Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история






Краткий очерк об апологетике

Это любая защита христианства от нападок и критики со стороны в узком значении, это раздел богословия, имеющий своей целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, какое должно дать ответ каждому верующему. Также в апологетику входит опровержение неверных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству.

Как защита христианства, апологетика существует с самого его начала, уже в Евангелии мы находим много апологетических речей. Как раздел богословия она появляется с возникновением школьного образования. На протяжении веков объем апологетики, как школьной дисциплины, очень менялся, сама наука выступала под разными названиями: апологетика христианства, естественное богословие, философская или основная догматика, умозрительное богословие, общее богословие, введение в богословие, основное богословие.

Со второй половины XIXв. из области апологетики выделяется ряд дисциплин: история религий, библейская археология, библейская текстология, библейская история, обличительное или сравнительное богословие.

Основные разделы апологетики

1) Богословский - предметом являются рассмотрение основ христианской веры и жизни, однако в отличие от догматического и нравственного богословия эти истины веры преподаются исходя с позиции доступности их для светских людей. Сюда привлекаются различные науки. Подобный подход является с одной стороны защитой христианских истин, в тоже время он является подходом для диалога с представителями других взглядов. К области богословской апологетики относятся рассмотрение догматических вопросов (понимание Бога, единотроичность Бога, Боговоплощение, спасение, воскресение), но в сопоставление с христианскими аналогами. Сюда входят вопросы теодицеи (круг вопросов христианской веры и жизни, которые рассматривают не просто более сложные вопросы, но именно те которые на первый взгляд, как право, опровергают христианство). Сюда относятся вопросы духовно нравственной жизни.

2) Историко-философский отдел - охватывает широкий круг проблем.

а) В исторический отдел входят вопросы происхождения религий, многообразия религий, возникновения христианства, разных форм мистицизма, как христианского так и не христианского, понимание сущности этих явлений.

Историческая тематика в апологетике возникла сравнительно недавно в связи с тем скепсисом, возникшим в эпоху атеистической мысли. Речь идет о XVIIIв., когда деятели т. н. эпохи Просвещения и Великой Французской Революции заявили о том, что Христа не было, вся история возникновения христианства легенды и выдумки, сама Библия это собрание мифов, не имеющее отношение к подлинной истории. Именно в это время возникла мифологическая школа, которая побудила к возникновению исторической апологетики.

Важной частью исторического аспекта апологетики являются вопросы критического анализа различных атеистических гипотез происхождения религий вообще. Сюда входит оценка воззрений наиболее известных мыслителей, их воззрений на существо религий.

б) Философский аспект более широкий. Своим предметом он имеет соответствующее раскрытие и обоснование христианских истин веры, которые являются общими или смешанными с философией. Это вопросы онтологии (вопросы бытия), гносеологии, антропологии и эсхатологии.

Гносеология - занимается вопросом познания. Речь идет об условиях, критериях достоверности познания, о богопознании как таковом. В богословии эта проблема рассматривается не однозначно, мы по-разному смотрим на эти вопросы с Западом. Запад пошел по пути " racio ". Католическое богословие по существу объявило ум человека неповрежденным. Отсюда возникло много теорий, которые привели к печальным последствиям. Суть в том, что западное богословие, исходя из не поврежденности человеческого разума, утверждает, что с помощью естественного познания мира можно придти к такому же богопознанию, как и на основании Божественного Откровения.

Хомяков очень точно указал на отличие между восточной и западно-католической гносеологией: Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа. Т. е. познание не зависит от внутреннего состояния человека.

То же самое утверждал и сподвижник Хомякова И. С. Киреевский: «Стремясь к истине умозрения, восточные мыслители заботятся, прежде всего, о правильности внутреннего состояния мыслящего духа. Западные более о внешней связи понятий. Восточные для достижения истины ищут внутренней полноты разума, того средоточия умных сил, где все отдельные детальности духа сливаются в одно живое единство. Западные напротив считают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих при одинокой отдельности».

Антропология вместе с учением о Боге занимает центральное положение в богословии.

Эсхатология всегда вызывает повышенный интерес. Она имеет несколько аспектов:

а) " Антиномия геенны" - (по определению о. Павла Флоренского) Вечная жизнь (нетление и слава) может совмещаться с вечной смертью и гибелью. Эта проблема рассматривается с первых шагов христианства. Уже у Оригена проявляется идея «апокатастасис пантон» воскресения всего.

б) Конечная судьба этого мира - (когда окончится судьба мира, какие признаки конца, кто такой антихрист, что такое 666, что такое печать). Здесь может идти речь и с точки зрения науки. Ряд современных ученых утверждают, что в результате развития науки и техники есть все основания говорить, что жизнь человека прекратится уже к середине нашего века.

3) Естественно-научная апологетика – основная задача в том, чтобы с точки зрения целесообразности мира побудить человека к размышлению о ее первопричине. Стержень естественнонаучной апологетики – телеологическое доказательство бытия Божия (поскольку все устроено разумно и прекрасно, должен существовать и высший разум). Об этом пишет ап. Павел в послании к римлянам, об этом писали многие святые отцы, об этом писали многие верующие ученые.

Одной из проблем естественнонаучной апологетики является проблема науки и религии. Все практически мыслящие демагоги заявили, что наука опровергает религию, а религия борется против науки. Мысль эта не имела под собой реальных оснований, но имела основания психологические. В частности на западе католицизм не редко догматизировал отдельные научные выводы. Против ученых, не принимавших этих выводов, принимались радикальные меры, (например: гелиоцентрическая теория).

Утверждалось, что будто бы наука доказала, что мир происходит и развивается самостоятельно.

Сейчас в естественной науке рассуждают об антропном устройстве мира (т. е. разумном устройстве).

Естественнонаучная апологетика имеет столько же разделов, что и наука. Некоторые из отделов имеют приоритетное значение: антропология, психология, биология, космология. Именно, исходя из этих областей знания, чаще всего велась борьба против христианства.

Одним из существенных вопросов является вопрос эволюции: мир возник эволюционно или креационно? Для христианского богословия этот вопрос является существенным только в одном: Бог является источником мира или мир возник самостоятельно? Главное, что Бог является источником мира.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал