![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация лидерского тренинга.
По существу, выше описанные занятия предоставляют собой элементы социального тренинга, которые широко используются в программе. Активное социальное обучение является сравнительно новым: направлением в педагогике, обеспечивающим интеграцию различных прикладных аспектов педагогики, психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала гармонической личности. Социально-психологический тренинг (СПТ) относится к нестандартным и нетрадиционным методам обучения общению. Главная особенность СПТ заключается в том, что его участники приобретают в результате обучения не абстрактное теоретическое знание в виде каких-либо рекомендаций и советов, а новый практический социальный и человеческий опыт. Повышенная включенность в происходящее достигается, по видимому, и чрезвычайной насыщенностью информации о самом себе и своей компетентности в области общения, которую получает подросток во время СПТ. Позиция участника, включенного в развивающую «игру» с полной эмоциональной отдачей, обеспечивает возможность интенсивной интериоризации (внутреннего присвоения) полученного опыта, который был только что лично пережит, и, следовательно, стал своим и, потому, может быть органично включен в духовный арсенал молодого человека. Специфика поступающей информации, благоприятная психологическая обстановка в группе обеспечивают большую скорость развития внутриличностных изменений. Не случайно участники, прошедшие обучение, приравнивают несколько дней занятий в группе к двум, а то и более годам своей жизни. Если подытожить вышесказанное, то можно выделить общую цель лидерской программы - развитие личности. Наряду с основной целью существует и ряд сопутствующих: Ø повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими; Ø формирование активной социальной и гражданской позиции у молодежи и развитие у нее способности и готовности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. Цели лидерского тренинга реализуются в частных задачах: · Овладение определенными социально-психологическими знаниями. · Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. · Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальной и продуктивной деятельности. · Изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия и повышения его эффективности.
Среди принципов организации лидерского тренинга можно выделить основные: q Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так, и в отдельных его занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности, приобретении новых знаний и необходимых навыков в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительную сторону, как правило, не происходят, и не следует требовать этого от участников. q Принцип диалогизации взаимодействия, полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. q Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, осознания и формирования ими собственных личностно значимых проблем. Содержательные элементы программы. Для работы групп в процессе лидерской программы были выделены проблемные направления, которые учитывают цели и задачи тренинга, потребности и интересы его участников, а также отражают навыки, получаемыми подростками в программе. Можно выделить основные вопросы, по которым ведется целенаправленная работа: Ø Построение контакта, налаживание отношений, адаптация к новой среде. Это приблизительно следующий перечень вопросов: как правильно строить свои взаимоотношения к группе, с учителями, родителями, друзьями, партнерами: как входить в контакт (в том числе незапланированный) и успешно проводить беседу, как учиться понимать мотивы поведения партнера и правильно оценивать окружающую обстановку и т.п. Ø Получение и освоение информации в ходе общения. Как научиться не отвлекаться, когда слушаешь собеседника, как правильно понимать услышанное, как вести себя во время разговора, который кажется скучным, монотонным, неинтересным и т.п. Ø Управление групповой деятельностью. Для получения этого навыка ребята проходят обучение Методу Взаимодействия, о котором будет подробно рассказано ниже, и здесь поднимаются такие вопросы: как грамотно построить дискуссию, беседу, совещание, как сделать так, чтобы каждый участник был заинтересован в принятом группой решении и т.д. Ø Разрешение конфликтов. Как избежать возникновения конфликта: как правильно донести до партнера свои чувства и переживания по поводу конфликтной ситуации, как совместно культурно найти выход и решить конфликт. Ø Публичное выступление. Как грамотно построить и провести выступление перед аудиторией: как доходчиво и убедительно донести до слушателей информацию, что делать, когда боишься публичного выступления. Метод взаимодействия основан на четырех четко обозначенных ролях: ведущий, записывающий, член группы и председательствующий на собрании. Каждая роль имеет свои полномочия, которые вместе составляют целостную систему, способную к самокоррекции. Все четыре роли одинаково важны, они - залог здоровой атмосферы в группе и залог успешной работы. Здесь нет начальника, который традиционно «спасает» собрание, если оно зашло в тупик. Вместо этого все заинтересованы в положительном результате, и каждый несет одинаковую ответственность за провал работы или вправе гордиться своим равным вкладом в общий успех. Этот метод так прост, что его система будет понята любым коллективом и даст эффективные результаты при проведении любого собрания. Участниками кружка могут быть дети и подростки в возрасте 12-16 лет. Набор осуществляется по результатам деловой игры на выявление лидеров «Старт» или для всех желающих. Численность одной учебной группы – 10-12 человек. Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю по 2 часа в течение одного учебного года.
|