Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимая внимательность






РУКОВОДСТВО ПО БУДДИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Тит Нат Хан, автор замечательной книги «Мир в каждом шаге», с присущей ему теплотой и ясностью представляет самую суть дзэн-буддизма. Начиная книгу с рассказа о годах, проведенных в дзэнском монастыре, Нат Хан оживляет традицию дзэн во Вьетнаме и дает ясное толкование ключевых элементов практики и философии дзэн. Пристальное внимание уделяется концепциям, таким как осознанность, и современным проблемам, например, конфликту между новейшими технологиями и духовностью. Также автор предлагает руководство для тех, кто хочет жить в духе дзэн. Заключительный раздел включает сборник из сорока трех коанов, составленный в ХIII веке вьетнамским монахом Тран Тай Тонгом, великолепный перевод которых на английский впервые представлен в этой книге.

«Ключи от дзэн» была впервые издана в 1974 году и на несколько лет исчезла с прилавков. Настоящее издание, исправленное и дополненное, адресовано растущей аудитории читателей, желающих привнести в свою жизнь свежесть осознанности.

 

Оглавление

 

I. Практика осознанности 4

 

Малая книга 4

Необходимая внимательность 5

Осознанность 5

 

II. Чашка чая 6

Вглядываясь в собственную природу 6

Слова Бодхидхармы 7

Буддийская революция 8

Не-я 8

Вещи и концепции 9

Взаимосуществование вещей 10

Тщета метафизики 10

Непосредственное переживание 10

Момент пробуждения 11

III. Кипарис во дворе 11

 

Язык дзэн 11

Палец и луна 12

«Встретишь Будду – убей Будду!» 13

«Иди и вымой посуду» 13

Хороший ответ 14

Коан и его назначение 14

Смысл коана 16

«Нет!» Дзёсю 16

Вступая в круг 18

Ум должен быть зрелым 19

IV. Горы – это горы, а реки – это реки 21

 

Печать сознания 21

Истинный ум и ложный ум 22

Действительность как она есть 23

Лампа и абажур 24

Опыт вне концепций 25

Принцип недвойственности 26

Взаимобытие 28

V. Следы пустоты 29

 

Рождение дзэн-буддизма 29

Дзэн и Запад 30

Дзэн и Китай 30

Понятие о пустоте 31

Дополнительные понятия 32

Анти-схоластические реакции 32

Возвращение к источнику 33

«А», которая не является «А» - подлинная «А» 34

Постигая таковость 35

Субьект и объект 36

Трое врат освобождения 37

Восемь отрицаний Нагарджуны 37

Срединный путь 39

Школа Виджнянавады 39

Классификация дхарм 40

Сознающее знание 40

Метод Виджнянавады 42

Алая как основа 43

Процесс просветления 44

VI. Возрождение человечности 46

 

Монашеская жизнь 46

Ритриты 47

Встреча 48

Роль мирян 48

Дзен и современный мир 49

Перспективы будущего 49

Возможно ли пробуждение? 50

Духовность против технологии 52

 

 

VII. Уроки пустоты 53

 

VI. Возрождение человечности

 

Монашеская жизнь

Ритриты

Встреча

Роль мирян

Дзен и современный мир

Перспективы будущего

Возможно ли пробуждение?

Духовность против технологии

 

 

VII. Уроки пустоты

 

I. ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ

 

МАЛАЯ КНИГА

 

Когда мне было шестнадцать, я удалился в дзэнский монастырь Ту Хиеу в имперском городе Хуэ. После недолгого привыкания к укладу монашеской жизни, я представился своему наставнику и попросил его научить меня тому, что значит дзэнский «путь». Он дал мне небольшую книгу «Малое руководство по практике», напечатанное китайскими иероглифами, и попросил заучить ее наизусть.

Я поблагодарил его и направился в свою комнату, чтобы начать изучение. Этот известный в дзэнских кругах труд состоит из трех частей: 1) «Практика в повседневной жизни», 2) «Практики, необходимые начинающим» и 3) «Учение мастера дзэн Хуай-жана». В этой книге нет никакой философии. Все три части посвящены только вопросам практики. Первая часть учит тому, как успокоить и сосредоточить ум. Во второй обсуждаются предписания и другие практики, необходимые для монашеской жизни. Третья часть – это замечательное обращение к ученикам дзэн, напоминающее о том, что их время и жизнь драгоценны и не должны быть растрачены попусту. Я был заверен, что не только новички начинают с этой книги, но и монахи, которым сорок и даже пятьдесят лет, также следуют ее предписаниям.

Перед удалением в монастырь я успел получить западное образование, и мне казалось, что способы обучения буддизму в монастырях были слегка старомодными. Сперва нам предложили выучить целую книгу наизусть. Затем нам надо было начинать практику без какого-либо изучения теоретических принципов, лежащих в ее основе. Я поделился своими сомнениями с другим начинающим, который ответил: «Здесь следуют таким путем. Если хочешь изучать дзэн, прими это». Я смирился и стал практиковать, как принято традицией.

Первая часть «Малого руководства», «Практика в повседневной жизни», содержит гатхи – короткие стихи, которые привносят энергию осознавания в любое повседневное действие. Например, когда я мою руки, я думаю так: «Вода стекает по моим рукам. Пусть я буду пользоваться ими искусно, чтобы сберечь нашу прекрасную планету». Когда я сижу в зале для медитации, я размышляю: «Сидение здесь подобно сидению под деревом бодхи. Мое тело – сама осознанность, я свободен от всех отвлечений». Даже во время посещения туалета я говорю себе: «Загрязненное или очищенное, увеличивающееся или уменьшающееся – эти понятия существуют только в наших умах. Реальность взаимосуществования нельзя превзойти».

«Практика в повседневной жизни» включает в целом около пятидесяти гатх. Нам нужно практиковать вдумчиво, чтобы составлять собственные гатхи, когда это необходимо. В руководстве приведены только примеры. Мы можем усовершенствовать или даже менять их, можем писать новые гатхи, более отвечающие нашим потребностям и современным условиям. Предположим, мне нужно позвонить по телефону. В «Малом руководстве» нет соответствующей гатхи, потому что когда писалась эта книга, телефонов не было.

Я придумал несколько гатх, например, такую: «Слова преодолевают тысячи миль. Пусть от моих слов растет взаимопонимание и любовь. Пусть будут они драгоценны, как жемчужины, прекрасны, как цветы». Для использования в практике я составил книгу традиционных и современных гатх, которая называется «Настоящее мгновение – прекрасное мгновение: стихи для осознанности в повседневной жизни».

Когда мне было шестнадцать, я думал, что «Малое руководство» было написано для молодых людей и для тех, кто только начинает практиковать дзэн. Я думал, что этот метод был нужен только для подготовки. Теперь, спустя более чем пятьдесят лет, я знаю, что в «Малом руководстве» заключена самая суть дзэн буддизма.

 

НЕОБХОДИМАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Я вспоминаю короткую беседу между Буддой и его современником – философом.

- Я слышал, что буддизм – это учение о просветлении. Каков ваш метод? Что является вашей ежедневной практикой?

- Мы ходим, мы едим, мы совершаем омовения, мы сидим…

- Что в этом такого особенного? Кто угодно ходит, ест, моется, сидит…

- Господин, когда мы идем, мы знаем, что идем, когда мы едим, мы знаем, что едим… Когда другие ходят, едят, совершают омовения или сидят, чаще всего, они не знают, что делают.

В буддизме внимательность является ключом. Энергия осознавания проливает свет на все предметы и действия, увеличивает способность к сосредоточению, приводит к глубокому постижению и пробужденности. Внимательность лежит в корне всей буддийской практики.

Проливает свет на все предметы? Это отправная точка. Если я живу неосознанно, забывая себя, то я, как сказал Альбер Камю в своем романе «Странник», живу «как мертвец». Как говорили древние мастера дзэн, «Если мы живем в забывчивости, то умираем во сне». Как много из нас живут живут «как мертвецы»! Что нам нужно прежде всего, это вернуться к жизни, пробудиться и быть внимательными к каждому своему действию. Поддерживаем ли мы осознавание, когда едим, пьем, сидим в медитации? Или мы зря тратим время, живя в беспамятстве?

Увеличивает способность к сосредоточению? Осознанность помогает нам сфокусировать внимание и знать, что мы делаем. Обычно мы пленники общества. Наши силы направлены на несколько вещей сразу. Наше тело и ум не живут в гармонии. Начать осознавать, что мы делаем, говорим и думаем, значит начать противостоять вторжению извне и воздействию нашего ложного восприятия. Внимательность освещает все наше существование, так что можно ясно видеть любую возникающую мысль или чувство. Мы начинаем снова доверять себе, нас уже не захлестывает туман иллюзий, и наша концентрация достигает максимума. Так же, как раньше, мы моем руки, одеваемся и совершаем другие повседневные действия, но теперь мы полностью присутствуем в своих действиях, словах и мыслях.

Практика осознавания предназначена не только для начинающих. Любой, даже сам Будда, может практиковать ее всю жизнь. Внимательность и концентрация - это та духовная сила, которая питает всех выдающихся людей на протяжении истории человечества.

Приводит к глубокому постижению и пробужденности? Цель дзэн-буддизма – ясное видение реальности, восприятие вещей такими, как они есть. Мы достигаем этого с помощью концентрации. Такое ясное видение является просветлением. Просветление всегда происходит относительно чего-то, оно не является абстрактным понятием.

 

ОСОЗНАННОСТЬ

 

Этот процесс освещения всех предметов и действий, увеличения способности к концентрации, глубокого постижения и пробужденности называется в буддизме тройной дисциплиной: это шила (нравственные правила), самадхи (сосредоточение) и праджня (мудрость). Понятие «шила» также подразумевает осознанность, т.к. именно осознанность лежит в основе нравственного поведения. Нравственное поведение в буддизме не навязывается каким-либо внешним авторитетом. Оно рождается из нашего собственного понимания, основанного на практике осознанности. Схваченность формой без понимания её содержания означает в буддийской традиции привязанность к правилам. Наше глубокое понимание рождается, когда мы практикуем осознавание своего тела, чувств, ума и объектов ума, которыми представлен окружающий мир. Поэтому первая часть «Малого руководства» содержит стихи, поддерживающие нашу внимательность, и называется «Практика в повседневной жизни».

Когда ученый работает в своей лаборатории, он воздерживается от курения, не ест сладости и не слушает радио. Ученый не делает всего этого не потому что данные вещи аморальны, но потому что знает, что это помешает сосредоточиться на объекте исследования. Так же и в дзэн. Правила нравственного поведения помогают нам жить в осознанности.

В дзэн истина не может быть постигнута только с помощью интеллектуальных операций, таких как исследование, выдвижение гипотезы, анализа и синтеза. Изучающий дзэн опирается на все свое существо в постижении истины, т.к. интеллект – это лишь одна из наших частей, зачастую уводящая нас от живой реальности, которая и является предметом дзэн. Именно поэтому в «Малом руководстве» буддизм не представлен через теорию, а прямо предлагается ежедневная практика дзэн.

В монастыре практикующий делает всё очень внимательно: носит воду, собирает хворост, готовит пищу, сажает салат… Хотя мы учимся медитации сидя, мы также учимся быть внимательными, когда носим воду, готовим или сажаем салат. Мы знаем, что носить воду – не просто часть нашего обихода, но самая сущность дзэн. Если мы не практикуем, когда носим воду, то пребывание в монастыре будет напрасным. Но если мы сохраняем внимательность в каждом своем действии, даже если делаем то же, что и другие, мы проникаем прямо в сердце дзэн.

Мастер дзэн молча наблюдает, как его ученик старается наполнить практикой каждое мгновение жизни. Ученик может считать, что ему уделяют недостаточно внимания, однако его действия и образ жизни не ускользают от наблюдения мастера. Мастер может видеть, «пробужден» ли его ученик. Если, к примеру, ученик закрывает дверь шумно или небрежно, его внимательность недостаточна. Когда вы закрываете дверь аккуратно, это само по себе не является добродетелью, однако при осознавании вами факта закрытия двери проявляется ваша настоящая практика. В этом случае мастер просто напоминает ученику закрыть дверь аккуратно, быть внимательным. Мастер поступает так не только из уважения к монастырской тишине, но и для того, чтобы обратить внимание ученика на отсутствие практики внимательности, достоинства и умиротворения в его действиях. В буддизме говорится, что существует девяносто тысяч «тонких действий», являющихся разновидностями практики. В этих действиях и поступках проявляется присутствие внимательности. О наших осознанных словах, мыслях и действиях можно сказать, что они проникнуты «ароматом дзэн».

Если практикующему говорят, что в его словах и действиях мало «аромата дзэн», он должен воспринимать это как напоминание о большей осознанности в своей жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал