![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способность к экстренному решению новых задач.
Способность устанавливать «новые связи в новых ситуациях» составляет важное свойство мышления животных. Л. В. Крушинский исследовал эту способность как основу элементарного мышления животных. Мышление, или рассудочная деятельность (по Крушинскому), - это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта». При этом Л. В. Крушинский имел в виду ситуации, когда у животного нет готовой программы решения, сформированной в результате обучения или обусловленной инстинктом. Это именно те особенности, которые отмечены в определении мышления человека, данном А. Р. Лурия. В то же время, как подчеркивает Л. В. Крушинский, имеются в виду ситуации, выход из которых может быть найден не методом проб и ошибок, а именно логическим путем, на основе мысленного анализа условий задачи. По его терминологии, решение осуществляется на основе «улавливания эмпирических законов, связывающих предметы и явления внешнего мира. Д.Рамбо, анализирующий процесс символизации у антропоидов, подчеркивает когнитивную природу этого явления и рассматривает мышление животных как «адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, на представлении об отсутствующих предметах, на скрытом оперировании символами». Д. Примэк также приходит к выводу, что «языковые» способности шимпанзе (сложная форма коммуникативного поведения) связаны с «умственными процессами высшего порядка». К таким процессам Примэк относит способности к сохранению «сети перцептивных образов-представлений, к использованию символов, а также к мысленной реорганизации представления о последовательности событий». Примэк разработал и в значительной степени осуществил комплексную программу изучения мышления животных. Он выделил следующие ситуации, которые надо исследовать, чтобы доказать наличие мышления у животных: *решение задач, моделирующих естественные для животного ситуации; * построение аналогий; *осуществление операций логического вывода; * способность к самоосознанию. Всестороннюю характеристику интеллекта животных дал в своей книге «Мыслящие антропоиды» Р. Бирн. По его мнению, в понятие «интеллект» включены способности особи: *извлекать знания из взаимодействий со средой и сородичами; *использовать эти знания для организации эффективного поведения как в знакомых, так и в новых обстоятельствах; *прибегать к мышлению, рассуждениюили планированию при возникновении задачи; * осуществлять любые формы соединения отдельных фрагментов знаний для создания программы нового действия. Способность к обобщению и абстрагированию и формированию довербальных понятий. Л. А. Фирсов дает следующее определение данной способности: «Способность к обобщению и абстрагированию — это умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений».
|