Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 13. Зарождения общественных отношений.
Вопросы социогенеза. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения общественных отношений. Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества.
Тема № 14. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи. Возможности и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи искусственных коммуникативных систем. Интеллект антропоидов и человеческое сознание, их коренные различия. Определяющая роль трудовой деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания. Тема № 15. Проблема биологического и социального в поведении человека. Современные подходы к соотношению биологического и социального в поведении человека. Сравнительно-психологические аспекты развития психики на ранних этапах онтогенеза человека. Значение процессов запечатления для формирования ребенка и взрослого. Сравнительно-психологический анализ игр животных и детей.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Семинар по теме № 2а. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных. Доклад: Этологический подход К.Лоренца, Н.Тинбергена к проблеме инстинктивного поведения. Вопросы для обсуждения: 1. Врожденное и приобретенное в поведении животных. 2. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. 3. Проблемы инстинкта и научения в свете эволюционного учения. 4. Пластичность инстинктивного поведения. Рекомендуемая литература: 1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ. 3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.
Семинар по теме № 5а. Концепции игрового поведения. Доклад: Сущность концепции игрового поведения, сформулированные Г.Спенсером, К.Гроосом, К.Фабри. Содоклад: Виды игрового поведения. Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика развития в ювенильном (игровом) периоде. 2. Познавательное значение игровой активности.
Рекомендуемая литература: 1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ. 3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988.
Практическое занятие по теме № 10а*. Зоопсихологические аспекты поведения животных. Вопросы для отработки: 1. Наблюдение поведения животных в искусственных условиях. 2. Наблюдение социального поведения животных. 3. Наблюдение и анализ результатов влияния современных условий на поведение животных. Рекомендуемая литература: 1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: МГУ, 1976, 1992, 1999. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ. 3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция.-М.: Мир, 1988.
Семинар по теме № 12а**. Генетическое родство психики животных и человека. Доклад: Биологические основания сравнительной психологии в подходе В.А. Вагнера. Содоклад: Антропологический подход к проблеме развития психики человека. Вопросы для обсуждения: 1.Родство и качественные различия психики животных и человека. 2.Особенности антропогенеза. 3.Гаптические и сенсорные предпосылки появления человека. Рекомендуемая литература: 1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: МГУ, 1976, 1992, 1999. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ. 3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988. 5. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. – М.: Наука, 1970. 6. Вагнер В.А. Сравнительная психология. Москва-Воронеж, 1998.
Семинар по теме № 14а. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи. Доклад: Современные подходы к проблеме зарождения социального сознания и человеческой речи. Содоклад: Опыты по обучению обезьян разговаривать. Вопросы для обсуждения: 1.Язык современных обезьян и его отличия от членораздельной речи. 2.Зарождение и формирование человеческого сознания. Рекомендуемая литература: 1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологи. -М.: МГУ, 1976, 1992, 1999. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: МГУ. 3. Тинберген. Поведение животных. М.: Мир, 1985. 4. Мак-Фарленд. Поведение животных, психобиология, этология и эволюция. -М.: Мир, 1988. 5. Фишель.В. Думают ли животные (перевод с немецкого). - М.: Изд. Мир, 1973.
|