![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием. Корней Чуковский писал: " Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали» Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов. Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны: - работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами; - участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов; - получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений; - работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др. Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта Методы и приёмы социально-психологической работы с коллективом. Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82 % опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег. Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами. Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности 2) Работа с коллективом. Существует еще одна модель взаимоотношений в коллективе, которая не ставит задачу достижения каких-либо целей и не предполагает единой кадровой тактики. Обычно такой модели отдают предпочтение руководители «старой школы», которые не оценили большое значение способов кадрового руководства. Коллективы таких компаний развиваются по самостоятельному пути: очень часто здесь господствует скрытый хаос и неразрешенные противоречия между сотрудниками, в которых с течением времени начинает принимать участие весь коллектив. Работа в коллективе, подобном этому, не предполагает определенных четких правил, и те взаимоотношения, которые возникнут у вас с каждым из сотрудников, будут развиваться в неопределенном направлении. Следует учитывать, что, вероятно, кроме рабочих задач, вам придется решать личные проблемы взаимоотношений с каждым из сотрудников. Это не содействует качественному выполнению трудовых обязанностей, накоплению опыта, и может стать главной причиной неудовлетворенности работой. Такая модель взаимоотношений между сотрудниками очень распространена на государственных предприятиях, где существуют собственные правила и принципы, изменить которые вам не удастся. Специалисты рекомендуют поступать следующим образом: не обращайте внимания на то, что происходит в коллективе, избегайте конфликтных ситуаций, играйте роль дружелюбного, но делового работника. Главной задачей для вас является выработка персональной стратегии отношений с коллективом, основывающейся на уважении к вам коллег. В любом случае, где бы вы ни работали, вам придется сталкиваться с определенными трудностями. Универсального способа выстраивания отношений в коллективе нет. Каждый руководитель отдает предпочтение какому-либо методу, изменяя и устанавливая собственные правила. Главным здесь является понять систему взаимоотношений в организации, в которой вы работаете, и действовать согласно законам, установленным в организации, даже если вам придется выступать в непривычной для вас роли.
|