Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зоопсихология
Литература: Лекция 1 По мнению некоторых авторов зоопсихология так и не выделилась в самостоятельную дисциплину. Сравнительную психологию понимают как дисциплину о закономерностях происхождения и развития психики. Американская сравнительная психология занималась лабороторным изучением животных. Предмет зоопсихологии – исследование закономерностей и эволюции психического отражения на уровне животных. Зоопсихология – это наука о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психических процессов у животных и предпосылках возникновения человеческого сознания. Методы исследования соответствуют определённым направлениям. Эволюция отношений человека к животным Изначально человек не вделял себя из мира животных и очень сильно от них зависел. В древнем мире существовало почтительное отношение к животным, их обожествление. Очень часто боги представлялись в виде животных, совместно с животными. Иногда считалось, что конкретные народы произошли от конкретных животных. Идея оборотничества – особо одарённые люди умеют превращаться в животных. Существование свяженных животных (корова, обезьяна, кошка). Тотемизм. Вера в переселение души человека после смерти в животное. В средние века появляется вопрос о душе. Анемизм – душа есть у всего. Душа – сущность отдельная от тела. Аристотель считал, что разумная душа человека способна к познанию и свободной воле, а у животных есть только смертная чувственная душа. Отношение к животным становится потребительским. Рене Декарт окончательно развёл мир на чувствующих людей и животных как автоматические механизмы Вивисекция – вскрытие животных живьём. В 18 веке значимый вклад внесли: Чарльз Дарвин изучал эмоции объективным метолом в работе «отображение ощущений у животных и человека». Выделил 3 категории поведения: инстинкт, способность к обучению, элементарная способность к рассуждению (высшие когнитивные функции). К. Лойд-Морган (1852-1936) «привычка и инстинкт». Правило экономии. Э. Торндайк (1874-1949). Создание проблемного ящика. Павлов. Проявление рефлексов у животных. Северцев. Инстинктивное поведение очень развито в ряду членистоногих. В ряду позвоночных получило наибольшее развитие разумное поведение. Ладыгина-Котс. Предложила метод выбора по образцу. Изучала поведение шимпанзе и человека. «дитя шимпанзе и дитя человека в их играх, инстинктах……» Интелект обезьяны качественно отличается от интеллекта человека. Исследование познавательной деятельности на других обезьянах. Вагнер (1849-1934). Отрицал возможность разумного поведения у животных. Онтогенетический и филогенетический методы. Воронин, Крушинский – эксперименты по рассудочной деятельности животных. Воронин развил учение торндайка, решив проверять скорость формирования цепей условных рефлексов. Фирсон. Орудийная деятельность приматов. Объективистская позиция: мы не можем изучать психику у животных(даже не факт что она есть), а можем изучать только поведение. Вольтен Кёлер. Показал, что шимпанзе способны к внезапному решению новой для них задачи(инсайт). Толмен. Считал что животные могут учиться, никак этого не проявляя. Таким образом формируются когнитивные карты, которые используются для решения проблемной ситуации. Этология, как одно из направлений изучения поведения животных. К. Лоренц (1903-1989) Н, Тинберген Классические этологи изучали поведение животных в ЕСТЕСТВЕННЫХ условиях. Для того чтобы делать какие-либо заключения поведение животных должно быть максимально подробно описано. Морфологический подход (сравнительный метод). Лекция 2 Фиксированный комплекс действий (комплекс фиксированных действий) – фиксированный комплекс никогда не меняющихся стереотипных поведенческих элементов. По концепции этологов, инстинктивное поведение складывается из двух этапов: Подготовительного (аппетивного) и завершающего (консуматорный). Между этими двумя актами стоит так называемый релизер (ключевой стимул). У животного возникает некая потребность, и он начинает искать релизер. Это является первым актом, который заканчивается нахождением релизера. Найденный релизер запускает завершающий этап. Завершающий акт состоит из фиксированных комплексов действий. Рефлекс может быть частью инстинктивного поведения. Релизеры бывают: нормальные, сверхнормальные (предпочтение сверхнормальных стимулов). При слабой мотивации животное может не реагировать на релизер, либо реагировать незаконченными действиями, которые называются движениями намерения. Когда уровень мотивации высок, а ключевые стимулы не встречаются, тогда животное может совершать действие на неподходящие стимулы или вообще в отсутствие стимулов(взрывные действия или действия вхолостую). В отсутствие подходящих раздражителей может формироваться дивиантное поведение. Есть также такие формы поведения как переадресованная и смещённая активность. Смещённая активность. Тинбергер считал, что при внутреннем конфликте у человека может проявляться в виде бессмысленных действий смещённая активность. Но наиболее логично было бы объяснить это понятие «грумминг». Пропадение релизера приводит к фрустрации с последующим проявлением смещённой активности. При смещённой активности снижается напряжение в конфликтной ситуации и облегчается их коммуникация. При переадресованной активности проявляется адекватная раздражителю реакция, но она переносится да другой предмет. Пример: переадресация агрессии. Лоренс предложил гидравлическую модель поведения. Мотивация – вода, которая копится в баке. Грузик – релизер. Если мотивации накопилось очень много, а релизера нет, то напор воды хлынет и так и бла бла бла иллюстрирующее выше оприсанную теорию. Тинберген предположил, что в основе инстинктивного поведения лежит иерархия нервных центров. Высшие нервные центры управляют системой поведения (пищевое, половое и так далее), а низшие отвечают за конкретные действия. Активность центров может блокировать активность других центров. Сколдинг публиковал статьи о поведении циплят в первые дни жизни. Там он изложил основы импринтинга. Более подробно это явление изучали Хейнрот и другие. Сыновий импритинг – запечатление родителей или тех кто их заменяет. При этом важно, что объект запечатления не должен быть пугающим, должен произойти в течении довольно короткого срока, который может варьировать в зависимости от условий. Цыплята, у которых объектом импринтинга был человек, он может стать и объектом половых стремлений. Это носит название полового импринтинга. Половой импринтинг может предназначаться для того, чтобы не ошибиться в выборе партнёра и чтоб не создавать пару с родителями и близкими родственниками (негативный импринтинг). Запечатление играет важную роль в социальных моментах. Так, например, птицы в определённый период запоминают свою птичью песню. У собак в этот период собаки устанавливают партнёрство с человеком. Альтруизм. Объяснение этого явления находит корни в социобиологии. Социобиология изучает различные формы поведения животных, включая человека. Основатель этой науки Э. Уилсон (Вилсон). Основывается она на биологии и идее о выживании семей. Совокупная приспособленность – это приспособленность особи и её близких родственников. Лекция 3 Альтруизм – поведение какой-то конкретной особи, которое выгодно для других особей, но приносит ущерб ей самой в виде снижения приспособленности. Взаимный альтруизм – это действия особи в ущерб себе, но в надежде, что потом они будут отблагодарены. Примером может служить поведение павианов. Пока один самец вызывает на конфликт самца-патриарха, другой самец спаривается с самкой. Можно предполагать инстинктивную основу альтруистического поведения, в случае родственного альтруизма. Агрессию часто противопоставляют альтруизму. Мы будем рассматривать биологическую теорию агрессии. Лоренц считал, что подавить агрессию нельзя и что она является положительной и врождённой. Агрессия служит для сохранения вида. Функции: территориальное распределение, защита семьи, защита потомства, иерархические построения, половой отбор. При отсутствии релизера агрессия может проявиться в неадекватной ситуации. У циклид есть 3 основных инстинктов: агрессии, бегства и сексуальности. Причём сочетание этих инстинктов неодинаково у самцов и самок. Такие вещи как любовь и дружба произошли из агрессии. Инстинктивное поведение является врождённым, запускается определённым раздражителем. Инстинкт – это комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственная организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния организма и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врождённый характер и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак. (Данилова и Крылова). У человека инстинкты могут субъективно восприниматься как эмоции. Человек в состоянии затормозить свои инстинктивные позывы. У человека как и у животных есть релизеры, запускающие инстинктивное поведение; инстинкты адаптивны или были адаптивными в прошлом. Инстинктивная Программа направленна на получение результата здесь и сейчас. Классификация инстинктов. Лекция 4 Инстинкты по Колягиной: - агрессии Общественное поведение животных. Сообществом может называться такой тип отношений, при котором особи образуют стабильные группировки, занимающие или защищающие определённую территорию. Особи поддерживают внутри этой группировки постоянный обмен информацией и скрещиваются преимущественно друг с другом. Эйзинберг предлагает более сложные критерии организованного сообщества: Лоренц разделял все сообщества на анонимные и персонифицированные (индивидуализированные). Анонимными называются те сообщества, где животные не узнают друг друга лично, а только на принадлежность к сообществу. Анонимные сообщества бывают открытыми и закрытыми. Традиционным примером анонимного закрытого сообщества являются крысы пасюки. Индивидуализированные сообщества – это сообщества где его участники каждую особь узнают в лицо. Они также бывают открытыми и закрытыми. Структура сообщества и факторы её поддерживающие. Традиционно выделяют 2 фактора: общественный инстинкт и внутривидовая агрессия (поддерживает структуру сообщества). Крушинский выделяет и третий фактор – уровень рассудочной деятельности. - позы угрозы На формирование иерархии сообществ влияет урбанизация, давление хищников, нехватка ресурсов. Крушинский считает, что у высокоразвитых животных сообщества построены преимущественно на дружественных контактах, но это спорно. Карликовые шимпанзе решают все проблемы через секс. Гориллы организуются в сообщество, состоящее из самца-патриарха, нескольких самочек и их детёнышей. Гиббоны живут семьями, охраняя свою территорию громким криком. При достижении половозрелого возраста, самцы горилл изгоняются. Галки и грачи живут колониями: индивидуализированные сообщества закрытого типа. Вороны живут парами, только их птенцы некоторое время летают вместе. Галкам свойственны дружеские контакты и игровое поведение. Если галку вырастили люди, то она привяжется именно к этим людям. У врановых, в частности у галок, развиты традиции внутри конкретной стаи. Волки не всегда живут в стаях. На время ухаживаний и появления детёнышей альфа-самец и альфа-самка уединяются. Когда детёныши чуть-чуть подрастают, остальная стая приносит им пищу. Лисицы ведут одиночный образ жизни и встречаются только для размножения, причём самец зачастую даже не ухаживает за потомством. Медведи ведут одиночный образ жизни, агрессивно относятся друг к другу. Лекция 5 У дельфинов мозг в среднем чуть больше чем у человека, но менее выражены извилины. Они очень сильно стремятся к контакту с человеком. У дельфинов есть инстинкт выталкивания новорождённых малышей на поверхность. Возможно именно он срабатывает при спасении тонущих людей. Голые землекопы. У них как правило одна плодовитая самка и несколько самцов для размножения живущие по 20 лет. Все остальные особи являются охранниками и землекопами и живут около 3 лет. У них развита орудийная деятельность. ИГРА (см. учебник Фабри). Одна из идей объяснения игрового поведения – расход избыточной энергии (Спенсер). Гроос и Морган считали, что это тренировка взрослого поведения. Слоним считал, что в определённый момент развития у животного снижены пороги чувствительности, поэтому даже подпороговые раздражители вызывают реакцию мышц в виде игры. Эльконин предположил, что игра мешает фиксации инстинктивного поведения. Троп считал, что игра служит для приобретения новых навыков. Один из признаков игры – незавершённость последовательности действий. У движений есть движения приглашения к игре. У детёнышей провокатором игры зачастую бывает мать. Типы игрового поведения: Лоренц считает, что виды, которые являются наиболее любопытными и играют больше всего в итоге занимают наибольшую территорию. Влияние игрового поведения влияют на следующие формы взрослого поведения: половое и материнское, чрезмерная агрессия и проявление адекватного поведения. Основное отличие инструментального условного рефлекса в подкреплении нужной реакции. Скинер в своей теории инструментальных рефлексов говорит, что животное можно научить чему угодно в рамках физиологических возможностей. Метод последовательных приближений заключается в последовательной выработке рефлексов. При этом ненужные действия должны не подкрепляться, а не наказываться. Из инструментальных рефлексов вырастает орудийная деятельность животных. Существует множество примеров орудийной деятельности животных:
Умственные способности животных. Столмен предположил, что у животного существует когнитивная карта местности. Латентное обучение – это образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления. Болотные гаечки (вид синиц) очень хорошо знают где и когда лучше найти тот или иной корм. Крушинский Л. В. Изучал рассудочную деятельность животных на основе убеждения о том, что животные способны улавливать простые эмпирические законы, связанные с предметами окружающего мира и использовать их для решения задач, не имеющих готового решения. Эти законы: Эксперимент на экстриполяцию(на 1 и 2 закон): объект перемещается с постоянной скоростью, а затем пропадает за ширмой. Справляются: черепахи, врановые, крысы пасюки, хищные дельфины. Случайно эту задачу решали: грызуны, голуби, куры, рыбы, амфибии. На проверку 3 закона животному показывали 2 фигуры плоскую и объёмную, в которой была кормушка. Справляются: приматы, дельфины, врановые. Лекция 6 Тест Ревича-Крушинского. На стол ставится ряд непрозрачных стаканчиков. Под один из них кладётся приманка. При этом приманка перемещается по определённой последовательности. Варианты способов поиска: случайный, стереотипный, программный (по некоторой идее). Дети человека могут решать этот тест с 15 лет. Мышление предполагает оперирование некоторыми понятиями. Раньше считалось, что животным доступен только допонятийный уровень обобщения. Допонятийный уровень доступен многим животным, при этом отражение предметов происходит на уровне ощущений и восприятия. На этом уровне животные могут освоить испытания, основанные на методе выбора по образцу. Некоторым животным доступны довербальные понятия. Считается, что у животного формируется достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования, результаты которого хранятся в обобщённой форме, но не выражаются словами (больше-меньше, сходство-различие, число, по аналогии). Выбор по аналогии: учебник Зориной (про шимпанзеСару). Там описан эксперимент с кистью, консервной банкой и консервным ножом. Признак больше-меньше. Приматы и кошки способны выбирать больший по площади предмет и даже большее количество предметов (путём оценивания, без непосредственного счёта). Зорина и Смирнова проверяли у ворон способность выбирать большее или меньшее. Для научения выбора большего множества потребовалось около 200 повторений. После этого они изменяли цвет, форму, занимаемую предметами площадь и так далее. Вороны справились со всеми заданиями. Способность к счёту. Шимпанзе научили равенству, а затем перевели это к способности заменять предметы арабскими цифрами. В экспериментах выяснилось, что приматы могут: Способность к языкам. Изначально семье Гарнеров удалось научить обезьян разговаривать на американском языке глухонемых(amslen - амслен). Первым их питомцем был шимпанзе Уошо. Он научился ряду слов и мог даже составлять некоторые сочетания слов. Горилла Коко освоила около 500 знаков. Примак обучал шимпанзе Сару при помощи абстрактных пластиковых символов Кроме шимпанзе, горилл и орангутангов языкам пытались учить дельфинов, морских котиков и попугая Алекса. Шерман и Остин –две шимпанзе и карликовая шимпанзе Кармен освоили язык ЙЕРКИШ – искусственный язык из лексограмм, набираемых на компьютере. Лекция 7 Критика по поводу способностей обезьян к языкам: У обезьян, как и у людей, существует чувствительный период к языкам. Вершиной достижений стала обезьяна Кензи, который научился понимать английскую речь. Селли Дерамбо пришла к выводу, что ответное действие на высказывание приводит к……………… В природе у животных нет речи, но может присутствовать язык, как средство общения. Помимо языковой коммуникации существует также невербальная коммуникация: зрительная, химическая. 10 категорий сигналов (по функциям):
Отличия речи человека от языка животных: Лекция 8 Некоторые учёные считают, что сознание связано с речью, а значит, его не может быть у животных. Другие учёные ставили вопрос, могут ли животные осознавать своё текущее функциональное состояние. Например, крыс удалось научить нажимать педаль, соответствующую тому, что они делали до того, как прозвучал звуковой сигнал. Некоторые учёные соотносили способность узнавать себя в зеркале с самосознанием. Такой способностью обладают гориллы, шимпанзе, слоны, дельфины. Как правило, для этого наносится метка на невидимую без зеркала часть тела. Если животное начинает стирать пятно, то они начинают стирать с себя это пятно. Дети не рождаются со способностью узнавать себя в зеркале. Такое умение у детей появляется к 18 месяцам. В другом эксперименте шимпанзе сначала сажали в пустую клетку, а спустя некоторое время помещают их в клетку с зеркалом. Сначала они воспринимают своё отражение как другое животное, затем начинают производить повторяющиеся действия, а поняв, что это их отражение начинают осматривать труднодоступные для наблюдения части своего тела. Гориллы при первом приближении к зеркалу вообще на него не реагируют. Слоны являются социально развитыми животными. Они рассматривали отображение в зеркале. Метки пытались удалить далеко не все особи. Потом возникло предположение, что для слонов нужно использовать очень большие зеркала и обеспечить при этом возможность физического контакта в зеркале. Дельфины из 4 зеркал стабильно выбирали то, где они себя лучше видели (оно было менее мутным). При нанесении метки дельфины активно рассматривали себя в зеркале. ТОМ – тория ума (Примак). Её основой является способность поставить себя на место другой особи. В эксперименте шимпанзе вводили в комнату, где было два экспериментатора. Если на момент, когда прятали банан, второй экспериментатор этого не видел, то она не слушала его подсказки. Это говорит о том, что шимпанзе могут понимать, какими знаниями обладает другая особь. Подтверждением наличием ума является умение обманывать. У животных выделяли социальный интеллект (предположение о зависимости уровня интеллекта от уровня социальных контактов) и кормовой интеллект (предположение о зависимости уровня интеллекта от того, какую животные добывают еду). Обезьяны предпочитают срывать злость на родственниках. Кроме того у них есть представление о взаимоотношениях третьих лиц. Также существует игнорирование иерархически неприемлемых ситуаций. Многие животные невольно передают детёнышам свой опыт. Однако, некоторые учат детёнышей целенаправленно. Критерием целенаправленности является исправление ошибок. Такое обучение является критерием теории ума. К примеру, шимпанзе учат детёнышей колоть орехи камнем. Лекция 9 Существует мнение, что психика – это способность к отражению объективной реальности. Глобальное разделение взглядов мы видим ещё на уровне материализма и идеализма. Материализм делит мир на материальную и идеальную составляющую. Антропопсихизм – психика есть только у человека. Панпсихизм – психика есть у всего. Биопсихизм – всё живое имеет психику. Нейропсихизм – психика есть там, где есть нервная система. Функции психики: регулятивная, коммуникативная, когнитивная. Теория Леонтьева и Фабри. Леонтьев выделял элементарную сенсорную психику(низшую и высшую) и перцептивную психику. В основе этой теории тип отражения объективной реальности и уровень развития двигательной активности (локомоций). Есть очевидное несоответствие между уровнями развития психики и уровнем развития живых существ. Элементарная сенсорная психика. Раздражимость – способность реагировать на значимые внешние воздействия. Она есть у растений. Низшая элементарная сенсорная психика появляется у простейших. Простейшие умеют двигаться и их движения отличаются большим разнообразием: - - - кинезы: ортокинез (прямолинейное), клинокинез (изменение направления движения) Общая характеристика психики по Фабри – наличие отношений. Высший уровень элементарной сенсорной психики: иглокожие, кольчатые черви, брюхоногие моллюски, пиявки, низшие хордовые (ланцетники). Кольчатые черви весьма неплохо справляются с выработкой оборонительных условных рефлексов и сохраняют его в течении нескольких дней. Общая характеристика: предметного восприятия нет, но есть какие-то намёки на восприятие. На этом уровне можно наблюдать задачи перцептивного восприятия. Низшая перцептивная психика: насекомые, головоногие моллюски, рыбы, амфибии. Осьминоги прекрасно обучаются. Способны различать фигуры по форме, цвету и размеру. Рыбы и амфибии плохо обучаются. Общие характеристики: жёсткое, непластичное, в основном стереотипное поведение. Тем не менее на этом этапе появляются: групповое поведение, общение, ритуализация, стойкая выработка условных рефлексов, ориентация на предметы окружающего мира и взаимодействие между ними. Высший уровень развития психики: млекопитающие и птицы, дельфины. Важным отличием этого уровня является появление ориентировочно-исследовательской деятельности (направленной не на раздражители, а на нейтральный объекты.) Наивысший уровень развития психики: высшие обезьяны. Подготовка к экзамену
1) Предмет, цели и задачи зоопсихологии. 2) Отношение к животным в разные ист периоды 3) Основные направления изучения животныз 4) Развитие изучения животных в России 5) Классическая этология. Методология и методы исследования. 6) Модели поведения в сравнительной психологии. 7) Фазы инстинктивного поведения. 8) Фиксированный комплекс действий 9) Смещённая и переадресованная активность 10) Импринтинг 11) Проблемы наследственного приобретённого поведения 12) Инстинктивное поведение. 13) Инструментальный условный рефлекс 14) Классификация основных форм поведения 15) Подход Крушинского к изучению элементарной рассудочной деятельности 16) Кёллер (инсайт). Толмен (когнитивные карты, латентное научение). 17) Способности животных к обобщению, абстрагированию, символизации. 18) Способность к языкам. Попытки обучения животных языкам посредникам. - плюсы и минусы подходов 19) Изучение элементов сознания - аналогия с детьми 20) Особенности языков животных 21) Игровая активность животных по фабри. Значение. 22) Агрессия по Лоренцу. Функции агрессии. 23) Альтруизм. 24) Концепция Леонтьева-Фабри. Общая характеристика 2 групп. Экзамен 10 января
|