Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тщательная и последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животного или человека).Стр 1 из 3Следующая ⇒
Московский гуманитарный университет Кафедра общей психологии и истории психологии КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Автор-составитель: Хватов Иван Александрович Москва ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Введение предмет и задачи курса Обсуждаемые вопросы: 1. Психика как предмет психологии. Проблема происхождения и развития психики в общей психологии. Эволюции психики как раздел общей психологии. 2. Зоопсихология как отрасль общей психологии. Связи зоопсихологии с другими науками и отраслями психологии. Сравнительно-психологический метод исследования при изучении эволюции психики. 3. Задачи изучения эволюции психики и зоопсихологии. Теоретическое и практическое приложение знаний о психике животных.
Зоопсихология Отрасль психологии, изучающая психику животных и проблему происхождения психики (сознания) человека.
Сравнительная психология Отрасль психологии, занимающаяся сравнением психической организации субъектов, находящихся на разных уровнях развития психики (в онто- и филогенезе).
Эти две отрасли неразрывно связаны друг с другом, поскольку, изучая психику животных и объясняя ее развитие, исследователь опирается в том числе и на сравнительный метод. В свою очередь сравнение психики разных животных требует знания зоопсихологии.
Предмет зоопсихологии: · Определение психики. Проблема определения психики является главной проблемой общей (фундаментальной) психологии. Однако, для исследователя в рамках зоопсихологии она имеет как теоретическое, так и практическое значение. от того, какой дефиницей мы снабдим данный термин, будет зависеть и наше понимание того, на каком этапе развития материи психика возникает и у каких живых (или даже неживых) систем она наличествует. Иначе говоря, исследователь сталкивается с необходимостью провести демаркационную линию между «психикой» и «не психикой». · Возникновение психики. Данная задача логически вытекает из предыдущей. Кроме того, давая определение психики, мы сталкиваемся с необходимости обозначить «момент» ее появления, а также описать и объяснить факторы, повлекшие за собой формирование психики. Этот вопрос касается как филогенеза, так и онтогенеза, в том числе и онтогенеза человека – на каком этапе (внутриутробного развития) у человека возникает психика? · Выявление механизмов, законов и закономерностей развития психики. Механизм развитие – взаимодействие внутренних и внешних сил и процессов, в сочетании обеспечивающее развитие исследуемого процесса. Закон развития – выявленная в ходе теоретического и эмпирического изучения психики животных логическая взаимосвязь между факторами, определяющая ход и направление развития психики. · Выявление эволюционных стадий и главных направлений эволюции психики. Решение этой задачи позволяет составить целостную картину процесса эволюции психики, определить основные траектории ее развития, сравнивая их с направления биологической эволюции, а также систематизировать всю совокупность эмпирических данных о психической организации различных животных, включая человека. · Происхождение психики человека. Традиционно психика человека (сознание) выделяется в качестве отдельной стадии и / или формы психической организации. Соответственно, возникает необходимость дать характеристику сознания, факторам, влияющим на его развитие в фило- и онтогенезе, а также описать процесс его возникновения и развития. · Изучение дальнейшей эволюции психики. Прогнозирование возможных направлений эволюции психики как человека, так и других животных.
Объект зоопсихологии: Психика не доступна прямому изучению, поэтому исследователь вынужден реконструировать ее, анализируя проявления психики, в роли которых выступают: · Поведение животных и человека: в этом плане психология близка этологии (раздел биологии, изучающий поведение). Однако, если для этологии поведение – это предмет изучения, то для психологии – объект. · Продукты деятельности животных и человека: o Неосознанные продукты и следы жизнедеятельности животных (следы, норы, гнезда, использованные и изготовленные орудия); o Вербальные продукты деятельности человека и животных, обученных искусственным языкам-посредникам. Задачи зоопсихологии: · Теоретические задачи: o Изучение отдельных психических феноменов на разных уровнях и стадиях эволюционного развития для более их более детального изучения и развития. Это также необходимо для лучшего понимания психики человека, поскольку согласно принципу историзма и системно-эволюционному подходу, системы более высоких уровней развития (в частности, психика человека) включают в себя элементы, сформировавшиеся на более ранних этапах развития. o Моделирование определенных условий, влияющих на психику, которые невозможно воспроизвести в отношении человека по разным причинам: либо из соображений биоэтики, либо чисто операционально (например, в случае, если речь идет о тех этапах развития, которые человек проходит в пренатальном периоде). · Прикладные задачи: o Использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека (сельское хозяйство, промысловые животные, служебные животные, домашние животные); o Использование знаний о психике животных в природоохранной деятельности человека (зоопарки заповедники, заказники, реабилитационные центры); o Использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях (Использование животных в образовательных и воспитательных детских учреждениях; анималотерапия: иппо-терапия, дельфино-терапия, канис-терапия, фелис-терапия и т.д.). Тема 2. История изучения и современные взгляды на эволюцию психики
Обсуждаемые вопросы: 1. Истоки развития знаний о психике животных в философии, психологии, физиологии, этологии. Период накопления данных наблюдений. 2. Развитие знаний о поведении и психике животных в ХIX - начале ХХ века в рамках разных психологических направлений и в биологии. Экспериментальные исследования В. Келера и Н.Н. Ладыгиной-Котс. 3. Систематизация знаний о психике животных в отечественной и зарубежной науке. Первые учебники по эволюции психики. 4. Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии. Современные взгляды на эволюцию психики: А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри, С. Л. Новоселова и другие.
Основные вехи развития зоопсихологии и сравнительной психологии: · Накопление знаний о психике животных в древности: тотемизм способствовал изучению поведения и психики различных животных, шаманские практики, накопление знаний о психике животных в рамках практической хозяйственной деятельности и охоте. · Представление о психике животных и человека в античности. Образы животных и людей в политеистических религиях. Представления о происхождении человека и его души от различных животных, эволюционные идеи: Анаксимандр, Анаксагор, Демокрит, Эмпедокл, Сократ, Аристотель и др. · Представление о психике животных и человека в философии XVIII – XIX веков. Рефлекторная концепция Декарта, пантеизм Спинозы, философия природы Гегеля. · Представление о психике животных и человека в естествознании XVIII – XIX веков. Изучение вопроса о взаимосвязи врожденного и приобретенного (инстинктивного и «разумного») в психике и поведении животных: Э. Кондельяк, Ш. Леруа, Ж. Бюффон, Ф.Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин и др. · Становление и развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX – XX веках. Представления об эволюции психики животных и человека Г. Спенсера. Сравнительный анализ психики и поведения животных и человека в роаботах У. Джеймса, У. Мак-Дугалла. Бихевиоральное направление, изучение научения животных (Э.Л.Торндайк, Дж.Б.Уотсон, Э.Ч.Толмен). Изучение интеллектуальной деятельности человекообразных обезьян (Р.М.Йеркс, В.Кёлер и д.р). Развитие смежных научных дисциплин: физиологии ВНД, этологии и антропологии. · Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России. Работы В.А.Вагнера, А.Н.Северцова, Л.С.Выготского. Сравнительный анализ онтогенеза шимпанзе и человека Н.Н.Ладыгиной-Котс. Ленинградская школа: Н.А.Тих, Ю.Г.Трошихина. Биологическое направление: работы И.П.Павлова, Л.И.Фирсова, Л.В.Крушинского, З.А.Зориной, И.И.Полетаевой, М.А.Дерягиной и др. В отечественной зоопсихологии традиционно разрабатываются крупные систематические схемы, в рамках которых проводятся периодизации и выделяются механизмы и закономерности целостного процесса эволюции психики в отличие от зарубежных исследований, сосредоточенных на более конкретных проблемах (например концепция «теории психического»). · Основные направления зоопсихологических и сравнительно-психологических исследований в настоящее время: o Проблема возникновения психики и критериев психического; o Проблема критериев отличия психики человека от психики животных; o Проблема изучение субъективного опыта животного; o Исследование зачатков самосознания у животных; o Анималотерапия; o Изучение аналогов психических феноменов ранее обнаруживавшихся лишь у животных, включая млекопитающих и человека, у представителей других царств живой природы: растений, грибов, бактерий и т.д.
Тема 3. Методы исследования в зоопсихологии Обсуждаемые вопросы: 1. Методы исследования в науке. Методы анализа данных и методы получения данных. Специфика зоопсихологических методов анализа и получения данных. 2. Метод наблюдения и его специфика в зоопсихологии. 3. Особенности экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент. 4. Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных.
Методы исследования в зоопсихологии: · Методы научного анализа. Рассмотрение психики в эволюционном контексте с опорой на основные психологические и общенаучные подходы: системно-вэолюционный подход, онтологический подход, деятельностный подход, культурно-исторический подход, сравнительно-психологический подход, дифференционно-интеграционный подход. · Методы получения эмпирических фактов. Основными методами являются метод наблюдения и эксперимента, имеющие свою специфику применительно к предмету зоопсихологии.
Метод наблюдения Тщательная и последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животного или человека).
Принципы метода наблюдения: · Объективность фиксации поведенческих проявлений; · Систематичность – неоднократность наблюдения за одним и тем же объектов (объектами) в идентичных условиях; · Точность фиксации данных; · Обеспечение естественного поведения испытуемых в ситуации наблюдения.
Правила метода наблюдения: · Наблюдение предполагает предварительную постановку цели исследования (например, получение общей картины поведения животного или же наблюдение за поведенческими проявлениями какого-то конкретного вида деятельности); · Выбор методики наблюдения сообразно поставленной цели исследования; · Наблюдение должно проводиться неоднократно: факт, полученный в ходе наблюдения, не должен носить случайный характер.
Виды наблюдения: · Сплошное наблюдение: наблюдение за суточной активностью животного. Чаще всего применяется в ходе пилотажного исследования. · Выборочное наблюдение с целью изучения какого-либо конкретного вида деятельности (игровой, ориентировочно-исследовательской, пищедобывательной и др.) и психического процесса, его регулируюбщего; · Включенное наблюдение, при котором наблюдатель и испытуемый включены в совместную деятельность. Такой вид наблюдения затрудняет фиксацию данных. Способы фиксации данных в наблюдении: · Сплошное протоколирование – фиксация всех поведенческих проявлений объекта наблюдения; · Выборочное протоколирование – фиксация поведенческих проявлений, связанных с каким-либо конкретным видом деятельности; · Повременной протокол: протокол наблюдения разделяется на равные временные интервалы (например, одна минута), и в каждом интервале фиксируется поведение животного; · Поведенческий протокол: предварительно проводится серия сплошных и выборочных наблюдений, в ходе которых вычленяются формы поведения (поведенческие паттерны), которые предстоит фиксировать; далее протокол помимо повременных интервалов (горизонтальные графы) разделяется на соответствующее количество выделенных форм поведения; · Использование графических схем: помимо повременной и поведенческой форм фиксируется передвижение животного в пространстве; · Кодирование информации – используется при наблюдении за сложными многокомпонентными и динамичными формами поведения (например, за жестовой коммуникацией у шимпанзе).
Достоинства метода наблюдения: · Объективность получаемых данных; · Комплексность получаемых данных; · Высокая экологическая валидность – естественность поведения объекта наблюдения. Недостатки метода наблюдения: · Высокие требования к квалификации наблюдателя, поскольку в ином случае возможны искажения или пропуски, допущенные с ходе ведения протокола; · Сложность и неоднозначность интерпретации полученных данных; · Возможная необходимость долгого ожидания проявления у объекта наблюдения соответствующей формы поведения, поскольку целенаправленно воздействовать на него нельзя.
Метод эксперимента Суть эксперимента, как общепсихологического метода, состоит в проверке научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Эксперимент в зоопсихологии имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных спецификой предмета и объекта данной дисциплины.
Принципы метода эксперимента: · Контролируемость условий и поведения испытуемого. При проведении эксперимента необходимо учитывать все особенности ситуации и возможности животного. Это не всегда легко сделать, так как животным нельзя, в отличие от человека, дать инструкцию и полагаться на ее сознательное выполнение. Поэтому экспериментальная ситуация должна быть организована так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных. · Наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации получаемых данных. Для каждого эксперимента специально разрабатывается процедура, в которую входит последовательность всех событий и действий экспериментатора и испытуемого, описание фиксируемых форм поведения животного и способ такой фиксации. · Возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями. Именно это позволяет в конце концов понять причины и механизмы поведения животного. Нередко исследователи, применяя одну и ту же методику, получают разные результаты, сравнение которых позволяет выявить подлинные особенности психики изучаемых животных. · Объективность. Этот принцип предполагает точную фиксацию и непредвзятую интерпретацию поведения животных вне зависимости от того, соответствует ли оно гипотезе исследователя. Правила метода эксперимента: · Обязательное использование наблюдения и данных наблюдения при анализе полученных в эксперименте результатов. Еще в самом начале развития зоопсихологии ученые пришли к выводу, что понять психические особенности животных, используя данные только результатов поведения (количество проб и ошибок, скорость реакций и т.п.), невозможно. Главным для зоопсихолога является процесс поведения животного, который отражает внутренние психические процессы восприятия, анализа условий ситуации и принятия решения. Психология отвечает на вопрос о том, как поведение животного обусловлено тем, что оно воспринимает, чувствует и переживает. Именно для этого и необходима тщательная фиксация всех поведенческих проявлений. Кроме того, наблюдение часто применяется в качестве пилотажного этапа экспериментального исследования, позволяющего собрать информацию о поведении животного, необходимую для правильного конструирования экспериментальной методики. · Обеспечение мотивации испытуемого, адекватной гипотезе исследования. Для правильного понимания и интерпретации результатов эксперимента необходимо, чтобы животное имело соответствующую мотивацию (то есть действительно хотело делать то, что предполагается в эксперименте). Чаще всего для этого используется либо частичная депривация потребностей (в пище или питье, сенсорной стимуляции и т.п.), либо предъявление такого стимула, который автоматически вызывает у животного необходимую мотивацию (избегание пугающего или болевого воздействия, стремление к половому партнеру и т.п.). Однако мотивация животных не всегда может быть ясна. Живое существо – это не запрограммированная стимул-реактивная машина. Оно способно выбирать между различными своими потребностными состояниями. В психологии проблема мотивации считается одной из самых ложных. · Выбор экспериментальных методик, адекватных выдвигаемой гипотезе и психическим особенностям испытуемого. Зоопсихология и сравнительная психология по самой своей сути являются науками сравнительными и имеют дело с представителями разных эволюционных уровней. Кроме того, психика животных нам известна гораздо хуже, чем психика нашего собственного, к тому же единственного, подвида Homo sapiens sapiens. Поэтому важной проблемой является разработка таких методик, которые, с одной стороны, позволяют сравнивать между собой психические особенности животных разных эволюционных уровней развития, а с другой стороны, будут адекватны видовым, возрастным и индивидуальным особенностям испытуемых. Виды эксперимента: · Лабораторный эксперимент: проводится в специально организованных (лабораторных условиях) и предполагает жесткий контроль за всеми экспериментальными переменными. Его достоинством является высока точность получаемых данных, а недостатком – низкая экологическая валидность. o Лабиринтные методики. Лабиринт – специальным образом организованное пространство, в котором есть один вход (место начала движения испытуемого или объекта, который необходимо передвигать), несколько возможных путей движения, из которых лишь один является правильным (остальные – тупиковыми). Виды лабиринтов: ü По сложности: простые (в них есть один двоичный выбор траектории движения – Т-образный или U-образный лабиринт) и сложные (большее количество альтернативных траекторий движения); ü По способу действия животного в лабиринте: локомоторные (животное передвигается в пространстве само), манипулятивные (животное передвигает в лабиринте какой-либо объект), перцептивные (правильный путь необходимо найти без осуществления движений). o Проблемная клетка: животное помещается в клетку или вольеру, из которого ему самостоятельно нужно найти выход, открывая различные запоры и преодолевая препятствия. o Проблемный ящик: животному необходимо найти способ открыть ящик, в котором спрятана приманка. o Обходной путь. Животное воспринимает приманку, недоступную для него, поскольку она отделена от животного прозрачной преградой. Чтобы добраться до приманки, нужно сначала отдалиться от нее и обойти, чтобы потом получить возможность приблизиться. В.Кёлер рассматривал способность решать такие задачи в качестве критерия наличия у животных интеллекта. · Естественный эксперимент. Его преимущество заключается в том, что животное находится в более привычной (естественной) для себя обстановке, в которой создается экспериментальная ситуация. Недостаток – трудность контроля экспериментальных переменных и организации процедуры исследования. o Методика открытого поля применяется для изучения ориентировочно-исследовательского и территориального поведения. Животное помещается внутрь какого-либо ограниченного пространства (пустого или с находящимися внутри объектами) – выгородки. Далее исследуются стратегии освоения нового незнакомого пространства. o Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания животных: лабиринтов, обходного пути, проблемных клеток и ящиков. Исследования Л.В.Фирсова на лабораторной группе шимпанзе. o Моделирование естественной деятельности в условиях неволи – поведенческая инженерия. Метод возник в 70-х годах для обеспечения естественности поведения и сохранности психического здоровья животных в искусственных условиях содержания (например, в зоопарке). Обогащение среды – условий содержания – и моделирование естественного ритма активности, активация психических механизмов, деградирующих в условиях удовлетворения всех потребностей человеком. · Формирующий эксперимент. Его особенностью является то, что в нем моделируется и изучается процесс формирования новой формы поведения и соответствующего психического новообразования. o Классическое обусловливание – выработка условного рефлекса (работы И.П.Павлова); o Оперантное обусловливание – научение путем проб и ошибок (методика предложена Б.Ф.Скиннером); o Дрессировка – целенаправленное формирование определенных сложных форм поведения животного человеком; o Дифференцировочное научение – с помощью методик классического или оперантного обусловливания животное обучается различать два предъявляемых стимула, только один из которых подкрепляется; o Научение по одражанию, при котором одно животное обучается определенному виду деятельности, наблюдая за тем, как его осуществляет другое животное или же как другое животное само обучается; o Использование и изготовление орудий. К использованию орудий способны многие млекопитающие и птицы, а также, вероятно, головоногие. Изготавливать орудия могут только понгиды, а также врановые и дельфины. o Обучение использованию искусственных знаковых средств. Обучаются понгиды, по уровню владения языком они достигают уровня развития человека 2 – 2, 5 лет. Используются специально созданные языки-посредники: · Амслен – модификация жестового языка глухонемых; · Йоркиш – кодирование слов с помощью изображений на карточках или в компьютере. o Изучение зачатков самосознания у животных: изучение способности животных к самоузнаванию в зеркале и на фотографии, а также на основе коммуникации с помощью языков-посредников. Достоинства метода эксперимента: · Точность и однозначность получаемых данных; · Легкость количественной и качественной обработки данных; · Возможность повторения эксперимента с целью перепроверки полученных результатов
Недостатки метода эксперимента: · Искусственность поведения животного по причине вычленения отдельных поведенческих проявлений без взаимодействия с общим контекстом жизнедеятельности животного; · Сложность обеспечения адекватной мотивации животного и проектирования необходимого поведения.
Тема 4. Проблема происхождения психики
Обсуждаемые вопросы: · Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. · Формы отражения. Анализ определения психики как формы отражения. · Философское, психологическое и биологическое обоснование возникновения психики в эволюции. Концепция А.Н. Леонтьева о возникновении психики. · Необходимость поиска и выработки новых критериев психического в связи с новыми данными о жизнедеятельности различных живых организмов. · Структурный анализ определения психики как формы отражения. Выделение критериев психики как инструмента регуляции особой формы жизнедеятельности организмов – поведения. Точки зрения на происхождение психики
|