Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями речи






Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. Разнообразные экс­периментально-психологические методики, апробированные мно­голетней практикой применения в клинике и специальном обра­зовании, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д.Забрамной, Е. А. Стребелевой и др.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

· эксперимент должен моделировать психическую деятельность,
осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

· эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только
нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

· построение экспериментальных приемов должно предоставить
психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым
ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

· экспериментально-психологические приемы должны быть
направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

· результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации резуль­татов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенно­стей обследуемого. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении основное внимание будет уделено изучению рас­стройств мышления. Для обследования в этом случае будут выбра­ны методики «Классификация предметов», «Пиктограммы» и т.п. При изучении же больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить исследованиям умствен­ной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, т.е. выбор методик будет другим.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспи­тания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью изучения де­тей является использование обучающего эксперимента. Как изве­стно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвину­тое Л.С.Выготским положение о том, что обучение ведет за со­бой развитие, обусловило создание различных вариантов обучаю­щего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозиро­вать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимен­та элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеет место сочетание констатирую­щего эксперимента, чаще тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и умений преимущественно в специ­альных областях, позволяющих профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение — тест) эффект обучения получает определенное количественное выраже­ние. Понятно, что чем более развернут сам процесс обучения, тем больше информации получает специалист о трудностях и возможно­стях больного ребенка, тем более содержательны его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, более трудоемкие мето­дики обучающего эксперимента. Поэтому проведение таких иссле­дований возможно лишь в специальных диагностических группах.

Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7—10 лет А.Я.Иванова предложила методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает труд­ности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспери­ментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется со школьной програм­мой или еще не обучался.

Методика предполагает использование двух наборов геометри­ческих фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в кото­ром представлены три цвета, четыре формы и две величины, ис­пользуется для основного задания, а набор из четырех цветов и трех форм — для аналогичного задания.

Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании — это цвет, далее — форма, затем — вели­чина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения задания:

- перенос полный в вербальной форме — ребенок называет все три признака;

 

- перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет
и называет не менее двух признаков;

- перенос полный в действиях — ребенок выполняет три пра­вильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у
детей с речевыми нарушениями);

- перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не
менее двух правильных группировок;

- перенос отсутствует — ребенок выделяет один признак или
не выделяет ни одного из признаков фигур второго набора.

Оценка результатов проводится по трем критериям:

1. ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей
носит активный характер и нарушается при сниженной умствен­ной работоспособности и психическом недоразвитии;

2. способность принять помощь. Оценка производится по ко­личеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым де­тям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20;

3. способность ребенка давать словесные формулировки того
признака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обу­чающий эксперимент можно организовать используя и другие методики: «Предметная классификация», «Исключение неподхо­дящего предмета», «Кубики Кооса».

Основные экспериментально-психологические методики опи­саны С.Я.Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методи­ки патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).

Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «По­следовательность событий», «Опосредованное запоминание по Ле­онтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов.

Следует учитывать, что с помощью каждой из эксперимен­тальных методик может быть получен материал, дающий воз­можность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

- Специалист обязан владеть всеми экспериментально-психологи­ческими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Важным условием применения экспериментально-психологи­ческих методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Ру­бинштейн:

- простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное
слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному
или к сделанному;

- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например,
«хорошо», «дальше»;

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное
действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные
мысли);

- наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

- подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повто­рить;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных момен­тов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

- сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными
более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстра­
ции и обучению;

- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и
многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть
тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребен­ка, должен быть внесен в протокол.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал