Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория познания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Философская онтология. Философия – теоретическое мировоззрение, возникающее в противоположность мифу, система взглядов на мир и место человека в нём, создаваемая на основе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рац. критики Онтология – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия. Термин «онтология» введен в 1613 г. Р.Гоклениусом, однако различение подлинного (истинного) бытия и неподлинного (иллюзорного) сущего введено уже в античной греческой философии. Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? 1. С à М (религ. учение)-идеализм; 2.М à С (марксизм)- материализм; 3. С, М (Декарт)-дуализм. Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное). Бытие – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет». Материальное – это то, что существует вне и независимо от сознания. Идеальное – 1) это не материальное; 2) существующее благодаря сознанию, содержание сознания. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Атрибуты материи: (А.это неотъемлимое существенное св-во, утрата которого ведет к разрушению его св-в): 1) Пространство это положение вещей «одна подле другой». 2) Время – это положение вещей «одна после другой 3) Движение – 1) атрибут материи, процесс всякого изменения вообще; 2) возникновение, становление и уничтожение всего сущего, т.е. «единичных вещей» (в античной философии); 3) всеобщая форма существования бытия, выражающая активный и процессуальный характер бытия. 4) Отражение - это результат взаимодействия тела с другими телами, воспроизводящий особенности последних в своей собственной природе; 2) это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые признаки последних в своей собственной природе. Теория познания. Познание есть специфический вид деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. 1. Существует предмет мысли 2.Существует мысль о предмете. Насколько мысль о предмете совпадает с предметом мысли? 2 модели познания: 1)рационалистич. 2) эмпиричский 1тип - аффективное действие- д., совершенно под воздействием эмоций. 2тип- традиционн.- д, совершенное в силу обычая, традиции. 3тип -ценностно-рационал.-д, ориентирован.на ценность 4тип -целерациональное-д, совершенное ради достижения цели, которая ясно сознается чел-м.
· Структура познавательной деятельности по Канту: чувственное восприятие, затем рассудок, затем разум. · В философии структура познания сложна, разрабатывается детально. · Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания. · Теория познания связанна с онтологией и диалектикой, а также с логикой и методологией. · Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. · Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. В общем виде структура научного познания представляется в современной философии науки следующим образом: научное познание (наука) имеет два уровня – эмпирический и теоретический, которые 1) взаимосвязаны и 2) сложно структурированы. В гносеологии сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ. И эмпирический, и теоретический уровень науки имеют сложную структуру. Элементы этой структуры – формы знания и методы научного познания. На разных уровнях научного познания эти формы и методы – существенно разные. На эмпирическом уровне науки: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. На теоретическом уровне науки: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация ЭМПИРИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является опыт, чувственное познание, знание сводится к описанию этого опыта, фактов, а мышление сводится к комбинированию опытных данных, ничего не прибавляя к знанию. РАЦИОНАЛИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является разум, мышление, знание имеет форму логически обоснованного общего понятия, закона, а опытные данные, факты сами по себе вообще не являются знанием. НАБЛЮДЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на систематическом и целенаправленном восприятие объекта исследования. Это наиболее простой метод, как правило, использующийся в составе других эмпирических методов, хотя может использоваться и самостоятельно. СРАВНЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на установлении сходства (тождества) и различия в объектах исследования, обнаружение общего и особенного у сопоставляемых предметов. ИЗМЕРЕНИЕ – это эмпирический метод, процедура установления численного (количественного) значения некоторой характеристики объекта посредством её сравнения с единицей измерения, принятой как стандарт. ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания и преобразования объектов, когда исследователь активно воздействует на них путем создания искусственных условий, необходимых для выявления каких-либо интересующих его свойств, характеристик, сознательно изменяя течение естественных процессов, ведя при этом регулирование, наблюдение и измерение. АБСТРАГИРОВАНИЕ – теоретический (логический) метод, состоящий в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений в объекте и одновременной фиксации отдельных сторон объекта в соответствии с целями познания. АНАЛИЗ – мысленное разделение объекта познания на отдельные части с целью их систематического изучения. СИНТЕЗ – мысленное объединение выделенных методом анализа и изученных элементов в единое целое, мысленное воссоздание целостного объекта из его частей. ИДЕАЛИЗАЦИЯ – теоретический метод, направленный на мысленное построение (мысленное конструирование) «идеального объекта», не существующего в действительности, но позволяющего формулировать теоретическое знание – понятия и законы – о реальных объектах. Идеализация осуществляется на основе абстрагирования, анализа и синтеза и др. методов теоретического познания (напр., моделирования).
|