Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. § 29. Я попытался дать обзор работ, выполненных группой психологов при больнице Henri Rousselle, на тему о слабоумии
§ 29. Я попытался дать обзор работ, выполненных группой психологов при больнице Henri Rousselle, на тему о слабоумии, указать их основные направления и результаты. Конечно, мы не первые говорили о том, что коэффициент умственного развития недостаточен ни для диагностики, ни для прогнозирования случаев слабоумия. Мы также не первые, кто исследовал специфику слабоумного ребенка. В 1905 г. при публикации своего знаменитого теста, который как бы уподобил слабоумного ребенка нормальному, сам Binet заявил: «Между нормальным и слабоумным ребенком обязательно существуют явные и скрытые различия. Возможно, когда-нибудь мы сможем выделить признаки психической отсталости, совершенно не зависящие от возраста. Это должно явиться темой будущей работы». Нам надлежит выполнить эту программу работы, которую преждевременная смерть Binet помешала закончить. Определяя специфические черты, признаки отсталости, не зависящие от возраста, мы стремились отличить дебила не только от нормального ребенка, но и от детей с другими формами неполноценности. Мы попытались пойти дальше и осуществить в этой работе еще одну мечту Binet: перейти от диагноза к прогнозу. Эта задача труднее, и мы выполнили только подготовительный этап. Мы будем удовлетворены уже тем, если сможем убедить читателей, что прогноз в этой области не является простой транспозицией диагноза в будущее. В какой мере и каким образом дифференцированные описания настоящего, которым мы посвятили наши основные усилия, являются диагностическими и в какой мере связаны диагноз и прогноз? Дифференцированное описание настоящего должно являться связью между прошлым и будущим, между этиологией и прогнозом. Это установленный факт, но он обретает свое полное значение, становится различительным признаком, диагнозом, только если он соответствует закономерностям этиологии и входит в контекст установленного пути дальнейшего развития. Так как мы располагаем только данными о настоящем, то мы должны работать, основываясь на этих данных, не зная, с чем они связаны. Но закономерности можно выявлять и на отдельных случаях. Например, наш профиль-тип и его варианты могут быть установлены на случаях, где данные анамнеза и неврологических исследований дают точные сведения об этиологии. Таким образом, раз установленный профиль может служить для диагностики этиологии тех случаев, о которых мы ничего не знаем. В направлении прогноза проблема ставится иначе. Закономерности эволюции зависят от органических факторов, от этиологии, а также от влияния воспитания и, наконец, от психологической траектории, которая не может быть линейной. Умственная отсталость не может определяться только темпами интеллектуального созревания, о которых мы знаем, что они остаются почти постоянными в детстве. Слабоумие — относительное понятие в плане некоторых социальных критериев, а также состояние, которое качественно эволюционирует с возрастом. Если это так, то абсолютно точный прогноз фактически невозможен не только из-за несовершенства наших знаний, но и по существу. Мы должны себя поздравить с таким широким полем деятельности. Это — поле свободы действий, где осуществляется формирующее и трансформирующее влияние среды. Это — отрицание фатальности. Без сомнения, мы никогда не сделаем из подлинного дебила человека со средним интеллектом. Но интеллект не обязателен для того, чтобы приспособиться к среде, чтобы пройти «незамеченным», по удачной формуле Maudra. Лучшее знание минимальных требований общества, более тщательное изучение возможностей слабоумных детей позволят адаптировать дебила в большинстве случаев к своей среде. Работа, проводимая Maria Dubost, подтверждает это еще раз. Мы должны стараться обнаружить в детстве у слабоумного ребенка все элементы прогноза, с тем чтобы в конце концов опровергнуть этот прогноз.
|