Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1 История мобилизации в России
История мобилизационной подготовки здравоохранения уходит в глубокое прошлое, в XVII век. 29 сентября 1678 года Русский Царь Федор Алексеевич издал именной указ, в котором повелевалось занять Рязанское, Коломенское, Смоленское, Новгородское и Суздальское подворья «для лечения ратных раненых и больных всяких чинов людей». В июне 1706 года согласно указу Петра I был создан первый госпиталь России (в настоящее время - Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н Бурденко) и при нем школа подготовки медицинских специалистов на 50 учеников «изо всяких чинов людей». В середине XVIII века коечная емкость госпиталя составляла 645 коек, а к 1797 году – 1280 коек. В 1757 году назван Московским Генеральным Сухопутным госпиталем.
Отечественная война 1812 г. послужила мощным толчком к дальнейшему развитию мобилизационных возможностей России. Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативно-правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области. Огромную роль в развитии основ мобилизационной подготовки и мобилизации сыграл великий русский военный врач – хирург и организатор – Н.И. Пирогов Очень большие требования к готовности медицинской службы, в том числе и к мобилизационной готовности предъявила к русской военной медицине 1-я Мировая война, которая вскрыла огромное число недостатков в медицинской обеспечении русских воинов. Первый декрет СНК РСФСР о мобилизации медицинского персонала относится к 29 июля 1918 года, когда в ходе Гражданской войны шли ожесточенные бои на Волге. Сложная обстановка и угроза эпидемий заставили издать еще ряд декретов о призыве различных категорий медицинских работников. Есть сведения о том, что специалистов, знающих военно-административное санитарное дело крайне не хватало, и при управлениях санитарной части армий была организована специальная подготовка вновь призванных медицинских работников путем прикомандирования к соответствующим отделам управления, при этом начальник отдела сам являлся преподавателем. Исторические документы подтверждают, что это было вполне оправданно – Гражданская война, голод, разруха, эпидемии, дефицит кадров и другие трудности – диктовали необходимость проведения серьезных перемен и преобразований в здравоохранении России и его мобилизационной подготовке. 27 декабря 1919 года был издан приказ Наркомздрава России об организации курсов подготовки красных сестер и красных санитарок. В 1922 году Главным военно-санитарным управлением под руководством З.П.Соловьева были разработаны программы санитарно-тактической подготовки врачей, в Военно-медицинской академии введен «курс военно-санитарной администрации и санитарной тактики», а на медицинских факультетах университетов – «курс военно-санитарного дела». Руководящие работники медицинской службы для повышения общей военной квалификации направлялись на курсы при Военной академии им. М.В.Фрунзе. По данным Е. Белицкой до 1927 года Наркомздрав СССР объединял руководство деятельностью всех гражданских и военных медико-санитарных органов. З.П. Соловьев писал: «…сохранение и укрепление в военно-санитарном аппарате основ единства советской медицины в сочетании с безоговорочным и полным удовлетворением нужд Красной Армии». В августе 1929 года Главное военно-санитарное управление РККА было выведено из подчинения Наркомздрава СССР и включено в состав Наркомвоенмора. Таким образом, гражданское здравоохранение и военная медицина разделились к концу 20-х годов ХХ века. В ходе советско-финляндской войны, несмотря на её непродолжительный характер (с 30.11.1939 по 12.03.1940 гг.), Красная Армия понесла значительные потери. С ноября 1939 года по август 1940 года из госпитальной базы Северо-Западного фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем из них 11 200 человек - транзитом без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за её большой перегрузки. Для лечения раненых и больных, поступающих с фронта, в восьми военных округах (Киевском, Московском, Орловском, Приволжском, Уральском, Белорусском, Харьковском и Северо-Кавказском) было развернуто 214 госпиталей НКЗ, приписанных к восемнадцати МЭП. Общая ёмкость эвакогоспиталей на 1.08.1940 г. составляла 81 412 коек. Кроме того, в составе госпитальной базы Северо-Западного фронта было развернуто 14 ЭГ НКЗ на 4083 койки. Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и её локальный характер, страна вынуждена была привлечь огромные силы и средства военного и гражданского здравоохранения для медицинского обеспечения войск на фронте и в тылу страны. Опыт войны в целом подтвердил правильность принципов принятой системы этапного лечения, однако был выявлен ряд слабых мест. Наиболее существенными из них были: - весьма нечеткое разграничение прав и обязанностей между УМЭП и органами здравоохранения по руководству ЭГ НКЗ; - недостаточная специализация коечной сети в госпитальных базах тыла страны и несоответствие структуры коечного фонда структуре входящего потока раненых и больных; - отсутствие производственной базы для протезирования инвалидов войны; - отсутствие в составе МЭП специализированных лечебных учреждений, а также штатных сортировочных госпиталей с прирельсовыми приёмниками. В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено " Положение о формировании эвакуационных госпиталей, развертываемых органами здравоохранения Союза ССР в военное время", которым были регламентированы основные принципы управления и руководства эвакуационными госпиталями. Эти принципы сводились к следующим положениям. ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении - Народному Комиссариату обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП), которые осуществляли контроль за постановкой медицинского обслуживания раненых и больных, находящихся в ЭГ НКЗ СССР, и проводили свои мероприятия по улучшению постановки работы в ЭГ через местные органы здравоохранения, непосредственно формирующие их. Из этого следует, что в указанном документе не давалось четкого разграничения правовых функций органов управления военного и гражданского ведомств и вело к их конфронтации. Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена их специализация. Это явилось существенным шагом в реализации приобретенного опыта медицинского обеспечения в ходе советско-финляндской войны. Особый интерес представляет поистине бесценный опыт осуществления мобилизационного развертывания здравоохранения в СССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматривать вопросы управления мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения России в историческом аспекте перед Великой Отечественной войной и в ходе войны имеет большое значение, так как на основе этого опыта была построена вся послевоенная система мобилизационной работы не только здравоохранения, но и всей страны. К 1940 году в СССР насчитывалось 13800 больничных учреждений емкостью 790900 коек, против 5300 на 207600 в 1913 году, т.е. выросло почти в 4 раза. В гражданском здравоохранении трудилось 140769 врачей (в 1913 г. – 28000 врачей), их подготовка проводилась в 58 медицинских институтах и двух военно-медицинских академиях. Согласно Постановлению СНК СССР от 3 октября 1938 года «О структуре Наркомздрава СССР» был создан Мобилизационный отдел Наркомздрава СССР для осуществления руководства научно-исследовательской работой институтов, учреждений и организаций системы Наркомздрава СССР по оборонной тематике. Как отмечает генерал-полковник медицинской службы Н.Г. Иванов, что, поскольку в случае войны оперативным планом Красной Армии предусматривалось отражение удара противника и перенесение военных действий на его территорию, основные склады, базы и мобилизационные запасы, в том числе медицинские размещались в Белоруссии, на Украине, под Смоленском. Более 35, 8% больничных коек в 1940 году находилось в западной части страны, прилегавшей к границе. Развертывание коечной сети действующей армии сразу было нарушено за счет формирования эвакуационных госпиталей. По состоянию на 20 декабря 1941 года бездействовало 175 тыс. коек, 66 тыс. коек находилось в пути, а 109 тыс. коек, хотя и прибыли к месту назначения, но не могли быть использованы ввиду отсутствия пригодных помещений (Н.Г.Иванов). В период Великой Отечественной войны органами здравоохранения СССР во внутренних районах страны была развернута достаточно мощная сеть тыловых эвакуационных госпиталей. Были образованы Главное управление эвакуационных госпиталей при Наркомздраве СССР и аналогичные управления в союзных республиках, назначены главные хирурги республик и областей. В составе этих управлений были организованы мобилизационные отделы. Значительное место в этой системе принадлежало госпиталям, сформированным на базе санаторно-курортных учреждений профсоюзов. Главное управление курортов и санаториев, действовавшее с 1940 по 1956 гг. имело мобилизационный сектор и отдел эвакогоспиталей, которые занимались формированием и мобилизационной подготовкой эвакогоспиталей тыловых районов страны и курортов союзного значения. Приказом Наркомздрава СССР от 12 сентября 1942 года № 458 было создано Управление медико-санитарного обслуживания, которое в 1943 году называлось управлением медико-санитарной службы МПВО Наркомздрава СССР. Сразу после начала войны, в июле 1941 года было принято решение о формировании 1600 эвакуационных госпиталей на 750000 коек, при этом параллельно требовалось передислоцировать 139 эвакуационных госпиталей на 57335 коек, сформированных на базе гарнизонных госпиталей. Эвакуация госпиталей в 1941 году приняла большие размеры. Е.И. Смирнов писал, что «… с начала войны до 20 декабря 1941 года вглубь страны было эвакуировано 395635 коек, и если за первые три месяца эвакуированы ЭГ на 105635 коек, то за последующие 2 месяца – 290000, т.е. почти в три раза больше… Эвакуация большого количества ЭГ требовала времени, которого не было… И.В.Сталин запрещал заблаговременно проводить эвакуацию госпиталей». Совершенно естественно, что вследствие этого, для наиболее полного обеспечения госпитальными койками Наркомздраву СССР, Совнаркомам республик, краевым и областным и городским советам депутатов трудящихся было поручено формирование ЭГ на 1 млн. коек. Особого внимания заслуживают слова Е.И.Смирнова о том, что: «… в деле успешного лечения раненых и больных большая роль принадлежит преемственности лечебных мероприятий, начиная с войскового тылового района кончая госпиталями тыла страны, а также единству научно-методического руководства в эвакуационных госпиталях тыла страны.» Эти утверждения являются важнейшими составляющими положений единой полевой военно-медицинской доктрины сформулированной Е.И.Смирновым на пятом Пленуме УМС 26 февраля 1942 года. Суть доктрины заключалась в едином понимании происхождения и развития болезни и ранения; единым взглядам на профилактику и лечение ранений и болезней; преемственность в выполнении медицинских мероприятий на этапах медицинской эвакуации и наличие четкой и краткой медицинской документации. Эти положения закладывались в основу мобилизационной работы здравоохранения СССР в послевоенные годы. Тыловые госпитали Наркомздрава являлись заключительным звеном лечебно-эвакуационного обеспечения раненых и больных, и, благодаря этому, по данным Е. Белицкой, их опыт работы в последствии положительно отразился на всем гражданском здравоохранении СССР, когда в практику работы гражданских медицинских учреждений были перенесены ЛФК, физиотерапия, трудо- механотерапия, глухая гипсовая повязка, применение сульфаниламидных препаратов и другие новые научно обоснованные и проверенные в военное время медицинские технологии. В 1945 году Совнарком СССР обязал Наркомздрав СССР и совнаркомы союзных республик реорганизовать 342 ЭГ на 95000 коек в госпитали для лечения инвалидов войны, ВЦСПС – реорганизовать 38 госпиталей в санатории на 10000 мест. С 1944 по 1947 гг. вопросами создания мобилизационных резервов занимался Сектор мобилизационных и государственных резервов Наркомздрава СССР. Особая роль перед Великой Отечественной войной и в ходе ее отводилась подготовке кадров. К концу 30-х годов ХХ века некомплект кадровых врачей составлял 28%, и больше всего среди хирургов, терапевтов и эпидемиологов. Действовавшие военно-учетные специальности устарели и нуждались в дополнениях. К началу 1941 года были введены ВУС нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов, врачей - клинических лаборантов, стоматологов, а также старших операционных сестер. Неравномерность комплектования формирований специалистами обусловливалась тем, что в ЛенВО, МВО, ХВО, ОдВО, СКВО отмечался избыток врачей запаса и из этих округов медицинский состав приписывался к формированиям ПрибВО, ЗапОВО, КВО. Но, так как в целом врачей все равно не хватало, то в первую очередь удовлетворялись потребности «своего округа» и затем уже специалистов направляли в другие округа. Необходимо отметить, что такая практика сохранилась до настоящего времени. Предупредить неравномерность приписки врачей к формированиям можно было только отдельным указанием о том, какие должности можно было занимать специалистами, а какие – врачами общей практики и других специальностей. Несомненно, главный вклад здравоохранения СССР в победу - это возвращение в строй 72, 3% раненых и 90, 6% больных солдат и офицеров. Авторы труда «Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» отмечают, что общее число всех возвращенных в строй раненых и больных за годы войны составило около 17 миллионов человек. При этом в ходе Великой Отечественной войны вся Красная (Советская) Армия насчитывала от 3 млн. 394 тыс. по состоянию на 1 декабря 1942 года до 6 млн. 700 тыс. человек к 1 января 1945 года. Это говорит о том, что война практически была выиграна в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй здравоохранением страны! Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 1 725 эвакуационных госпиталей на 707 600 коек, 56 управлений местных и 10 управлений распределительных эвакуационных пунктов. В 1963 году Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян писал: «…быстрое восполнение людских потерь за счет возвращения в строй раненых и больных после лечения становятся фактором оперативного и даже стратегического значения». Мобилизационная подготовка здравоохранения СССР в послевоенные годы основывалась на огромном практическом опыте Великой Отечественной войны. Создаваемая система основывалась на разработке и реализации планов пятилеток и путем разработки мобилизационных планов народного хозяйства на первый год «особого периода» (войны), условно именуемых «планами на расчетный год». Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения заключается: в целенаправленной практической деятельности органов управления здравоохранением различного уровня по поддержанию высокой мобилизационной готовности этих органов и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, своевременной их подготовке к выполнению задач по предназначению, а также руководству ими в ходе мобилизационного развертывания для работы в военное время.
Планирование мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения СССР осуществлялось в Министерстве здравоохранения СССР, задачи по реализации запланированных мероприятий доводились до соответствующих (управлений) отделов Министерств здравоохранения союзных республик, а также специальных (вторых) отделов здравоохранения краев и областей. Было четко налажено взаимодействие в Генеральным штабом ВС СССР, ЦВМУ МО СССР, а также на местном уровне со штабами военно-медицинскими управлениями военных округов. С учетом того, что до 90-х годов в годы Советской власти существовала практически только государственная система здравоохранения, мобилизационное задание здравоохранения было неотъемлемой составной частью пятилетних планов развития народного хозяйства. На эти цели отводились в первую очередь серьезные капитальные вложения, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения заданий и объектов здравоохранения, имеющих мобилизационное назначение, а также объектов гражданской обороны.
|