Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эгоистичный ген
Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания Особенностью средневекового мировоззрения была теоцентричность. Реальностью, определяющей все сущее, стала не природа, а Бог. Средневековое мышление содержало в себе идею провиденциализма, согласно которой Бог не только первоначало всего сущего, но и сила, определяющая все изменения. Эти изменения есть результат осуществления божественного плана, намеченного заранее. Средневековые представления о мире сформировались под влиянием трех религий: иудаизма, христианства и ислама.
3) Эгоистичный ген Во второй половине XX век в качестве фундаментального механизма эволюции была принята концепция эгоистичного гена – генетический механизм эволюции посредством естественного отбора. Особо важную роль в утверждении этой теории стало открытие в 1953 году структуры двойной спирали ДНК - хранилища всех генов особи. До этого открытия аналогичную гену роль играла абстрактная черта организма. После открытия стал известен элементарный физический носитель наследственности - ген - последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК. С пониманием концепции эгоистичного гена изменился центральный объект естественного отбора - теперь это стал не организм в целом, а отдельные гены. В результате разрешились проблемы в объяснении эволюционного происхождения многих черт живых организмов, зачастую губительных для самого организма. Смысл концепции эгоистичного гена. Эволюция вида представляет собой изменение распространенности конкретных генов в генофонде. Наибольшее распространение получают те гены, функционирование которых способствует увеличению числа копий этого гена в генофонде - таких же генов в организмах других особей. Это возможно либо за счет содействия гена выживаемости любого организма содержащего ген (собственного организма, содержащего ген или, например, его родственников, содержащих ген) или увеличения продуктивности - увеличение количества потомков, которые имеют шансы стать носителями этого гена. Название концепции происходит от видимого эффекта такой зависимости: в популяции распространяются те гены, которые " эгоистично стремятся" увеличить число своих копий в генофонде. Разумеется, никаким действительным стремлением и сознанием гены не обладают. Каждый ген имеет свой фенотипический эффект - свое проявление в виде морфологических или поведенческих черт, которое либо способствует выживанию самого организма, организмов его родственников, увеличению числа потомков, либо препятствует. Наличие фенотипического эффекта, способствующего выживанию и размножению со временем повышает количественное соотношение особей-носителей гена, ответственного за этот эффект в популяции. В итоге именно гены с полезным для организма-носителя, его родственников или благоприятным для размножения действием получают распространение, вытесняют других, как бы " стремятся" распространиться. Способы " стремления" генов к распространению. Самый очевидный способ - повышение репродуктивности организма-носителя - повышение количества детей, каждый из которых имеет определенную вероятность стать носителем конкретного гена родителя. Второй способ - повышение выживаемости потомства - наличие гена-копии в организмах потомства делает эволюционно-значимым выживание потомства до его репродуктивного возраста. Иначе, после смерти потомства копии гена исчезает из генофонда. Таким образом, становится легко объяснимой забота родителей о потомстве, альтруистическое поведение по отношению к родственникам, вызывавшие трудности при рассмотрении особи в качестве фундаментальной единицы отбора. Аналогичным образом ген, способствующий выживанию любого другого родственника, способствует распространению или сохранению своих копий в генофонде. Этот механизм получил название " кин-отбор" (родственный отбор): при содействии выживанию своего потомства или родственника - ген имеет большие шансы содействовать выживанию своих копии организме потомства. Относительно альтруистического поведения следует упомянуть, что механизм кин-отбора не " требует" четкой идентификации организма как родственного. Так например, ген вызывающий желание заботиться о любом мелком живом существе в период после родов, будет получать распространение именно за счет механизма кин-отбора: мелкое живое существо почти наверняка окажется детенышем, с высокой вероятностью наличия этого же гена. Тем не менее, само побуждение, вызываемое геном может проявиться в заботе о совершенно постороннем живом существе, явно не содержащем данного гена. Выживание и распространение гена требует достаточно длительной способности организма-носителя к выживанию. Это приводит к практически повсеместному соответствию " интересов" выживания гена и " интересов" особи-носителя, однако, оставляет приоритет за выживанием и распространением в популяции именно гена (не важно в данном или другом организме), а не выживанием организма. В отличие от многих других теорий, концепция эгоистичного гена при осознании ее смысла и знании механизма наследственности становится самоочевидной. 4)
Некоторые теории основаны на доисторических источниках, дошедших до нас в виде мифов, легенд, религиозных летописей и других письменных и знаковых источников, другие — появились не так давно, в связи с развитием науки, особенно генетики и биоэнергетики. Оставим пока в покое библейскую версию, в которой, если читать ее между строк, как и все философское, безусловно, тоже есть дельные мысли. Однако сегодня хотелось бы поговорить о внеземном происхождении нашей цивилизации. Итак, версия первая — панспермия. Жизнь на Землю вполне могла попасть из космоса от других разумных существ. Стремясь сохранить жизнь в космосе, они посылали в пространство своеобразные микрокапсулы со своей ДНК, и на планетах с подходящими условиями начинала развиваться жизнь. Версия вторая – внеземное происхождение, но уже с непосредственным участием. В ходе генетических исследований было установлено, что самыми первыми нашими предками были 10 мужчин и 18 женщин. Изучение мифологии древних подводит к одному важному выводу – у совершенно разных народов, хоть и описанные по-разному, но, тем не менее, обязательно упоминаются некие общие события с похожими персонажами. Выходит, что мифы и легенды – это не только сказки для развлечения, но и историческая память многих поколений, естественно, претерпевшая изменения от своеобразного «испорченного телефона» разной ментальности расселяющихся по всему миру предков одних общих прародителей. Невероятно интересен взгляд на происхождение жизни у славян-староверов – инглингов. Никто не может поколебать их уверенность в том, что люди на Земле произошли от прибывших сотни тысяч лет назад в результате вынужденной посадки пришельцев из космоса. Наши предки обладали невероятными знаниями и способностями, и жили очень много лет. По их версии, для жизни был выбран материк в районе Северного полюса, а рельеф на Земле имел совершенно другие очертания, и соответственно — другой климат. В их летописях фигурирует и всемирный потоп, и военные межпланетные столкновения, и ядерные взрывы. В результате всего этого, постепенно наши выжившие предки обжили всю планету. И мы в нашем современном виде – предки этих божественных существ, только в результате всяческих катаклизмов (или «за грехи»?), растерявшие большую часть их невероятных способностей. Древнейшие мифы многих народов о гигантах, циклопах, титанах и др. получили подтверждение в недавних находках при раскопках в Индии останков людей невероятно большого роста. Большинство из вас наверняка слышали о Стоунхендже. Это не просто красивое нагромождение камней – это целая обсерватория древних. Но в данном контексте интересно другое – каким образом при предполагаемом на тот период развитии цивилизации гигантские 50-тонные глыбы могли быть доставлены из каменоломен, находящихся за 300 км оттуда?
|