![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел (модуль) 1.Стр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Биологический факультет Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине ЗООПСИХОЛОГИЯ (курс по выбору) Для студентов 3 курса дневной формы обучения Специальность 020803 биоэкология
Тверь, 2012 Пояснительная записка. Курс является составной частью общей психологии животных и человека и опирается на данные зоологии, эволюционной биологии, физиологии высшей нервной деятельности, этологии и других естественных наук. Зоопсихология формирует у студентов научно-обоснованное представление о том, как естественно, закономерно возникла психика, какой длительный и сложный путь эволюции от ее простейших форм до высших ее образцов она прошла, подготовив появление человеческого сознания.
1 Задачи: 1. Теоретическая подготовка: в результате изучения данного курса студенты получают сведения, формирующие у них систему знаний о закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. 2. Практическая подготовка: чтение лекционного курса сопровождается демонстрацией видеофильмов о поведении животных в естественных условиях среды их обитания. Анализируя поведенческие реакции животных в различных ситуациях, студены обучаются правильно объяснять уровень психического развития данных животных на основе их поведения, что пригодится студентам при общении и воспитании домашних животных. Данный раздел изучается на третьем курсе в (в 6 семестре) в форме лекционных занятий (34 часа), практических занятий (17 часов) и самостоятельной работы (9 часов). Студенты отчитываются в форме зачета.
I.2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Раздел (модуль) 1. Введение. Предмет и задачи зоопсихологии. Основные направления и подходы к изучению поведения и психики животных. Место зоопсихологии в системе психологических наук и среди наук о поведении животных. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен), необихевиоризм (Б. Скиннер), этология (К. Лоренц, Н. Тинберген). Зоопсихологические исследования в России (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс и др.). Зоопсихологические аспекты природоохранного дела, зоотехники, ветеринарии, промышленного рыболовства, кинологии. Прикладная зоопсихология и анималотерапия. Прикладная зоопсихология и педагогика. Зоопсихология и биоэтика. Тема 1. Возможности объективного изучения психики животных на основе анализа их поведения. Разнообразие конкретно-научных методов (приемов) исследования: наблюдение в природных условиях (Н. Тинберген, Л. Гудолл и др.), наблюдения в неволе (Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.А. Тих, Л.А. Фирсов и др.), полевой эксперимент (У. Прайор, А. и Б. Гарднер и др.). Представление о конкретных методиках (способах получения данных) в зоопсихологии и сравнительной психологии: методы лабиринта, обходного пути, метод открытого поля, метод проблемной клетки, метод дифференцированной дрессировки, выбор по образцу, отсроченный выбор, задачи орудийного типа (двухфазовые задачи), тест на " сообразительность", обучение языку жестов (амслену) и др. Тема 2. Общая характеристика психики животных. Представления о природе инстинктивного поведения и его пластичности по работам Ч. Дарвина, Л. Моргана, В.А. Вагнера. Этологическая концепция ингстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.) Современные представления о взаимосвязи врожденного и приобретенного в поведении животных (А.Н. Промптов, Е.В. Лукина и др.). Облигатное и факультативное научение. Структура поведенческого акта по У. Крэгу. Норма реакции. Методы изучения инстинктивного поведения и взаимосвязи врожденного и приобретенного в поведении животных. Тема 3. Общая характеристика процесса научения. Классификация видов научения по У. Торпу (ассоциативное и неассоциативное). Классическое обусловливание и оперантное научение. Подражание (аллеломиметическое поведение и иммитационное научение). Латентное научение и его взаимосвязь с игрой, исследовательским поведением и интеллектуальным поведением высших позвоночных животных. Возрастные изменения способности животных к научению. Тема 4. Развитие поведения и психики животных в онтогенезе. Разнообразие типов онтогенеза (беспозвоночные, позвоночные, зрело и незрелорождающиеся животные, особенности онтогенеза человекообразных обезьян). Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды. Пренатальный период. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Эмбриональное созревание. Возможности научения эмбрионов. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации и ранний опыт. Запечатление. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. Ювенильный (игровой) период. Общая характеристика развития поведения и психики. Концепция игры животных (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюлер, К.Э. Фабри, Д.Б. Эльконин, Ф. Войтендайк и др.). Виды игр и их значение для развития поведения и психического отражения. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность.
|