![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение устной речиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция № 6 Тема: «Организация и содержание диагностической деятельности учителя-логопеда» План 1. Цель логопедического обследования. 2. Изучение устной речи. 3. Критерии оценки изучения устной речи. Литература 1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003. 2. Методы обследования речи детей / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. 3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. 4. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995. Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, Которые являются общей закономерностью аномального развития, т. е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. · Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. · Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. · Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, О.Е.Грибовой и др. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.). Р.Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. системного нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе. Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений (судорожность в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии, нарушения качества голоса при дисфонии) существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это, прежде всего личностные нарушения — фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, усложняющие структуру речевых расстройств и ведущие к трудностям социальной адаптации. В школьном возрасте у этих детей отмечаются своеобразная структура связного высказывания, снижающая его информативность, устойчивые специфические ошибки при письме; усиливаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Итак, у детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы. Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии. Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи. Изучение устной речи В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е.Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обусловливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения в речевой системе. Таким образом, логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов: o связной самостоятельной речи; o словарного запаса (лексики); o грамматического строя речи; o звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, В процессе логопедического изучения ставятся определенные цели: · выявить объем речевых навыков у ребенка; · сопоставить его с возрастными нормами, а также с уровнем · определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, Ориентировочный этап логопедического обследования начинается с изучения специальной документации и беседы с родителями. Задача данного этапа — дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка. Отмечаются следующие основные моменты речевого развития: - время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; - не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то - характер речевого окружения (особенности речи близких, - отношение ребенка к своему речевому дефекту; - оказывалась ли логопедическая помощь и каковы ее результаты. Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, необходимо убедиться в полной его сохранности у обследуемого ребенка. При обследовании слуха рекомендуется пользоваться звучащими или озвученными игрушками (барабан, бубен, кошка, птичка), а также специально подобранными картинками. Необходимо проверить, как слышит ребенок шепотную и разговорную речь. Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 6 — 8 м. Логопед делает полный выдох и шепотом обычной громкости называет слова, которые ребенок должен повторить, например, школа, чайник, машина, чемодан и т.д. В случае затруднения восприятия логопед повторяет те же слова на расстоянии 4 м, а затем 3 м. В заключении необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6 — 7 м. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Восприятие шепота на расстоянии не более 3 м указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха. Значительно труднее обследовать слух у детей, совсем не владеющих речью или только начинающих говорить. В таких случаях рекомендуется использовать картинки с нарисованными на них простыми и знакомыми детям предметами. Ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала логопед предлагает показать, где кукла, мячик, кошка, находясь рядом с ребенком, затем — постепенно удаляясь от него. При выявлении снижения слуха обследуемый направляется на аудиометрическое исследование к специалисту. Обследование речи предполагает изучение как собственной (экспрессивной) активной речи ребенка, так и понимания им речи окружающих (импрессивной). Процедуру обследования трудно разделить по указанным видам речи. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции. Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи. Основными видами заданий при обследовании импрессивнойречи являются: - называние предметов, их частей, качеств, действий с ними - выполнение предъявленных на слух инструкций различной - выбор предмета или картинки в соответствии с названной - пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста). Характеристика уровня сформированно импрессивной речи в дальнейшем находит отражение в логопедическом заключении: - понимание обращенной речи сформировано в полном объеме; - понимание обращенной речи на бытовом уровне; - понимание обращенной речи ограниченно (в пределах ситуации); - обращенную речь не понимает. Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой — выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием. Анализ ответов ребенка в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования. Так, при отсутствии у ребенка элементарной фразовой речи изучение таких компонентов речевой системы, как грамматический строй речи и фонематические процессы, не представляется возможным. Если же в процессе предварительной беседы ребенок так или иначе демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, то возникает необходимость определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие ее возрастным нормам. В этом случае обследование речи проводится по традиционной схеме и предполагает изучение всех компонентов речевой системы. Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания: - беседа; - составление рассказа по сюжетной картинке; - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ; - составление рассказа-описания; - составление рассказа по представлению. Критерии оценки связной речи. При оценке состояния связной речи следует помнить, что на четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением.К 3 — 4 годам начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. После 4 лет могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения. К 5 годам дети могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза. После 5 лет подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие. После 6 лет дети могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию. Характерные особенности связной речи при речевом недоразвитии: -бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; - неумение распространять предложение однородными членами; - ребенок ограничивается перечислением предметов или действий; - нарушение логики рассказа: рассказывая о несущественном, Содержание следующего направления логопедического обследования предполагает изучение словарного запаса. При этом ставятся следующие задачи: - выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной - выяснить точность употребления лексических значений слов. В обследование необходимо включить: Предметный словарь: - существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко); - существительные со сходными лексическими значениями (платье — сарафан); - обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.); - названия времен года; - названия животных и их детенышей;
- названия профессий. - глаголы, обозначающие действия с предметами; - глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и в различных временных формах с различными приставками (бежал —прибежал), в различных залогах (моем —моется). Словарь признаков: прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий); - цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный); - качества (молочный, пушистый, гладкий); - сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). быстро, медленно, громко, высоко. Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов. Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным по тематическому (игрушки, мебель, транспорт) либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам. Критерии оценки словарного запаса. При оценке лексических возможностей необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. В возрасте 3 — 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия. В возрасте 4 лет активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка, платьице). В 5 — 6 лет усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать—пловец — плавучий). Преобладающие лексические ошибки при речевом недоразвитии: - замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник, рукав — рубашка; носик, донышко — - замена названия предмета названием действия (шнурки — - замена слов другими, близкими по ситуации и внешним признакам (панама, шляпа, берет — шапка; кресло, табурет — стул; - замена видовых понятий родовыми (ромашка, колокольчик, - замена названий признаков (узкий — неузкий; короткий — - использование обобщающих понятий, в основном бытового - неиспользование антонимов, редкое использование синонимов. Важный момент логопедического обследования — изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются: - правильность построения грамматической структуры предложения; - характер использования падежных форм существительных; - правильность употребления рода существительных, форм - правильность согласования различных частей речи; - характер употребления предложных конструкций; - степень владения навыками словообразования и словоизменения. При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания: - составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической - составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети
- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»); - преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»); - образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет - согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. При обследовании грамматического строя речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются: - образование существительных с помощью уменьшительно- - образование прилагательных от существительных (стакан из - образование названий детенышей животных в единственном - образование глаголов с помощью приставок. Критерии оценки грамматического строя речи. При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов). Усвоение предложных форм протекает в такой последовательности. В 3 — 4 года дети правильно употребляют все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. В 5 — 6 лет правильно используют в речи сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года. Это образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. К 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии. В этом же возрасте формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже.
|