Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстракционизм






(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественныхнаправлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полныйотказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строитсяна соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоскихгеометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренниезакономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое вистории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», вкотором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становитсямощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картиныКандинского и мастеров объединения « Синий всадник » с их текучими, «музыкальными» формами иэмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый«Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший).Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним изавторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл«планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

 

 

ФОВИЗМ

(от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач. 20 в. (1905—07).Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Позднее к фовистам присоединилисьК. Ван Донген, Ж. Руо, Ж. Брак и др.
Художники не имели чётко сформулированной программы, их объединяло стремление к использованиюяркого открытого цвета. Смело брошенные на холст пятна чистых красок, мощные контрасты, разнообразие фактуры захватывали, ошеломляли зрителя невиданной ранее энергией звучания цвета. Так, в «Краснуюкомнату» А. Матисса (см. илл. на с. 324) введено такое количество красного цвета, какого не было преждени в одной картине.

Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневоймоделировки и линейной перспективы.
Фовизм зародился в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. в результате живописных экспериментов, которымизанимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Группа заявила о себе наПарижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которогостояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких!» – дало название новому направлению в живописи. Однако за маской дикаряскрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие иотдых усталому современному человеку (манифест 1908 г.). Фовисты экспонировали свои работы также навыставках 1906 и 1907 гг.
После 1907 г. группа начала распадаться, каждый из художников пошёл своим путём. Впоследствии изфовизма вырос экспрессионизм.

 

КУБИЗМ

(франц. cubisme, от cube – куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907 г. исуществовавшее до нач. 1920-х гг. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18 гг. Для произведений кубистовхарактерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимогомира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д.), преобладание прямых линий, острых граней. Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа отжизнеподобия. Образы выстраивались из отдельных, вырванных из естественного контекста элементовреальности. Объект изображался одновременно со многих точек зрения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал