленно и осторожно. Другая обезьяна – Коко использовала для притягивания плода кусок фанеры, ветку, проволоку и даже поля старой шляпы.

Ряд опытов В.Келера был посвящен решению задачи с опосредствованной целью. Впереди за решеткой лежал плод, а в стороне, также за решеткой, – длинная палка. В клетке лежала короткая палка. Задание состояло в том, чтобы короткой палкой притянуть длинную (промежуточная цель) и уже с помощью этой последней овладеть плодом. Султан решал задачу внезапно, однако после длительного периода тщетных и бесцельных движений. Грандэ тоже решала эту задачу, но очень медленно; не быстрее она решала ее и во второй раз. Чего и Рана, оказались совершенно неспособны овладеть заданием.

Как отмечает В.Келер, в этих случаях можно отметить еще весьма примитивное использование орудий. С помощью другого предмета шимпанзе как бы удлиняет свои руки. И на этот раз нелегко решить, в какой степени поведение животного является результатом его индивидуальной находчивости, а в какой сводится просто к навыкам, приобретенным в предшествующий период его жизни, возможно, как подражание чужим образцам.

Все исследователи отмечают многообразные способы обращения обезьян с предметами, как в условиях эксперимента, так и в повседневной жизни. Обезьяны, например, могли использовать палку в качестве шеста при прыжке за бананом, в качестве рычага для открывания крышек, как лопату при обороне и нападении; для очистки шерсти от грязи; для выуживания термитов из термитника и т.п. (подробнее об использовании шимпанзе орудий см. ниже).

Извлечение приманки из трубы.

Впервые эта методика была использована Р. Йерксом. В наиболее простом случае приманку прятали в большой железной трубе или в сквозном узком длинном ящике. В качестве орудий животному предлагались шесты, при помощи которых было необходимо вытолкнуть приманку из трубы. Оказалось, что такую задачу успешно решают не только шимпанзе, но также горилла и орангутанг.

Способность низших и высших обезьян к извлечению приманки из трубы исследовалась и Н.Н.Ладыгиной –Котс. Обезьянам предлагалась небольшая металлическая труба, в которую на их глазах закладывали сверток с лакомством. Этот сверток мог быть извлечен из трубы путем проталкивания его через отверстие наружу с помощью какого-нибудь приспособления. Все подопытные низшие обезьяны пытались доставать из трубы приманку, совали свои руки и пальцы в отверстие, замечали палки, брали их в руки, но ни одна из обезьян не употребила палку в качестве орудия доставания из трубы приманки.

Однако, не прибегая к употреблению палки, обезьяны применяли многообразные способы и приемы доставания приманки из трубы. Они пытались достать приманку из трубы пальцами рук; при неудаче они меняли концы трубы, пробуя достать приманку то с одного, то с другого ее конца, или переменяли пальцы, которыми доставали приманку; иногда обезьяны пытались достать приманку то правой, то левой рукой и наоборот.

Как пишет Н.Ладыгина Котс (1958), обезьяны старались воздействовать на трубу обычными способами обработки, применяемыми ими к естественным природным объектам – твердым плодам орехам, початкам кукурузы; терли трубу о твердые поверхности – обычный прием обработки у многих видов низших обезьян; кусали трубу, пытались ломать ее руками или способом «рычагового ломания», т. е., засунув один конец трубы в то или иное отверстие и нажимая на другой конец трубы, или, прислонив трубу наискось к стене, они нажимали ногою или рукой на середину трубы. Наконец, некоторые из подопытных обезьян дошли до весьма адаптивного способа воздействия на трубу: они бросали трубу, и, добившись расшатывания свертка и его приближения к отверстию трубы, легко извлекали сверток пальцами рук. Таким приемом обезьяны обычно разбивали яйца, даваемые им в пищу.

Из этих опытов следует, что самостоятельное употребление орудия для доставания приманки для низших обезьян является актом весьма трудным, чтобы не сказать недостижимым. В литературе имеются указания на то, что лишь единичные особи из числа низших обезьян пытались самостоятельно, без обучения, употреблять палку в качестве орудия. Правда, в условиях эксперимента, под воздействием человека путем подкрепления правильных приемов употребления палки, после длительной тренировки даже и низшие обезьяны, например, макак-лапундер и павиан оказались способны обучиться использовать ее нужным образом.

Шимпанзе Парис, с которым также работала Ладыгина-Котс, как и антропоиды в опытах Йеркса, успешно справился с задачей. При этом он использовал для этого любые подходящие орудия: ложку, узкую плоскую дощечку, лучину, узкую полоску толстого картона, пестик, игрушечную проволочную лесенку и другие, самые разнообразные предметы. При наличии выбора он явно предпочитал более длинные предметы или массивные тяжеловесные палки.

Использование обезьянами палок в качестве орудий рассматривается учеными не как результат случайных манипуляций, а как осознанный и целенаправленный акт.

Достижение высоко подвешенной приманки.

Широкую известность получила группа опытов В. Келера с построением " пирамид" для достижения приманки. В дальнейшем эта методика в разных модификациях использовалась многими учеными. Принцип задачи состоит в следующем: плод подвешивается столь высоко, что обезьяна не может достать его рукой, а в одном из углов клетки стоит деревянный ящик. Животное должно пододвинуть ящик под плод, взобраться на него и получить вознаграждение. В более усложненной ситуации может быть большее число ящиков – до 4, и из них следует построить пирамиду, с вершины которой плод становится доступным. В опытах В. Келера шимпанзе демонстрировали разные способности к решению данной задачи, а также разные приемы достижения цели.

Так Султан после нескольких безуспешных попыток достать банан с пола передвинул стоящий вдали ящик в направлении плода, но не под самый плод, встал на край ящика и, подпрыгнув, сорвал его. Если бы он передвинул ящик еще на 1 м, он мог бы достать плод без усилия, не прибегая к прыжкам. Тем не менее, такое решение для шимпанзе оказалось вполне достаточным.

Шимпанзе Коко также начал с многократных прыжков с земли в направлении цели, а затем весьма вяло стал придвигать к банану ящик.Когда же экспериментатор, чтобы еще больше заинтересовать шимпанзе добавил к висящему банану кусок апельсина, Коко немедленно передвинул ящик под самую цель, взобрался на него и сорвал плод.

Использование шеста. Шимпанзе могли доставать плод, прыгая с шестом. Вначале они лишь играли с ним, а затем стали использовать шест для достижения удаленных целей. Обезьяны ставили шест вертикально и быстро взбирались на него, усиленно работая руками и ногами. Чика, в принципе имевшая особое пристрастие к " спорту", умела вскочить на 4-метровую бамбуковую палку до того, как та успевала упасть. Это позволяло ей срывать высоко висящие плоды практически на лету. Иногда прыжки были настолько высокими, что, нередко, падая на твердую почву, обезьяна сильно ушибалась. Тем не менее, Чика очень любила свою бамбуковую палку и рпактически не расставалась с ней. Она клала палку возле себя во время приема пищи и во время сна.

На следующих этапах В. Келер усложнял задачу и комбинировал разные ее варианты.

Удаление препятствий.

В эксперименте ящик наполняли песком или камнями. Для того, чтобы сдвинуть его с места обезьянам было необходимо разгрузить его и сделать подъемным. Как и в предыдущих опытах, пути и способы решения задачи шимпанзе были разнообразны. Так, например, Султан пытался пододвинуть ящик под плод, но не смог его сдвинуть с места. Тогда он вынул один камень и опять изо всех сил попытался передвинуть ящик. Когда и на этот раз результат оказывался безуспешным, он выбросил второй камень и, не обращая внимания на третий, с усилием пододвинул ящик под плод и овладел наградой. В последующих повторениях опыта Султан стал выбрасывать из ящика все 3 камня. Поведение животного в данном случае было последовательным, именно таким, каким его хотели видеть экспериментаторы. Чика в той же самой обстановке не оправдала ожидания исследователя – она тянула ящик изо всех сил, даже не пытаясь при этом удалить камни. Грандэ вынимал из ящика один камень, но не в целях облегчения ящика, а для того, чтобы использовать его как возвышение под висящим плодом. Но камень оказался слишком низким, и шимпанзе даже не пытается подниматься на него. Грандэ вновь вернулся к ящику и благодаря своей большой физической силе пододвинул его под приманку. О связи между лежащими в ящике камнями и трудностями передвижения ящика эта обезьяна так и не догадалась. Но, тем не менее, она и не пыталась подняться на слишком низкий камень. Как пишет В.Келер, в этом проявилась известная способность обезьяны оценивать обстановку в целом.

Сооружение " пирамид" (" вышек").

В данном опыте в вольер помещали несколько ящиков, каждый из которых был слишком мал, чтобы достать лакомство. Для достижения цели их нужно было поставить один на другой. Поведение обезьян в этом случае было очень разнообразным. Например, Султан первый ящик пододвинул под банан, а со вторым долго бегал по вольере, вымещая на нем ярость. Затем он внезапно остановился, поставил второй ящик на первый и сорвал банан. В следующий раз Султан построил пирамиду не под бананом, а там, где тот висел в прошлый раз. Несколько дней он строил пирамиды небрежно, а затем вдруг начал делать это быстро и безошибочно. Часто сооружения были неустойчивы, но это компенсировалось ловкостью обезьян. В ряде случаев пирамиду сооружали вместе несколько обезьян, хотя при этом они мешали друг другу.

Наконец, " пределом сложности" в опытах В. Келера была задача, в которой высоко под потолком подвешивали палку, в угол вольеры помещали несколько ящиков, а банан размещали за решеткой вольеры.

Для решения данной задачи обезьяна должна сначала подтащить ящик под палку и подтянуть ею плод. Здесь палка – только промежуточная цель. Султан сначала принялся таскать ящик по вольере, затем осмотрелся – и в поле его зрения попала палка. С этого момента его действия стали точными и целенаправленными. Через полминуты задача была безошибочно решена. После этого задание несколько усложнили, утяжелив ящик 4 камнями. Султан сначала пытался достать плод камнем, но в конце концов вынул из ящика 2 камня, с усилием подтащил ящик под палку, достал ее и с ее помощью притянул к себе банан. Шимпанзе находили вполне успешные решения и при других комбинациях условий задачи.

Весьма интересно, что обезьяны постоянно пытались искать разные способы решения задач. Так, В. Келер упоминает, что Султан неожиданно научился использовать людей как средство для овладения плодом. Однажды он, взяв Келера за руку, подвел к стене, быстро вскарабкался на плечи, и, оттолкнувшись от его макушки, схватил банан. Позже подобные ситуации стали повторяться постоянно. Когда экспериментатор проходил под высоко висевшим бананом, Султан быстро взобрался ему на плечо и отсюда удачно достал плод. В другой раз он схватил экспериментатора за руку и насильно потащил под приманку, а когда тот оттолкнул его – разъярился. Однажды, когда надзиратель остановился под бананом, Султан незамедлительно залез на него, но тот наклонился вниз так, что плод нельзя было достать. Тогда шимпанзе соскочил на пол, ухватил надзирателя за пояс и, громко кряхтя, начал поднимать его кверху! Весьма интересно, что позже обезьяны стали использовать для доставания приманки и друг друга. Они взбирались друг другу на плечи, или пытались поднимать кого-то из обезьян над собой. Спустя некоторое время все шимпанзе колонии овладели искусством взбираться один на другого, образуя своеобразную живую пирамиду.

Анализ поведения шимпанзе в этих и подобных ситуациях ясно показывает, что они производят оценку пространственных компонентов задачи. В опытах Кёлера часто успешному решению задачи предшествовала некоторая пауза. Шимпанзе в ходе решения задачи иногда в течение некоторого времени сидели неподвижно, почесывая голову и водя вокруг глазами. Затем они внезапно, словно подброшенные пружиной, вскакивали и мгновенно решали задачу. Как пишет В. Келер, по-видимому, во время этой паузы животные " обдумывали" как они должны поступить. Решение задачи в этом случае можно рассматривать в качестве примера " инсайта".

Еще более показателен эпизод, когда Султан прикладывал ящик к стене, глядя при этом на приманку и как бы оценивая расстояние до нее.

Успешное решение шимпанзе задач, требующих конструирования пирамид и вышек, свидетельствует о наличии у них " мысленного" плана действий и способности к реализации такого плана.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал