Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкала ветра и волнения
Таблица 5
Если сила ветра увеличивается настолько, что палуба подветренной стороны с вантами, планширом и леерами погружается в воду, то это значит, что наступил момент для взятия рифов. Когда следует взять рифы? На швертботах и килевых яхтах этот момент наступает по-разному, и в обоих случаях это дело опыта. Сильно перегруженная яхта или яхта с большим креном и с чрезмерно большой парусностью теряет ход, поэтому взять рифы необходимо для того, чтобы и при уменьшенных парусах сохранить максимальный ход. Если вы собираетесь ходить под парусами при сильном ветре, то лучше сначала взять рифов больше, чем меньше, так как трудно правильно определить силу ветра на причале, защищенном домами и деревьями. Особенно трудно это сделать, когда ветер береговой, т. е. дует с суши на море, и в гавани он кажется слабее, чем есть на самом деле.
Ветер не всегда дует равномерно, его сила и направление часто меняются. Если сила ветра увеличивается, то мы говорим, что ветер свежеет, если же уменьшается, то — спадает. Порывы ветра, вызванные атмосферными помехами, называют шквалистым ветром. Подобные шквалы распознают по быстро приближающимся тёмным полосам ряби. Если же ветер несет с собой темные тучи, то шквалы сопровождаются дождем или градом. Часто при неожиданно налетевшем шквале от внезапного напора ветра на парус швертботы опрокидываются. От легкого шквала можно уберечься, приведясь к ветру, а при приближении идущего фронтом шквала рекомендуется глухо зарифить паруса или совершенно убрать их. Старая заповедь парусника гласит: «Если перед ветром приходит дождь, убирай скорей паруса!» При усилении ветра вы заметите, что ваш швертбот заметно, рывком, набирает большую скорость. Однако может случиться и так, что при очень сильном и внезапном шквале скорость ветра вдруг начинает возрастать и сидящий даже у самого борта экипаж уже не в состоянии будет препятствовать чрезмерному крену. Увеличивающийся напор ветра больше не станет способствовать движению вперед, швертбот начнет ложиться подветренным бортом и в конце концов опрокинется. Помешать опрокидыванию швертбота можно своевременной разгрузкой паруса путем травления шкотов. Неопрокидывающейся килевой яхте при сильном порыве ветра угрожает опасность потерять мачту. Местные влияния (группа деревьев, лесок) изменяют или возмущают направление ветра. При перемене направления ветра из-за изменения атмосферных условий мы говорим о ветрах, заходящих справа или слева по направлению часовой стрелки в соответствии с картушкой компаса. Легкие шелковые ленточки («колдунчики»), вплетенные в ванты, облегчают определение направления ветра. В результате отклонения ветра мачтами и вантами колдунчики, правда не так точно, как флюгарка, показывают вымпельный ветер. Опытом доказано, что парус лучше всего тянет, когда падающий вымпельный ветер и гик хорошо обтянутого грота образуют угол 20°, так как для хода парусного судна менее решающим является напор ветра с наветренной стороны, чем разрежение на подветренной стороне паруса. При таком угле между направлением ветра и парусом получается плавное безвихревое обтекание ветра, которое используют для движения вперед. Однако и не глядя на флюгарку, можно установить стаксель по кажущемуся ветру; для этого нужно вытравить гика-шкот, чтобы грот был близок к заполаскиванию. Установить стаксель в самом эффективном положении в этом случае просто: нужно выбрать шкоты так, чтобы между задней шкаториной и гротом возникло как бы сопло, настолько узкое, насколько позволяет проходящая через эту щель струя воздуха, стекающая со стакселя (рис. 182). Если грот от этой струи заполаскивает по передней кромке, то следует потравить стаксель и увеличить щель, с тем чтобы стаксель не заполаскивал, а струя воздуха, стекающая с него, не направлялась в грот.
Глава 3. ПЕРВЫЙ УРОК РУЛЕВОГО В теплый солнечный день при легком ветре вы поменяетесь местами со своим тренером, став у румпеля и передав ему шкоты. И вот теперь вы сможете на практике применить теорию паруса, которую вы до сих пор прилежно изучали.
|