Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция А.Н.Леонтьева






 

Поставил задачу выведения внешнего объективного критерия возникновения психики, в качестве которого предложил рассматривать чувствительность, являющуюся особой формой раздражимости, характерной для всех живых организмов, включая тех, что не обладают психикой.

 

Раздражимость

Общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий.

 

Чувствительность

Способность живой системы реагировать и ориентироваться на такие воздействия и факторы внешней среды, которые непосредственно не используются ею в целях конструктивного и энергетического метаболизма, но при этом соотносят живую систему с такими факторами, выполняя сигнальную функцию.

 

Возникновение чувствительности в ходе эволюции

Возникновение феномена чувствительности А.Н.Леонтьев связывал с переходом живой системы от обитания в однородной гомогенной среде к жизни в сложных условиях, где наличествуют вещно-оформленные дискретные предметы – источники жизнедеятельности.

· Под вещно не оформленными источниками жизни понимаются такие химические вещества или виды энергии, которые непосредственно вовлекаются в процессы метаболизма в организме субъекта.

· Вещно оформленные источники жизни прежде чем оказать непосредственное воздействие на метаболизм живого существа, влияют на него своими нейтральными свойствами – формой, цветом и т.п.

Животные, обладающие психикой:

По представлению А.Н.Леонтьева психика имелась у представителей царства животных (metazoa) и у некоторых представителей гетеротрофных протист (protozoa).

На основании этого критерия, а также усложнения содержания психического отражения и структуры деятельности А.Н.Леонтьев разработал периодизацию психического развития в филогенезе, которая в дальнейшем дорабатывалась и развивалась другими учеными.

 

В настоящий момент существуют данные, свидетельствующие о наличии чувствительности у представителей других царств живой природы:

· Прокариоты: биосоциальность у бактерий (кворум зависимые системы с дистантной и контактной коммуникацией), опережающее отражение ваз своего онтогенетического развития колонией прокариот.

· Растения: накоплены факты, свидетельствующие о сложности процесса адаптации растений к среде обитания и о большом количестве факторов, влияющих на ход их роста, часть из которых не имеет непосредственной связи с обменными процессами, протекающими в организме.

· Грибы: феномен хищничества у грибов, коммуникация между различными колониями грибов, а также грибами и растениями, ориентация в лабиринте.

Однако, организмы, относящиеся к этим таксонам, по своей экологии, морфофизиологии, филогении - в целом по большинству параметров своей жизнедеятельности существенно качественно отличаются о организмов тех групп, на которые была рассчитана периодизация Леонтьева. Данная периодизация оказывается недостаточно мощной для описания вышеуказанных феноменов.

 

Вывод по различным подходам к решению проблемы происхождения психики:

· Анализировать процесс генезиса и эволюции психики следует исходя из принципа единства живой системы, среды ее обитания и особенностей взаимодействия с данной средой, что в частности вытекает из концепции генезиса психики А.Н.Леонтьева. Иначе говоря, филогенез психики носит коэволюционный характер;

· Специфические свойства психического уровня организации начинают складываться еще до его непосредственного формирования, проявляясь, в том числе, и в неживой природе, как пример, направленность материальных процессов;

· Следует допустить существование психики (или ее аналогов) у всех живых организмов;

· Для решения вопроса о генезисе психики, а также для выделения форм и уровней ее организации необходимо выработать систему и нескольких критериев, позволяющую комплексно оценивать специфику взаимосвязи той или иной живой системы с окружающей ее средой.

 

Содержательный анализ определения психики

Для определения точки отсчета и выведения критериев психического необходимо проанализировать определение психики, принятое в современной отечественной психологии.

 

Психика – это форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулирующую функцию (Психологический словарь под ред. Зинченко и Мещерякова).

 

Далее мы более подробно проанализируем основные категории, фигурирующие в данном определении.

 

Психика как особая форма отражения по Г.Г.Филипповой

Отражение – результат любого взаимодействия, происходящего с материальными объектами. Данный результат назван отражением потому, что по окончании взаимодействия каждый из участников изменяется в соответствии с тем, какое влияние было оказано на него партнером по взаимодействию, а также потому, что характер изменения зависит от отражающего участника, от того, как именно он может изменяться в результате такого взаимодействия. Анализ отражения должен учитывать разное происхождение материальных систем, форм их взаимодействия. Следовательно, системам разного уровня свойственны разные формы отражения.

Выделяется четыре формы отражения:

· Физическая;

· Химическая;

· Физиологическая;

· Психическая.

Специфические особенности психической формы отражения:

· Неравнозначность участников взаимодействия в ходе которого происходит отражения: один из участников является субъектом, инициирующим взаимодействие, другой – объектом;

· Отражение как результат взаимодействия есть только для субъекта, причем это специфическое отражение: субъект не изменяет объект, а «имеет его себе» в форме психического образа. Психическое отражение создает условия для вступления субъекта в другие формы взаимодействия с объектом, а также протекает вместе с ними.

 

Категории «субъектность» и «деятельность»

· Субъектность – свойство всех живых систем, заключающееся в их стремлении (интенциональности) постоянно поддерживать свою целостность (творить себя) путем постоянного воспроизведения за счет поглощения необходимых веществ из внешней среды.

· Деятельность – процесс осуществления живой системой данного стремления (интенции). Этот процесс заключается в освоении объектов внешнего мира (путем взаимодействия с ними) и синтезом свойственных для живой системы структур путем анализа несвойственных, полученных извне элементов.

Эндогенным фактором, инициирующим деятельность организма, является переживание им состояние дискомфорта (нужды) или комфорта (нужности), связанных с протекающими процессами метаболизма, направленными на поддержание системной целостности. Нужда запускает деятельность лишь в том случае, если она связывается с тем, что необходимо для ее изменения – с определенным предметом – предметом потребности.

 

Категория «субъективность»

Субъективность – это индивидуализированное (уникальное, неповторимое) отражение и отношение живой системы к окружающей среде.

Одной из важнейших характеристик организма, обладающего субъективностью, является потребность – представление субъекта о желаемых последствиях его деятельности по взаимодействию в внешним объектом, сила, организующая и направляющая его психические процессы. Потребность есть опредмеченная нужда.

Любая живая система уникальным образом сообразно ее индивидуальной среде опредмечивает собственные нужды, оформляя их в потребности, определяющие специфику ее взаимодействий с объектами внешней среды – специфику ее деятельности – и, соответственно, специфику регулирующих эту деятельность психических механизмов. Категории субъектности и субъективности характеризуют разные стороны жизнедеятельности организма, филогенетически они складываются синхронно – с формированием первых живых систем.

 

Категории «высокоорганизованная живая материя» и «поведение»

Высокоорганизованная живая материя - это живые организмы, способные к осуществлению особой формы жизнедеятельности – поведению.

Поведение, как специфическая форма жизнедеятельности, характеризуется двумя обязательными признаками (по С.И.Левушкину):

· Специфический тип питания – анимальный (голозойный), заключающийся в питании целостными пищевыми частицами и индивидуальном пищеварении;

· Специфический анимальный тип движения, связанный и обусловленный анимальным типом питания, в котором, разделяются функции достижения удаленного пищевого объекта (локомоция) и его захвата (манипуляция).

Критерии наличия психического отражения:

Поведение, как специфическая форма жизнедеятельности, и психика, как механизм его регуляции, неразрывно диалектически связаны друг с другом. Одно не существует без второго. Соответственно, следует выделять три объективных критерия психического отражения:

· Во-первых, это голозойное питание – питание твердыми, целостными пищевыми объектами, состоящее из акта захватывания пищевой частицы и ее последущего переваривания;

· Во-вторых, это анимальное движение, обеспечивающее голозойное питание и постоянно совершенствующееся под его влиянием, заключающееся в достижении вещно-оформленных объектов с помощью передвижения всего своего тела (локомоции) и их захвате и обработке (манипуляции);

· В-третьих, это чувствительность – способность живой системы реагировать и ориентироваться на такие воздействия и факторы внешней среды, которые непосредственно не используются ею в целях конструктивного и энергетического метаболизма, но при этом соотносят живую систему с такими факторами, выполняя сигнальную функцию.

Психика возникает в результате системной детерминации, при которой три фактора объединяются друг с другом и одновременно влияют друг на друга.

 

Поскольку и субъектность, и субъективность имеются у всех живых организмов следует допускать наличие аналогов психического отражения в традиционном понимании этого термина у всех живых организмов.

 

Подробнее см. «Приложения», папка «Проблема происхождения психики».

Тема 5. Основные подходы к изучению процесса эволюции психики

 

Обсуждаемые вопросы:

1. Системно-эволюционный подход. Принцип историзма. Представление о психических процессах как о немарковских процессах.

2. Онтологический подход. Уровни организации психических структур.

3. Синергетический подход. Выявление параметров порядка самодетерминации психики.

4. Диффернеционно-интеграционный подход и закон.

5. Деятельностный подход. Структура деятельности. Формы регуляции деятельности.

6. Принцип реконструкции психологических структур.

7. Сравнительно-психологический метод.

 

В рамках каждого подхода выделяются специфические закономерности и детерминанты развития психики.

 

Системно-эволюционный подход

Система – такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение функционального полезного результата.

Согласно принципу системности, изучаемый предмет рассматривается с точки зрения организованного целого и обладает свойствами, которые невозможно вывести из его фрагментов и частей.

Центральной идеей системно-эволюционного подхода является положение о развитии системы, о ее переходе на качественно новый уровень организации, что позволяет системе расширять и усложнять межсистемные связи с окружающей средой, что в свою очередь связано с усложнением внутрисистемных связей.

Принцип историзма и психическое развитие как немарковский процесс

В ходе немарковского процесса каждое последующее состояние системы определяется не только актуальным ее состоянием, но и суммой всех предыдущих состояний, возникавших в ходе данного процесса. Таким образом, каждый последующий шаг психического развития любого организма определяется, во-первых, предыдущими стадиями психического развития, которые проходили его предки, во-вторых, предыдущими стадиями его онтогенетического развития. В ходе развития психика постоянно сохраняет «память о прошлом» - о своих предыдущих формах организации.

 

Онтологический подход

В русле онтологического подхода любое проявление психики рассматривается как сторона события — встречи живой системы с другой живой системой или взаимодействия со средой (включая преобразование последней — деятельность). Психика, таким образом, оказывается исходно включенной в событие, характеризует его со стороны живой системы. Каждая конкретная ситуация взаимодействия отражается живой системой как целое событие, в ходе которого меняется (либо сохраняется) она сама и ее мир.

 

Результатом и одновременно предпосылкой события является психический образ – субъективная модель объекта-ситуации.

 

Содержание психического образа:

Содержание – это та информация, которую субъект отражает о себе и окружающем мире.

· Модельно-качественное содержание несет в себе информацию об отдельных ощущениях различных модальностей, воспринимаемых органами чувств;

· Пространственное содержание несет в себе информацию о положении объекта в пространстве (слева, справа, сверху или снизу от субъекта), о его форме, границах, величине и объеме, а также о динамике изменений этих объектов;

· Предметное содержание несет информацию о функциях предмета, а также о его реальных и потенциальных связях с другими предметами;

· Смысловое содержание связано с отражением объективных заканомерности предметов и явлений, недоступных прямому наблюдению, что обеспечивается за счет соотнесения индивидуального опыта субъекта с коллективным и историческим опытом других субъектов.

Уровни организации формы психического образа:

Форма психического образа – это то, как субъект отражает реальность, как он объединяет компоненты содержания в единую систему.

· Сенсорный образ содержит информацию о единичном качестве или свойстве среды какой-либо одной модальности;

· Перцептивный образ – это интермодальный образ целостных объектов, формирующийся из интегрированных сенсорных образов;

· Образ представления – это абстрагированные и обобщенные образы объектов и их функциональных свойств, т.е. качеств, которые проявляются во взаимоотношениях этих объектов с другими объектами; они позволяют отображать целостные модели ситуаций, строящиеся на основе интегрированных перцептивных образов;

· Образ мира – это отражение мира в форме языковых значений, складывающихся из интегрированных образов-представлений, оформленных в понятия.

Движущей силой эволюции психики является диалектическое противоречие между формой и содержанием психического образа, ведущее к повышению уровня его организации, а также к обогащению содержания.

Синергетический подход

Субъект психического отражения является сложноорганизованной самодетерминированной системой, т.е. на его психическое процессы и их проявления в большей степени оказывают влияние внутренние факторы, нежели внешние. Для стороннего наблюдателя трудно предсказать ход психических процессов из-за огромного числа различных вариаций его детерминант. Однако, возможно описание числа параметров порядка.

 

Параметры порядка психики

Переменные, организующие и упорядочивающие психику, подчиняющие себе ход ее развития, порождая общий порядок.

С усложнением психической структуры в процессе эволюции – с повышением уровня организации психического образа – количество таких переменных увеличивается. Соответственно, задачей исследователя является выявление этих переменных, их взаимосвязи между собой, а также процесса их формирования как в фило-, так и в онтогенезе.

 

Дифференционно-интеграционный подход

Дифференционно-интеграционный закон (по Н.И.Чуприковой)

Состоит в том, что всякое развитие есть развитие некоторой исходной «примитивной» целостности и идет в направлении от общего к частному, от целого к частям, от состояний и форм глобально-целостных к состояниям и формам все более внутренне дифференцированным и иерархически упорядоченным. Параллельно этому идут процессы интеграции, обеспечивающие, во-первых, удержание исходной целостности и, во-вторых, формирование в ее составе новых, более высоких иерархических уровней.

 

Этапы дифференционно-интеграционного развития структуры психики (по М.А.Холодной)

· Диффузная целостность, для которой характерно глобальное, нерасчлененное состояние системы;

· Системная дифференциация, когда в целом выделяются составляющие ее элементы, каждый из которых функционирует более или менее автономно;

· Системная интеграция, характеризующая такой уровень развития целостной системы, на котором формируются многочисленные, достаточно стабильные связи и взаимозависимости между отдельными элементами;

· Иерархическая интеграция, когда при наличии связей элементов по горизонтальным и вертикальным уровням системы сами элементы находятся между собой в гибких и вариативных отношениях, будучи при этом относительно свободными, как от влияния целого, так и факторов внешней среды.

Процесс генезиса и филогенеза психики также подчиняется универсальному дифференционно-интеграционному закону. Между каждым повышением уровня психической организации развертывается подобный дифференционно-интеграционный цикл. Сначала происходит системная дифференциация содержания образа определенного уровня, влекущая за собой его деление на несколько образов этого же уровня. Затем между ними осуществляется интеграция (налаживаются горизонтальные и вертикальные связи), что приводит к рождению новой целостности – образа более высокого уровня.

 

Деятельностный подход

На основе разработанного им же деятельного подхода А. Н. Леонтьев предложил использовать в качестве критериев уровня психического развития содержание отражения и структуру деятельности. Соответственно, в качестве движущей силы развития психики в филогенезе он рассматривал диалектическое противоречие, возникающее между содержанием отражения и структурой деятельности: сначала новообразование возникает в структуре деятельности (изменение межсистемных связей) и затем проявляется в содержании отражения (изменение внутрисистемных связей). Таким образом, получается, что содержание отражения «отстает» от структуры деятельности «на один шаг».

Психика является инструментом регуляции деятельности. Г.Г.Филиппова выделила 4 формы психической регуляции деятельности:

· Сигнальная. Функция: отражение свойств и качеств объекта деятельности как сигнальных стимулов.

· Инстинктивная. Функция: способность отражать необходимые свойства объекта и реагировать на них адекватно их связи со своими потребностями без предварительного опыта взаимодействия с этими объектами.

Инстинктивная регуляция осуществляется за счет способности органов осуществлять манипулятивные и локомоторные движения, являющиеся ответами на определенные раздражители. Это обеспечивается функционированием следующими механизмами:

o Кинезы – способность органа совершать поступательные движения с переменной скоростью в разном направлении.

§ Ортокинезы – поступательные движения с переменной скоростью;

§ Клинокинезы – изменение направления движения.

o Таксисы – ответные двигательные реакции животного на определенные агенты среды. Таксисы обеспечивают ориентацию движений (кинезов). Таксисы классифицируются по качеству воздействующего стимула:

§ Фототаксис – ориентация на свет;

§ Термотаксис – на температуру;

§ Тигмотаксис – на прикосновение;

§ Реотаксис – на течение жидкости;

§ Хемотаксис – на химические раздражители.

Факторы, детерминирующие инстинктивное поведение:

o Внутренние факторы – воздействуют на основе внутренней ритмики физиологических процессов в организме;

o Внешние факторы – факторы окружающей среды:

§ Настраивающие раздражители, регулирующие ритмы жизнедеятельности – например, фазы смены луны, продолжительность светового дня, смена сезонов и т.д.;

§ Направляющие раздражители, условия, в которых находится объект потребности, или стимулы, предшествующие его появлению;

§ Пусковые раздражители принадлежат самому объекту потребности, запускают конкретные локомоторные и манипулятивные формы активности, связанные с взаимодействием с объектом деятельности.

Подробнее см. «Приложения», папка «Инстинктивная регуляция деятельности».

· Научение. Функция: прижизненное изменение поведения в соответствии с возникающими и устойчиво сохраняющимися изменениями среды.

Основные компоненты научения: стимул, ответная реакция на данный стимул, подкрепление.

Классификации видов научения:

§ По сложности процесса:

o Привыкание: новая модель стимула или ответной реакции не вырабатывается, организм перестает реагировать определенным образом на стимул, на который ранее демонстрировалась инстинктивная реакция;

o Ассоциативное научение: в нем присутствуют все три компонента научения.

§ По связи научения с инстинктивной формой регуляции деятельности:

o Облигатное научение: видотипическое (обязательное для всех представителей данного вида) научение, связанное с инстинктами, формирующееся в определенные сензитивные периоды;

o Факультативное научение: индивидуальное приспособление к условиям среды отдельным организмом.

§ По временному параметру:

o Классическое научение: описывается классической кривой научения: равномерное формирование условной ответной реакции при появлении стимула и подкрепления и постепенное ее угасании при отсутствии подкрепления;

o Мгновенное научение (импринтинг): быстрое формирование условно-рефлекторных связей (при одном или нескольких предъявлениях стимула) и почти полное отсутствие его угашения (как правило, возникает на сильные негативные раздражители или является облигатным научением);

o Латентное научение: навык формируется скрыто при ориентировочно-исследовательской деятельности, а затем проявляется практически без предварительных проб и ошибок складывается в готовую форму регуляции деятельности при появлении подкрепления.

§ По соотношению основных компонентов научения:

o Классическое обусловливание: первоначально предъявляется индифферентный стимул, вызывающий лишь ориентировочную реакцию, а затем он подкрепляется безусловным воздействием (эксперимент с собакой Павлова);

o Оперантное обусловливание: Животное ставится в ситуацию, в которой в которой ему самостоятельно нужно вычленить стимулы, ведущие к получению подкрепления. Последовательность: реакция животного – подкрепление – условный стимул.

o Дифференцировочное научение: например, животному предъявляется одновременно несколько стимулов, из которых ему нужно выбрать один правильный, за которым последует подкрепление.

§ По способу научения:

o Индивидуальное научение;

o Научение по подражанию: «зритель» наблюдает за тем как обучается «актер» (демонстратор), как он выполняет определенную деятельность, на основе чего обучается сам.

Подробнее см. «Приложения», папка «Научение».

· Интеллект. Функция: изменение поведения в соответствии с ситуативными, неповторяющимися изменениями объекта.

Подробнее см. «Приложения», папка «Мышление животных».

На каждом этапе эволюции психики, начиная с момента ее возникновения, у всех любого субъекта психического отражения имеются все формы регуляции деятельности, но существенно разняться их специфика, роль в регуляции деятельности, степень выраженности и взаимосвязь.

Принцип реконструкции психических структур

Эволюционная биология реконструирует процесс биологической эволюции на основе изучения генетического материала и материала ископаемых останков животных. Аналогично и зоопсихология (эволюционная психология), может лишь реконструировать процесс эволюции психики (поскольку напрямую наблюдать поведение вымерших видов невозможно) на материале изучения:

· Поведения животных реликтовых видов или видов, долгое время эволюционировавших под действием стабилизирующего отбора (по сравнению с предками они мало изменились);

· Данных из других научных дисциплин об особенностях морфофизиологии и экологии представителей различных видов.

 

Сравнительно-психологический метод

С его помощью осуществляется сравнительное изучение психики на разных уровнях организации и развития. Сравнению подвергаются: разные уровни развития одной и той же системы, отдельные компоненты психики на разных уровнях организации, закономерности преобразования межсистемных связей, ведущих к изменению системной иерархии.

В рамках сравнительной психологии традиционно наиболее значимым является сравнительный анализ психики человек и других животных. Четыре основных способа анализа психики человека, как представителя своего биологического вида в эволюционном контексте (по Г.Г.Филипповой):

· Чистый антропоцентризм, с позиции которого психика человека рассматривается только внутри своей стадии развития, без сопоставления с предыдущими стадиями – может также анализироваться антропогенез;

· Эволюционный антропоцентризм, рассматривающий весь филогенез психики, начиная с ее возникновения, с позиции ориентации эволюции именно на возникновение человеческого сознания, как высшей формы развития психики – все другие формы организации рассматриваются как стремящиеся к ней;

· Подход, в рамках которого психика рассматривается как форма отражения в ряду других форм – дальнейший ход эволюции психики (после человеческого сознания) не анализируется;

· Изучение психики человека как одного из множества альтернативных путей эволюции психики, предполагающий дальнейшее развитие этого процесса.

Тема 6. Основные аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой

 

Обсуждаемые вопросы:

1. Развитие механизмов психической регуляции деятельности в онтогенезе. Общие закономерности онтогенеза. Филогенез онтогенеза.

2. Игра как онтогенетический механизм развития интеллектуальной структуры деятельности. Функции игры. Игра как развивающаяся деятельность (К.Э.Фабри).

3. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Содержание и структура ориентировочно-исследовательской деятельности. Фило- и онтогенез ориентировочно-исследовательской деятельности.

 

Филогенез онтогенеза

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, начинающееся либо с деления одноклеточного, либо с оплодотворения и заканчивающееся смертью. Между этими двумя событиями выделяется еще несколько этапов. С усложнением психической организации возникают все новые этапы, в ходе которых выполняется та или иная функция.

Этапы онтогенеза:

· Пренатальный, в ходе которого происходит развитие организма в икринке, в яйце или в теле материнской особи, заканчивающееся рождением. Значение этого периода заключается в том, чтобы подготовить морфологическую основу для психического отражения, включая подготовку к двигательной активности (эмбриональное научение или тренировка).

· Постнатальный:

o Предадуальный: до достижения половой зрелости:

§ Ранний постнатальный период: индивид появляется неспособным самостоятельно осуществлять различные формы жизнедеятельности. В течение определенного времени происходит построение необходимых отношений со средой. Значительная роль на этом периоде отводится видотипическому (облигатному) научении, развивающемуся лишь в определенные периоды жизни (сензитивные периоды).

§ Ювенильный период: развитие интеллектуальных способностей и навыков через ориентировочно-исследовательсвую и игровую деятельности.

o Адуальный – взрослость, выполнение основной биологической функции – размножения.

o Постадуальный. У видов с развитой родительной заботой о потомстве выделяется фаза жизни, когда особи, уже не участвующие в размножении, помогают заботиться о потомстве и передавать накопленный опыт молодым.

Подробнее см. папку «Онтогенез психики животных» в Приложениях.

 

Игровая деятельность

По К.Э.Фабри это не особый вид деятельности развивающаяся взрослая деятельность.

В игре формируется новая структура деятельности: складываются операции, переносимые из одной ситуации в другую и связывающиеся с разными мотивами. Развивается двигательная активность, координация, способность отражения объектов и их функциональных свойств, отработка элементов общения, пищедобывательного поведения, оборонительного, полового и родительского поведения.

Подробнее см. папку «Игровая деятельность», а также «Ювенильный период онтогенеза» в Приложениях.

Ориентировочно-исследовательская деятельность

Ориентация поведения субъекта – ключевая задача психики, соответственно, ориентировочно-исследовательская деятельность является определяющей в этом процессе.

Новизна стимула, выявляемая на основе его сличения с уже имеющейся у субъекта информационной моделью, запускает данную деятельность.

Эволюция ориентировочного поведения:

· Первоначально субъект реагирует на изменение своего состояния под воздействием стимула;

· На более поздних стадиях (на перцептивной стадии) возникает задача ориентации: отражается сам объект и условия, в которых он находится;

· На стадии интеллекта условия разделяются с объектом и субъект может направлять свою активность на эти условия, но упускаю при этом мотивационное значение объекта.

Подробнее см. папку «Ориентировочно-исследовательская деятельность» в Приложениях.

Тема 7. Стадии и направления эволюции психики

 

Обсуждаемые вопросы:

1. Периодизации психического развития в филогенезе (Леонтьев, Фабри, Новоселова, Филиппова). Их достоинства и недостатки.

2. Основные параметры анализа и характеристика стадий развития психики.

3. Представления о направлениях эволюции психики. Характеристика главных направлений эволюции психики.

 

Классические периодизации развития психики в филогенезе

Леонтьевым было выделено четыре стадии развития психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная и сознательная, присущая лишь человеку. Вследствие ограниченности доступа к его диссертации ранее предполагалось, что А.Н. Леонтьев относил к стадии интеллектуального поведения, в основе которого лежит способность животных отражать не только целостные образы объектов, но и связи, и отношения между ними, только антропоидов. К.Э. Фабри, основываясь на данных своих экспериментов и наблюдений, свидетельствующих, что интеллектуальное отражение среды характерно многим другим представителям высших позвоночных (псовым, кошачьим, дельфинам, грызунам, попугаям, врановым и т.д.) предложил отказаться от обособления интеллектуальной стадии и рассматривать интеллект животных как высшую форму научения, возникающую в рамках перцептивной стадии. Однако позже, после более полной публикацией диссертации А. Н. Леонтьева стало ясно, что он вовсе не отождествлял стадию интеллекта только с психикой антропоидов. Согласно А.Н. Леонтьеву внутри этой высшей третьей стадии – стадии интеллекта, как и внутри предшествующей стадии мы равным образом должны констатировать наличие известного развития интеллектуальной деятельности и существование различных ее типов.

Однако существенной заслугой К.Э. Фабри являлось, во-первых то, что им был обобщен и систематизирован богатый эмпирический материал, а во-вторых то, что он предложил выделять внутри каждой стадии (в его модели их было три: сенсорная, перцептивная и стадия сознания) два уровня, отражающих важны диалектический принцип соотношения органа и функции. Так на низшем уровне функция, возникнувшая еще на предыдущей стадии в рамках старого органа, получает своей новое обеспечение и возможность полноценно реализовать свои потенциальные возможности. На основе скопленной резервной мощности на высшем уровне формируется новая функция, получающая затем свою форму.

Другой вариант модификации периодизации А.Н. Леонтьева предложила С.Л. Новоселова, также рассматривавшая в качестве критерия развития психики содержание отражения. Согласно С.Л. Новоселовой различие между интеллектом животных и человека заключается в способах обобщения и оперирования содержанием отражения – в способах обработки отражения. Как и К.Э. Фабри, С.Л. Новоселова выделила три стадии психического развития в филогенезе, разделив их на более мелкие периоды и фазы. Однако в отличие от схемы Фабри, здесь в единую стадию были объединены интеллектуальная и сознательная (по А. Н. Леонтьеву).

Внутри данной стадии С.Л. Новоселова обозначила интеллект животных и рефлексивный интеллект человека как различные периоды. Таким образом, можно сказать, в схеме С.Л. Новоселовой обозначается большее сходство психики человека и высших животных.

Позже Г. Г Филиппова предложила, синтезировать эти три взгляда: разделить каждую из четырех стадий, предложенных А.Н. Леонтьевым, на низший и высший уровни, согласно принципу К. Э. Фабри, применив идеи С. Л. Новоселовой о формах обобщения опыта деятельности для анализа возникновения человеческого сознания.

Параметры анализа стадий развития психики (по Г.Г.Филипповой):

· Представители: животные, относящиеся к определенной стадии и определенному уровню развития психики;

· Содержание отражения: информация о внешнем мире и самом себе, отражаемая субъектом и используемая им при ориентации собственного поведения;

· Форма отражения: способ организации информационного содержания, структурная организация психического образа;

· Структура деятельности: представленность основных компонентов процесса деятельности;

· Формы регуляции деятельности: специфика форм регуляции деятельности у представителей конкретного уровня конкретной стадии эволюции психики.


Характеристика стадий эволюции психики

Стадия Уровень Представители Содержание отражения Форма отражения Структура деятельности Формы регуляции деятельности
Сенсорная Низший Протисты, губки Модально-качественное: единичное ощущение (даже несколько стимулов разных модальностей переживаются как единичное генерализованное ощущения Сенсорный образ: отражение любых воздействий как собственного состояния «разлитого» в своем теле (во всем теле или в отдельных его частях). Деятельность представляет собой единичное движение, направленное в сторону источника воздействия или от него для достижения оптимального состояния организма или его частей Инстинкт – преобладающая форма регуляции. Научение – в форме привыкания; интеллект – способность субъекта двигаться по логике движения объекта; Сигнальная форма – возникновение чувствительности
Высший Кишечнополостные; иглокожие; Черви, примитивные моллюски Модально-качественное: появляется возможность обрабатывать одновременно несколько стимулов. Развитие локализованной чувствительности – локализация воздействия в различных частях своего тела, т.е. начало формирования пространственного содержания
Перцептивная Низший Брюхоногие моллюски; Членистоногие, хрящевые Рыбы; бесчелюстные Возникает пространственное содержание: субъект начинает воспринимать внешний мир как отдельный от себя за счет развития дистантных сенсорных систем, отражение целостных объектов и условий, в которых они даны.   Возникает перцептивный образ, объединяющий несколько сенсорных образов в систему В структуре деятельности выделяется операция: вся деятельность направлена на объект, а операции соотносятся с теми условиями, в которых этот объект существует. Инстинкты все еще играют ведущую роль, возникновение ассоциативного научения, интеллект – ориентация движения отдельных эффекторных органов в соответствие с условиями среды, сигнальная форма – развитие условно-рефлекторных связей.
Высший Низшие позвоночные; эусоциальные Насекомые; головоногие моллюски Дифференциация пространственного содержания: отражение нескольких целостных объектов или совокупности объектов. Отражения связанных объектов – зачатки предметного содержания
Интеллектуальная Низший большинство Млекопитающих и птиц Предметное содержание: отражение объектов, их пространственных связей, отношений и их передвижения относительное тела субъекта. Предвидение изменение положения объектов по отношению друг к другу возможно, только когда они начинают двигаться. Образы представления: ассоциации при восприятии ситуаций, носящие обобщенный характер и объединяющие в себе образы соотносящихся объектов и образы соотношений, а также способы действия в этой ситуации. В структуре деятельности выделяется действие, направленное на достижение промежуточной цели. Операция может быть отделена от мотива конкретной деятельности и перенесена в другую деятельность. Деятельность становится двухфазной: фаза подготовки условий для достижения объекта и фаза осуществления Инстинктивная регуляция встраивается в различные виды деятельности в форме паттернов поведения (устойчивых сочетаний стимула и ответной реакции), облигатное научение, научение по подражанию, интеллект как учет отношений объектов друг с другом формируется в процессе игровой и ориентировочной деятельности. Сигнальная регуляция – развитие коммуникации в онтогенезе, сложноустроенные сообщества
Высший Приматы; Китообразные. Хоботные; ластоногие; Врановые, попугаи Предметное содержание: отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов не только относительно субъекта, но и между собой, что обеспечивается развитием манипулятивной активности у субъекта. Предпосылки формирования смыслового измерения – обучение животных искусственным знаковым стредствам.
Сознание Низший австралопитеки; Ранние Homo Смысловое измерение: в понятиях отражаются объективные закономерности мира, а также свойства и характеристики объектов, недоступные прямому чувственному опыту Образ мира: целостное отражение окружающей действительности и своего места в ней, временная перспективна. Развитие языковых значений и понятий. Действие свободно от потребности, цель – от мотива. Действие полимотивировано – одно действие одновременно является компонентом разных деятельностей, и направлена на разные мотивы. Цель – мультифункциональна, т.е. одновременно является целью разных действий в разных деятельностях. Структура деятельности формируется в онтогенезе на основе усвоения искусственных знакомых средств. Инстинкт задает определенные группы потребностей, но не руководит всей деятельностью, возникает учебная деятельность, складывается специфическое вербальное мышление.
Высший поздние Homo и современный человек

Недостатки классических периодизаций филогенеза психики

В настоящий момент, пожалуй, самым существенным недостатком предложенной А.Н.Леонтьевым периодизации (и более поздних ее модификаций), вытекающим из ее несомненного достоинства – большой широты охвата, – на который справедливо обращают внимание критики, является ее линейный характер. Это означает, что весь процесс развития психики, словно слоеный пирог, делится на ряд стадий и уровней. В результате этого животные, далеко отстоящие друг от друга филогенетически, зачастую оказываются на одной и той же ступени. Безусловно, этот подход представляется совершенно резонным и обоснованным в том случае, если для периодизации мы используем наиболее фундаментальные критерии, рисуя обобщенную картину. Еще до А.Н.Леонтьева и К.Э.Фабри другой российский зоопсихолог В.А.Вагнер указывал на несовпадение психологической и зоологической классификаций. Так, в пределах одного рода разные виды могут находиться на разных уровнях развития психики. С другой стороны, в своих работах, составляя схему эволюции психики, Вагнер пытался точно соотнести ее с биологическим эволюционным деревом. За последние десятилетия наукой накоплен обширный фактический материал, указывающий на существенные различия в психической организации живых организмов разных систематических групп, принадлежащих к одной стадии или уровню развития психики. Это позволяет существенно обогатить периодизацию Леонтьева и, образно говоря, наметить в ней не только горизонтальные, но и вертикальные демаркационные линии, отражающие различные направления эволюции психических способностей.

 

Главные направления эволюции психики

В качестве основания для выделения направлений эволюции психики мы используем теорию главных направлений эволюционного процесса А.Н.Северцова, позже доработанную И.И.Шмальгаузеном. Опираясь на работы этих авторов и экстраполируя их идеи в области зоопсихологии, мы можем выделить три основных пути филогенеза психики:

· ароморфоз – повышение уровня психической организации организмов, качественный скачок в их развитии;

· идиоадаптация – частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретной среде, достигаемое путем перестройки структуры психики без качественного повышения уровня ее организации;

· дегенерация – понижение уровня психической организации.

Невзирая на существенное смысловое и терминологические сходство, у психической и биологической эволюционных линий имеются некоторые существенные отличия, о которых мы говорили ранее.

Далее мы последовательно рассмотрим и проанализируем эти три направления развития, привлекая также положения дифференционно-интеграционного и отологического подходов.

 

Ароморфозы психического развития

Крупные ароморфозы психического развития отражены в периодизации А.Н.Леонтьева и более новых ее модификациях. Их относительно легко вычленить – они знаменуют собой переход от одной стадии к другой. Соответственно, эта часть схемы разработана лучше всего.

 

Происхождение психики как первый ароморфоз

момент возникновения психики имеет ключевое значение для эволюции живого. С одной стороны, происходит акт интеграции разных элементов жизнедеятельности внутри новой системы, с другой стороны, внутри этого единого процесса жизнедеятельности, ранее регулируемого лишь физиологически, дифференцируются две стороны: внешняя поведенческая активность и ее психическая регуляция. Хотя обе они неразрывно связаны друг с другом (одна не существует без другой), эта связь в процессе эволюции становится все более сложной и неоднозначной. Так, сходные формы поведения у представителей разных таксонов могут регулироваться совершенно различными психическими механизмами.

 

Психика протист

У этих организмов складывается простой психический сенсорный образ, содержательно представленный модально-качественным измерением c недифференцированными аффективным и когнитивным компонентами. Для субъекта еще не существует внешней среды, и вся информация, воспринимаемая им, представляется лишь как изменение состояния собственного организма, а регуляция поведения осуществляется на основе распространения возбуждения от воспринимающих систем к двигательным. Иначе говоря, именно самоотражение (отражение своего тела и его внутренней среды) является отправной точкой для развития всех остальных психических феноменов. Отражение пространства формируется, начиная с самого раннего этапа филогенеза психики, однако исходным пространством для освоения является пространство собственного тела, но не внешнее пространство. Тот факт, что одноклеточные способны «охотиться, огибать препятствия», связан с довольно ранним развитием у них локализованной чувствительности. По всей видимости, простейшая форма такой чувствительности складывается уже у амебоидных клеток: она связана с локальным ответом на раздражитель. Так, у диктиостелиума (слизевики) за определение места формирования ложноножки отвечает специальный белок и, соответственно, кодирующий его ген, в отсутствие которых организм начинает двигаться хаотично. Крупные амебы способны охотиться на такую высокоактивную добычу, как инфузории. Аналогично ситуация обстоит и с восприятием временной перспективы, которая развивается из отражения субъектом внутреннего времени своего организма, что обусловлено ритмичностью процессов, протекающих в нем.

 

Переходная фаза от допсихического уровня развития к психическому

У живых существ, относящихся к этой фазе, поведение и его психическая регуляция присутствуют не перманентно, а временно, то есть не составляют основу всей жизнедеятельности. Сюда относятся организмы, способные как к питанию, характерному для гетеротрофных протист (потребление бактерий), так и к автотрофному способу питания. Ими могут являться не только протисты, но и свободно живущие представители других царств: гаптофиты (царство хромисты и празинофиты (царство растения). По-видимому, здесь мы наблюдаем системную интеграцию вышеозначенных специфических признаков психики и поведения, причем у более разнородной группы организмов, нежели та, в которой все эти признаки уже соединены в целую систему.

 

Направление эволюции психики одноклеточных

В их сенсорном образе начинается системная дифференциация содержания (увеличение числа различных модальностей), а также формы (развитие локализованной чувствительности), что естественно связано и с увеличением числа образов этого уровня. По мере продвижения в этом направлении намечается первая бифуркация эволюции психики: ветвление ее на две части.

· У представителей первой группы морфофизиологическое и психическое развитие продолжают идти в рамках одной клетки;

· У представителей второй группы системная дифференциация психики развертывается в рамках единой интегрированной системы клеток – колониального, а затем многоклеточного организма.

 

Первые многоклеточные животные

По своим поведенческим и психическим характеристикам эти организмы, включая колониальные формы, а также, видимо, первые многоклеточные, были более примитивны, чем наиболее прогрессивные одноклеточные – например, инфузории. В целом переход к колониальности у протист мог привести к редукции поведенческой активности и, соответственно, ее психической регуляции.

Однако дальнейший прогресс идет достаточно быстро.

Наиболее древними (рано отделившимися от общего ствола эволюции) из современных животных оказываются гребневики. Однако их вовсе нельзя назвать примитивными. Они обладают дифференцированными тканями, осуществляют сложное локомоторное (с помощью гребневых пластин) и манипуляционное (захват добычи щупальцами) поведение. У гребневиков диффузная нервная система, самой примечательной частью которой является аборальный орган – просто устроенный мозг, представляющий собой комбинацию рецепторных и эффекторных элементов, выполняющий функцию регуляции движения и органа равновесия. Это позволяет гребневику осуществлять ориентацию во внешнем пространстве, хотя и за счет внутренних механизмов локализованной чувствительности, а также сложный способ питания – захват с поворотом тела в сторону щупальца.

Как мы видим, у многоклеточных достаточно рано намечается переход от системной дифференциации к системной интеграции одномодальных сенсорных образов в единое целое для регуляции сложного поведения. Однако систематически сенсорная стадия весьма неоднородна, поэтому этот процесс протекает неравномерно – в зависимости от того, какой таксон мы рассматриваем.

 

Переход на перцептивную стадию как ароморфоз

Он связан с иерархической интеграцией сенсорных образов в перцептивный образ. Наиболее близкими к переходной фазе, разделяющей эти две стадии (сенсорную и перцептивную), очевидно, следует считать круглых, плоских и кольчатых червей (первичноротые), а из вторичноротых – морских звезд (иглокожие), кишечнодышащих (полухордовые) и головохордовых (хордовые). У этих животных начинает складываться новая форма регуляции деятельности – научение. У морских звезд вырабатываются условные рефлексы в ответ на световые и тактильные раздражители. У планарий также могут формироваться примитивные условные рефлексы. У кольчатых червей складываются зачатки предметного восприятия – форм и размеров объектов. Между тем в дальнейшем таксоны червей идут по пути идиоадаптации или даже дегенерации.

На перцептивной стадии формируется интермодальный перцептивный образ – отражение целостных объектов, а не отдельных раздражителей, что морфологически обеспечивается цефализацией. Соответственно, в содержании образа складывается пространственное измерение, а в форме – перцептивный строй, простирающийся за рамки тела субъекта. Все это дает импульс дальнейшему развитию форм регуляции деятельности – в первую очередь научению.

Системная дифференциация содержания (модально-качественного и пространственного измерений) перцептивного образа на этой стадии приводит к тому, что у животных высшего уровня формируется способность одновременно отражать не только единичные объекты, но и совокупности таких объектов, что также проявляется в усложнении механизмов регуляции поведения.

 

Психика хладнокровных позвоночных

В целом у хладнокровных позвоночных наблюдается постепенный переход психического развития от системной дифференциации к системной интеграции перцептивных образов: отражению связанных между собой гетерогенных объектов. Конкретно это проявляется в сложных ассоциативных навыках: формировании образов-стимулов, складывающихся из совокупности признаков различных объектов. В пример можно привести научение у ящериц из семейства анолисовых. Эти рептилии научились выбирать в кормушке нужный диск, определяя его по изображенному на нем узору, открывать его и доставать пищу. Также следует еще раз упомянуть о научении по подражанию (к такому научению способны многие рыбы, угольные черепахи), связанном с возрастанием роли социальной коммуникации в детерминации психических процессов, что будет иметь ключевое значение для развития интеллекта и сознания. Вероятно, сюда же можно отнести формирование генерализованного образа хищника у эмбрионов амфибий: распространение ответной фобической реакции на запах ранее не встречавшегося хищника.

 

Переход на стадию интеллекта как ароморфоз позвоночных

В ходе дальнейшей эволюции происходит иерархическая интеграция перцептивных образов в структуре образа-представления целостной ситуации, что знаменует собой переход филогенеза психики на стадию интеллекта. К ней традиционно относят теплокровных позвоночных: птиц и млекопитающих. Образ представления представляет собой целостную модель ситуации, состоящую из «абстрагированных и вторично обобщенных образов функциональных свойств объектов». Соответственно, в содержании образа выделяется предметное измерение, что дает импульс развитию интеллектуальной формы регуляции деятельности. Морфофизиологически это обеспечивается развитием ассоциативных зон коры головного мозга: новой коры у млекопитающих и ее гомологов у птиц.

Важный аспект филогенеза психики на этой стадии, обеспечивающий дальнейшую системную дифференциацию образов представлений и переход ее в системную интеграцию, связан с развитием группового взаимодействия животных. Это приводит к становлению такого феномена, как «культурные традиции» (animal culture – англ.). В содержании психического образа появляются предпосылки оформления смыслового измерения благодаря подключению к деятельности индивида группового опыта, что позволяет осуществлять в психике субъекта интеграцию уже нескольких образов представлений отдельных ситуаций.

 

Переход на стадию сознания как ароморфоз

Именно возрастание значения опыта всей группы для индивидуальной деятельности играет ключевую роль в последующей иерархической интеграции образов представлений в единый образ мира, то есть в осуществлении последнего крупного ароморфоза эволюции психики – перехода на стадию сознания. И форма, и содержание образа мира складываются, развиваются и существуют лишь в «теле» человеческой культуры – метауровня психики человека.

 

Переходная фаза к стадии сознания

Ароморфоз – сложное явление, и признаки, приводящие к повышению уровня организации, складываются асинхронно у разных таксонов. То же происходит и в случае перехода на стадию сознания. Предпосылки для этого ароморфоза (орудийная деятельность, предпосылки самосознания, «культурные традиции») проявляются не только в отряде приматов, но и у других групп животных высшего уровня интеллектуальной стадии: хоботных, китообразных, птиц.

 

Идиоадаптации психического развития

Идиоадаптация одноклеточных

Первой крупной обособившейся «веткой» является направление развития сенсорного образа в рамках одной клетки. Это приводит к возникновению столь сложноорганизованных протист, как инфузории. У них развивается эффективная система локомоции, позволяющая передвигаться быстрее любых других одноклеточных. При этом их локомоторные и манипуляционные системы четко дифференцированы – две специализированные группы ресничек: соматическая цилиатура и ротовая цилиатура. У некоторых представителей на теле выделяются дорсальная и вентральная стороны – последняя несет реснички, позволяющие клетке буквально «ползать» по поверхности. Большинство инфузорий имеют на теле специализированный участок, предназначенный для эндоцитоза и лишенный ресничек – цитостом.

Имеется немало исследований феноменов процессов у инфузорий – в первую очередь, способности к научению. Г.Г.Филиппова отмечает, что подобное научение является лишь модификацией таксисного поведения. Однако более поздние исследования показывают, что парамеции способны к дифференцировочному научению: они связывают положительное подкрепление (электрическая стимуляция) с определенным уровнем яркости освещения. Авторы отмечают, что различение яркости этими протистами представляет собой именно приобретенную модель стимула.

Эти данные позволяют утверждать, что у инфузорий не только развертывается системная дифференциация сенсорных образов, что связано с локализованной чувствительностью, но и начинает осуществляться их системная интеграция. Иными словами, на конце идиоадаптационной линии мы все же видим существенное повышение уровня организации, хотя, очевидно, не дотягивающее до формирования перцептивного образа. Тем не менее эти одноклеточные по уровню психического развития опережают многих примитивных многоклеточных животных. Их следует относить к высшему уровню сенсорной стадии. По-видимому, на примере этих существ мы наблюдаем максимально сложную психическую организацию, которая может быть достигнута в рамках одной клетки.

 

Идиоадаптация членистоногих

Поведение членистоногих детерминируется инстинктивной формой регуляции и простыми навыками. Психика представлена перцептивными образами, которые довольно слабо обобщены, то есть когнитивные схемы у этих животных весьма узки. Так, Г.Г.Филиппова пишет: «Например, тараканы, научившиеся находить выход в лабиринте, пользуясь проприоцептивной и тактильной чувствительностью, не могут использовать когнитивную карту при изменении стимуляции. Появление сильно пахнущей приманки, запах которой просачивается через щели лабиринта, стимулирует их хемотаксисную ориентацию, и они стараются пролезть в тупики, которых успешно избегали в предыдущих опытах». Вместе с тем такая психическая организация (связь нервных моделей стимулов и ответных реакций) оказывается весьма гибкой, позволяющей тонко настраивать поведение под ситуацию, невзирая на то, что большая часть этих нервных моделей носит врожденный характер. Так Е.А.Дорошева и Ж.И.Резникова описывают специфическую форму научения хищных жужелиц – обучение из каталога, «то есть способность оперативно находить в поведенческом репертуаре целостные поведенческие стереотипы, позволяющие оптимизировать ответ на повторяющиеся воздействия».

У членистоногих мы наблюдаем экстенсивное развитие системы перцептивных образов. Происходит рост разнообразия и числа этих образов, линейно связанных между собой и последовательно регулирующих цепочку поведенческих операций. Однако, по всей видимости, системная дифференциация их содержания (модально-качественного и особенно пространственного измерений) остается достаточно слабо выраженной. Это позволяет им осуществлять сложное поведение, хотя и с помощью примитивных форм психической регуляции. Однако данное направление развития венчается новым повышением сложности психического отражения у отдельных представителей этого таксона – эусоциальных насекомых.

 

Интеллект эусоциальных насекомых

Эусоциальность – наивысший уровень социальной организации животных, для которого свойственны: разделение репродуктивного труда между плодовитыми матками и стерильными рабочими особями; Перекрывание нескольких поколений; Совместный уход за потомством.

В работах Г.А.Мазохина-Поршнякова приводятся данные об интеллектуальных способностях пчел: они обобщают фигуры по форме, генерализуют визуальные стимулы по различным признакам. В современных исследованиях сообщается, что эти насекомые, к примеру, способны различать лица людей и проходить лабиринты, ориентируясь по определенному количеству меток, инвариантно к их размеру и форме.

Также наличествуют данные и об интеллекте муравьев. В пример можно привести широко известные исследования Ж.И.Резниковой и Б.Я.Рябко, посвященные изучению коммуникации и вычислительным операциям у этих насекомых. Невзирая на имеющуюся критику, результаты этих исследований согласуются с теми, что были полученными на пчелах. Кроме того, имеются и другие свидетельства сложной организации поведения муравьев.

Морфофизиологическое обеспечение

Для осуществления подобных интеллектуальных операций большого количества нейронов вовсе не требуется. Для этого важнее оказывается наличие сложных и разнообразных взаимосвязей между отделами мозга, его модульная организация. Большее число нервных клеток имеет значение для большего объема памяти, лучшей разрешающей способности и четкости зрения – в целом, для большей сложности сенсорики, – а также для тонкой координации работы мышц.

Специфика разделения труда у социальных насекомых имеет также и морфофизиологическую обусловленность: в отличие от позвоночных онтогенетическое развитие их нервной системы носит детерминационный характер, то есть имеет место строгая генетическая детерминация развития каждого отдельного нейрона. У медоносных пчел при смене типа деятельности внутри улья происходит соответствующая физиологическая реорганизация мозга. Сходная физиологическая специализация есть и у муравьев.

Психическая система социальных насекомых (во всяком случае, пчел и муравьев) имеет принципиально иную организацию, нежели психика позвоночных, способных к элементарной рассудочной деятельности. По всей видимости, у этих членистоногих происходит системная и иерархическая интеграция перцептивных образов, благодаря чему в их психике формируются образы представления – целостное отражение ситуаций. В их содержании выделяется предметное измерение – отражение функциональных связей между объектами, но при этом модально-качественное и пространственно-временное измерения остаются слабо дифференцированными – имеют меньшее количество градаций, нежели у позвоночных. В свою очередь это приводит и к простоте структурной организации образов представлений: они состоят из меньшего числа перцептивных образов, которые в свою очередь проще устроены на сенсорном уровне.

Это позволяет отнести социальных насекомых (по меньшей мере тех представителей, о которых велась речь выше) к интеллектуальной стадии, притом что интеллект этих членистоногих существенно отличается от интеллекта позвоночных. Это соотнесение справедливо по функции, которую выполняет интеллект в регуляции поведения, но различается по механизмам достижения этого результата, что согласуется с идеей данной статьи.

 

Психика головоногих

Морфологическое обеспечение

Высокого уровня развития у этих животных достигают сенсорные системы – особенно зрени


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.066 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал