Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения






 

Рыночное предложение – это то количество продукции, которое желают и в состоянии произвести фирмы (производители) по каждой конкретной цене из ряда возможных цен.

Закон рыночного предложения формулируется следующим образом: величина предложения находится в прямой зависимости от величины цены, с ростом ожидаемой цены возрастает и величина предложения, со снижением ожидаемой цены снижается и величина предложения. Подобно спросу, рыночное предложение является функцией не только от цены, но и от неценовых факторов.

К неценовым факторам рыночного предложения относятся: цены на ресурсы, технологии, количество производителей на рынке, налоги и дотации, ожидания производителей.

Цены на ресурсы. Если цены на ресурсы для производства продукции возрастают, а цена этой продукции остается неизменной, то фирмы (производители) примут решения о сокращении производства на самых затратных участках, цехах, филиалах, животноводческих фермах, полях. Следовательно, рыночное предложение данной продукции сократится. Если же цены на производственные ресурсы снижаются, то фирмы расширят производство на ранее закрытых (зарезервированных) участках, которые отличаются более высоким уровнем затрат на единицу продукции.

Технологии. В данном случае речь идет не о технологиях изменяющих качество, потребительские свойства продукта – все потребительские свойства продукта остаются неизменными, а о технологиях, удешевляющих производство единицы продукции прежнего качества. Технологии, удешевляющие производство продукта при неизменном качестве, называются прогрессивными, а технологии, удорожающие производство продукции при прежнем качестве, называются регрессивными. При внедрении прогрессивных технологий рыночное предложение продукции возрастает, а при внедрении регрессивных технологий – уменьшается.

Количество производителей. При увеличении количества производителей, поставляющих продукцию на данный рынок, рыночное предложение растет, а при уменьшении количества производителей, поставляющих продукцию на данный рынок, рыночное предложение сокращается.

Налоги и дотации. При установлении новых налогов или при повышении налоговых ставок ранее установленных налогов возрастают издержки фирм (производителей), что тождественно повышению цен на ресурсы. В этом случае фирмы сократят производство продукции на низкоприбыльных (малорентабельных) участках производства, соответственно сократится рыночное предложении продукции. Дотация – это безвозмездная денежная помощь фирмам со стороны государства для покрытия убытков от производства продукции. Получение дотаций тождественно снижению цен на ресурсы – фирмы увеличивают производство на убыточных участках, рыночное предложение возрастает.

Ожидания производителей. Если производители ожидают увеличения цен на продукцию в будущем временном периоде, то в настоящем временном интервале они увеличивают производство, но сокращают рыночное предложение. Это называется «работать на склад». Если производители ожидают снижения цен в будущем, то в настоящем временном интервале они сокращают производство продукции и увеличивают ее рыночное предложение за счет значительного уменьшения ранее сделанных складских запасов.

 

 

Таблица 5.4 — Закон

индивидуального предложения товара Х

Цена, руб. Величина предложения
   
   
   
   
   

 

  Рисунок 5.4 — Закон индивидуального предложения товара Х

 

 

Таблица 5.5 — Закон рыночного предложения товара Х (для 3-х производителей)

Цена руб. Величина предложения Общая величина предложения
1-й 2-й 3-й
         
         
         
         
         
         

Рисунок 5.5 –Закон рыночного предложения товара Х

(для 3-х производителей)

 

Таблица 5.6 – Изменения в предложении товара Х под влиянием неценовых факторов

  Цена, руб.   Исходная величина предложе- ния (S0)   Изменения в предложении под воздействием   Итого-вая вели-чина предло-жения (S6)
Изменения цен на ресурсы (S1) техно-логии произ-водства (S2) налогов и дота-ций (S3) цен на другие товары (S4) числа продав-цов на рынке (S5) ожида-ний (S6)
    +50 -25 +40 +10 -20 +30  
    +50 -25 +40 +10 -20 +30  
    +50 -25 +40 +10 -20 +30  
    +50 -25 +40 +10 -20 +30  
    +50 -25 +40 +10 -20 +30  

 

Рисунок 6.6 – Изменения в предложении товара Х под влиянием неценовых факторов

Проанализировав информацию вопросов 5.1 и 5.2 можно сделать следующие выводы:

- потребители не знают величины рыночного предложения в конкретном временном интервале, а производители не знают величины спроса;

- потребители и производители принимают решения о величинах спроса и предложения только на основе ценовой информации.

На основе сделанных выводов возникают серьезные вопросы:

- могут ли потребители без предварительных заказов производителям купить необходимые виды продукции и в достаточном для расширенного воспроизводства населения количестве?

- могут ли производители без предварительных заказов потребителей произвести необходимые виды продукции в достаточном для расширенного воспроизводства количестве и не разориться?

Современная экономическая теория положительно отвечает на поставленные вопросы – могут.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал