![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отражения человеком объективной реальности
Таким образом, содержание психического отражения действительности для человека образуют физические объекты (другие люди, социальные институты, природные явления) и знаковые системы (политические идеологии, религии, научные знания), а складывается оно на основе процессов самосознания, общения и деятельности. Совокупность указанных процессов формирует у человека субъективную модель действительности. Объективная реальность определяет и существование двух главных форм (которые могут рассматриваться и в качестве ступеней ее познания) психического отражения у человека: невербальной и вербальной (таблица № 2). Взаимодействие выделенных форм отражения имеет на разных этапах онтогенеза свою специфику, а общая тенденция развития собственно человеческой формы отражения действительности состоит в постепенном усилении роли ее вербального компонента. Психика человека как социального существа приобретает в процессе индивидуального развития знаковую природу: на основе стихийного и организованного обучения у субъекта происходит формирование системы значений различных объектов и явлений действительности, которая начинает определять особенности его поведения и деятельности. Сложившаяся у человека система субъективных значений связывает все уровни психического отражения (сознательный и бессознательный) и передает существующую у него модель действительности, включающую значения основных образов самосознания, общения и деятельности. ВОД развертывается на двух основных уровнях психического отражения: сознательном и бессознательном. Система субъективных значений, сложившаяся у субъекта в процессе ВОД, является сложным интегральным образованием, фиксирующим не только когнитивные, но и оценочные (эмоциональные, ценностные, смысловые) характеристики различных элементов объективной реальности. Вследствие этого, взаимодействие вербальных значений (которые могут функционировать как на сознательном, так и на бессознательном уровне) приводит к образованию у человека системы бессознательных семантических установок, Таблица № 2. Формы психического отражения действительности
|