![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ финансовых результатов деятельности организации
Важнейшим финансовым показателем, определяющим способность организации обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения организацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы: - насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы; - какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; - насколько производительны осуществляемые затраты; - какова эффективность вложения капитала в данное предприятие; - насколько эффективно управление организацией. Для анализа финансовых результатов используется в первую очередь информация отчета о финансовых результатах. Здесь важно отметить, что информационная база анализа финансовых результатов претерпевает в настоящее время существенные изменения в части определения и признания доходов, расходов, чистой и нераспределенной прибыли, а это, в свою очередь, требует уточнения методики их анализа. Новые подходы к пониманию доходов и расходов нормативно закреплены в ПБУ 9/99 " Доходы организации" и ПБУ 10/99 " Расходы организации". В процессе анализа необходимо иметь в виду, что определение финансового результата зависит от выбранной руководством организации финансовой стратегии и сформированной на ее основе учетной политики. В данном случае речь идет о возможности маневра (например, в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания резервов) в управлении величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов. Отмеченные проблемы, связанные с использованием данных отчета о финансовых результатах, делают необходимым проведение внешнего анализа в два этапа. 1. На первом этапе изучаются принципы формирования доходов и расходов организации. Основной информацией для этого является пояснительная записка, раскрывающая учетную политику предприятия, все факты ее изменения и влияние данных изменений на финансовые результаты, а также все имевшие место в отчетном периоде существенные статьи доходов и расходов 2. На втором этапе проводится собственно анализ отчета о финансовых результатах, связанный с изучением структуры доходов и расходов и их соотношения. Внутренний анализ финансовых результатов проводится в три этапа. На первом этапе оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются факты изменения учетной политики и их влияние на результаты анализа. На втором этапе анализируются причины изменения конечного финансового результата, стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменение. На третьем этапе проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. Последовательность этапов анализа финансовых результата может быть следующей: - анализ структуры основных элементов отчета о финрезультатах, выявление стабильных и случайных доходов и расходов; - оценка качества полученного финансового результата и прогнозирование будущих результатов на основе предположений относительно стабильности статей доходов и расходов отчета о финансовых результатах; - анализ доходности. В процессе структурного анализа отчета о финансовых результатах дается характеристика основных соотношений отчетных показателей (например, себестоимости и выручки от продаж продукции или товаров; прибыли (убытка) от продаж и выручки и др.) и выявляются основные причины их изменений. В ходе анализа доходов от обычной деятельности должно быть установлено: - каковы основные каналы поступления выручки; - насколько велика зависимость от главных покупателей; - какова диверсификация продукции по географическим рынкам сбыта. Для многоотраслевых организаций, имеющих рынки сбыта в разных регионах, необходимо оценить информацию о доходах и расходах в разрезе отдельных видов продукции и сегментов бизнеса. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в получение общей выручки, как правило, различается. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприятий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализировать доходы и расходы и финансовые результаты по каждому сегменту. Отражение информации о доходах, расходах и финансовых результатах в разрезе отдельных сегментов осуществляется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету " Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000). На основе такой информации можно проанализировать эффективность расходов, связанных отдельными направлениями развития бизнеса, оценить их рентабепьность и сделать выводы относительно вклада отдельных сегментов в формирование конечного финансового результата. Для проведения анализа целесообразно составить аналитический отчет о финансовых результатах (табл. 4).
Таблица 4 – Аналитический отчет о финансовых результатах, руб.
На основе аналитического отчета о финрезультатах табл. 4 может быть составлена другая аналитическая таблица (табл. 5), позволяющая охарактеризовать основные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов и их динамику. Таблица 5- Анализ соотношения доходов, расходов и финансовых результатов
Отношение валовой прибыли к выручке рассчитывается исходя из разности между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции. Этот показатель характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также формирование прибыли от продаж. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 произошло снижение процентного отношения валовой прибыли к выручке с 36, 9 до 35, 8 %. В то же время в отчетном периоде абсолютная величина валовой прибыли увеличилась по сравнению с предыдущим на 222 769 руб., что связано с ростом объема продаж. При сохраняющемся объеме продаж имеет место рост расходов.
Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула: ВП = В * ВП / В где ВП — величина валовой прибыли: В - объем продаж (выучка); ВП/В - коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли). Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж определяется следующим образом: Прирост ВП = (В1 – В0) * ВПо / Во
где В1, В0 — выручка соответственно отчетного и прошедшего периода. В нашем случае за счет роста выручки увеличение валовой прибыли составило: Прирост ВП = (12 453 260 – 11478315) * 0, 369 = 359 755 (руб.). Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид; Прирост ВП = (ВП1 / В1 – ВП0 / В0) *В1 Прирост ВП = (0, 358 – 0, 369) * 12 453 260 = -136 986 (руб.). Результаты расчетов можно представить в следующем виде: Прирост валовой прибыли счет увеличения объема продаж +359 755 руб. Сокращение валовой прибыли за счет снижения маржи - 136 986 руб. Общее изменение валовой прибыли +222 769 руб.
Следующим шагом анализа должно стать выяснение причин изменения объема продаж (изменение цен, объема и структуры продаж в разрезе видов продукции, а также изменения маржи валовой прибыли, для чего должен проводиться постатейный анализ себестоимости. Несмотря на то, что в отчетном периоде по сравнению с прошедшим имел место прирост валовой прибыли, его оказалось недостаточно для того, чтобы покрыть возросшие коммерческие и управленческие расходы и обеспечить сохранение прибыли от продаж на уровне прошлого года. В результате этого сумма прибыли от продаж сократилась в абсолютном выражении. Сократилось и отношение прибыли от продаж к выручке. Отношение прибыли от продаж к выручке характеризует действительную рентабельность продаж. указанный показатель позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности организации. Отношение прибыли до налогообложения к выручке характеризует соотношение бухгалтерской прибыли и выручки. Значение показателя изменяется под влиянием не только доходов и расходов от производства и продажи продукции, но и прочих доходов и расходов. Чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата. Отношение чистой прибыли к выручке является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов. Показатель характеризует доходность продаж организации в целом. Отношение прибыли от продаж к расходам может быть определено как рентабельность расходов. Целью расчета остальных показателей " себестоимость/выручка", " коммерческие расходы/выручка" и " управленческие расходы/выручка” является оценка той роли, которую играют производственная, сбытовая и управленческая функции в процессе управления организацией. По динамике их соотношений могут быть сделаны выводы о способности предприятия управлять соотношением " расходы/доходы". Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами. В этом случае может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения. Гак, в составе управленческих расходов согласно Типовой номенклатуре статей выделяют: расходы на управление предприятием; общехозяйственные расходы; налоги, сборы и отчисления; непроизводственные расходы. Анализ должен выделить в составе каждой группы контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.
|