Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод беседы






Лекция №3

Методы психолого-педагогического изучения детей с речевыми нарушениями

План

1. Метод наблюдения.

2. Метод беседы.

3. Метод опроса педагогов (родителей).

4. Метод экспериментального изучения ребенка.

5. Психологический эксперимент.

Литература

1. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2003.

2. Семаго Н. Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

3. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.. 1970.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и корреция в детском возрасте. – М., 2002.

Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на­сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения: у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать важную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.

По результатам наблюдения педагог, выявив признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий психодиагност должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе экпериментально-психологического изучения ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист может войти в состав наблюдаемой группы детей, например играть с ними (ак­тивное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма спе­циалиста; 3) невозможность статистической обработки результа­тов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изу­чения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору при­знаков, степень выраженности которых оценивается определен­ным количественным показателем. В этом случае появляется воз­можность более четкого и полного сопоставления результатов раз­личных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов полученных фактов.

Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюде­ния рационально использовать включенным в метод эксперимен­та посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их коли­чественной оценки.

Метод беседы

Беседа предполагает получение информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь за консультативной помощью. Цель бесе­ды — обмен мнениями о психическом и речевом развитии ребенка, обсуж­дение характера, степени и возможных причин проблем, с кото­рыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспита­ния и обучения. По результатам беседы логопед намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы специалист должен соблюдать следующие требования:

· беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педа­гогов) интерес;

· важно продумать организацию пространства и выбор време­ни для проведения беседы;

· эффективность беседы зависит от активности родителей (пе­дагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать до­
верительные отношения;

· логопед не должен открыто критиковать воспитательные
действия родителей (педагогов);

· важно предупредить возникновение у родителей (педагогов)
ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

· желательно участие в беседе обоих родителей;

· нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка
и его трудностях;

· во время беседы необходимо спланировать следующие встре­чи и определить их задачу.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуще­ствляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в сво­бодной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариан­тов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Например, опросник для воспитателей «Оценка особенностей развития ребенка дошколь­ного возраста», предлагаемый М.М.Семаго, предлагает оценку некоторых поведенческих характеристик ребенка с помощью ко­личественных показателей. Он содержит 36 утверждений, сгруп­пированных по нескольким темам, с которыми педагог (родите­ли) должны согласиться или нет. Каждое утверждение может по­лучить одну из трех оценок: 0 баллов — данный признак поведе­ния отсутствует, 1 балл — признак выражен в средней степени, 2 балла — признак выражен в значительной степени. Обследова­ние завершается подсчетом общего количества баллов. Используя данный опросник, психолог на основе полученной суммы баллов может оценить степень выраженности у ребенка тех или иных по­веденческих нарушений и сделать вывод о соответствии его раз­вития норме. Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования бесе­ды с родителями и педагогами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал