![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями речи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. Разнообразные экспериментально-психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д.Забрамной, Е. А. Стребелевой и др. При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила: · эксперимент должен моделировать психическую деятельность, · эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только · построение экспериментальных приемов должно предоставить · экспериментально-психологические приемы должны быть · результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками. Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенностей обследуемого. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении основное внимание будет уделено изучению расстройств мышления. Для обследования в этом случае будут выбраны методики «Классификация предметов», «Пиктограммы» и т.п. При изучении же больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить исследованиям умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, т.е. выбор методик будет другим. Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений. Специфической особенностью изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С.Выготским положение о том, что обучение ведет за собой развитие, обусловило создание различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеет место сочетание констатирующего эксперимента, чаще тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и умений преимущественно в специальных областях, позволяющих профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение — тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение. Понятно, что чем более развернут сам процесс обучения, тем больше информации получает специалист о трудностях и возможностях больного ребенка, тем более содержательны его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, более трудоемкие методики обучающего эксперимента. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в специальных диагностических группах. Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7—10 лет А.Я.Иванова предложила методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется со школьной программой или еще не обучался. Методика предполагает использование двух наборов геометрических фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в котором представлены три цвета, четыре формы и две величины, используется для основного задания, а набор из четырех цветов и трех форм — для аналогичного задания. Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании — это цвет, далее — форма, затем — величина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание. Возможно несколько вариантов выполнения задания: - перенос полный в вербальной форме — ребенок называет все три признака;
- перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет - перенос полный в действиях — ребенок выполняет три правильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у - перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не - перенос отсутствует — ребенок выделяет один признак или Оценка результатов проводится по трем критериям: 1. ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей 2. способность принять помощь. Оценка производится по количеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20; 3. способность ребенка давать словесные формулировки того При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать используя и другие методики: «Предметная классификация», «Исключение неподходящего предмета», «Кубики Кооса». Основные экспериментально-психологические методики описаны С.Я.Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970). Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов. Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. - Специалист обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Рубинштейн: - простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное - одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, - вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное - наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; - подсказка, совет действовать тем или иным способом; - демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить; - обучение тому, как надо выполнять задание. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем: - сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными - экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и - каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
|