![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфические ошибки грамматического оформления речи при речевом недоразвитии.Нарушение понимания и употребления грамматических средств языка определяется термином «аграм-матизм». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Соответственно выделяют импрессивный и экспрессивный аграмматизм. Импрессивный аграмматизм проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов при изменении приставки, суффикса и т.д. Экспрессивный аграмматизм характеризуют следующие специфические ошибки грамматического оформления речи: - нарушение порядка слов в предложении (инверсия); - неправильное использование падежных форм; - ошибки в употреблении рода существительных; - ошибки в согласовании прилагательных и числительных с - замена или пропуск предлога; - несформированность навыков словообразования. Наряду с изучением связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи логопедическое обследование включает изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов. С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок. Для выяснения степени владения слоговой структурой слова основными видами заданий являются следующие: - повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.); - самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида); - повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»). При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняемости необходимо предложить ряд слогов на переключение: - из разных гласных и согласных звуков (тамоку); - из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата); - из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку); - из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным уда - а также отстучать ритмический рисунок слова: // /// /// //. речевом недоразвитии: - сокращение количества слогов, чаще — при стечении со - добавление лишних звуков и слогов (лимонт — лимон, гла - перестановка звуков и слогов (коловода — сковорода); - замена звуков и слогов (саф — шкаф); - персеверация (застревание) слогов (хокист — хоккеист); - антиципация (предвосхищение) слогов (астобус — автобус). Прежде всего необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. Отмечается, насколько их строение соответствует норме. При обследовании можно обнаружить следующие аномалии: - губы — толстые, мясистые, короткие; - зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками; - челюсти (прикус) — открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний; прогнатия (выступание - нёбо — высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое; - язык — массивный, маленький, укороченная уздечка, испещренный. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию: - облизать языком губы; - дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; - пощелкать языком; - сделать язык широким, распластанным, а затем узким; - поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше - перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения; - вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т.д. При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков - при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Самым простым приемом при обследовании звукопроизношения является следующий: ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях — в начале, конце, середине и в стечении согласных. Далее проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук. При обследовании фонематического восприятия необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп: - свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.); - звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.); - сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.); - мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.). Основным приемом при этом является повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д. Если у ребенка нарушено произношение некоторых звуков, то ему предлагается ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши), если он услышит заранее оговоренный слог в ряду слогов, содержащих оппозиционные звуки. При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук; том-дом-ком; мишка-миска; коза-коса; день-тень-пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку либо объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки. Характеристика звукопроизношения при нормальном развитии. В 3 — 4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль. В 4 —5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук р. В 5 —6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки. В 6 — 7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение. Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указываются уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения (ОНР III уровня у ребенка с дизартрией; ОНР II уровня у ребенка с алалией; ОНР II —III уровней у ребенка с открытой ринолалией и т.п.). Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях.
|