Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные пособия по апологетике.






Арх. (впоследствии епископ) Августин. «Руководство к основному богословию», издано в 70-х гг.XXв. Оно повторяет западную систему апологетического богословия. Но удовлетворительно раскрывает общие вопросы апологетического характера.

Нормативным курсом является курс проф. СПбДА прот. Николая Рождественского – «Христианская апологетика. Курс основного богословия».

Можно назвать арх. Михаила (Грибановского), прот. Тихомирова, прот. Павла Светлова (КДА), прот. Сергиевского (проф. МГУ). Курс богословия, составленный для университета выгодно отличается от курса, составленного для духовных школ. Здесь человек невольно столкнувшись с верующей аудиторией не обращает внимания на вопросы, которые волнуют людей из светской аудитории.

Все эти труды отражают специфику той эпохи – нет строгости языка, краткая мысль, которую можно выразить одной строкой, занимает целые страницы. также отсутствуют проблемы духовной жизни.

После революции, находясь в сибирской ссылке прот. Валентин Свенцицкий пишет свои «Апологетические диалоги», опубликованные только в 1993г.

В 30-х гг. в Твери, почти погибая от холода проф. Фиолетов пишет свои «Очерки христианской апологетики».издан в 1992г. Очерки главным образом посвящены естественно научной апологетике.

Много апологетического материала в труде архиеп. Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости».

В кон. 50-х гг. закачивает свой труд митр. Вениамин (Федченков) «О вере, неверии и сомнении».

У Г. Флоровского есть труд - «Жил ли Христос» - опровержение идей мифологической школы.

Прот. Василий Зеньковский пишет свою известную апологетику, которая была издана в Париже в 1959г. Он предпринимает попытку рассмотреть наиболее трепещущие проблемы современности, поэтому он несколько отходит от тематики всех прежде бывших курсов основного богословия. Основные его разделы - христианская вера и современные знания, христианство в истории, христианство как Церковь. У Зеньковского есть еще целый ряд актуальных трудов – «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русские мыслители и Европа», «История русской философии». Эти работы не носят прямо апологетического характера, но они дают обширный материал для апологетики. Однако многие оценки Зеньковского в отношении многих явлений и персоналий требуют корректировки. Пример: он говорит: «Дай Бог каждому быть таким христианином, как Лев Толстой».

«Православно христианская апологетика» - издана проф. Андреевым в Нью-Йорке.

Интересны статьи Хомякова, Киреевского, Новоселова, Владимира Соловьева (его книга «Оправдание добра»).

Сергей Николаевич Булгаков – его сборник «Два града» можно рассматривать как работу апологетического характера. Для людей не церковных придти к Церкви помогает его книга «Свет невечерний».

Кое-что можно найти и у Бердяева. Это человек афористического мышления. Для Запада Бердяев олицетворяет Православие.

Иван Александрович Ильин – юрист, искренне верующий человек. Замечательны его работы «Религиозный смысл философии», «Аксиомы религиозного опыта», сборник «Наши задачи». В одной из статей он писал, что когда Западу удастся разделить Россию, то западные страны будут объединяться.

С начала возрождения духовных школ в Росси в МДА апологетику преподавали: доцент Николай, проф. Савинский, проф. Старокадомский, проф. Ушков, доцент Талызин. В СПДА апологетику преподавали: проф. Зборовский, доцент Шишкин, архиеп. Михаил (Мудьючин).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал