![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема № 2. Общетеоретическая модель функционирования ВОД
уровень свойств – механизм возникновения значений ценностных и смысловых образов, связанных с работой абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью стабильности. Понимание ВОД как продукта развития субъективных значений различных образов объектов и явлений объективной реальности позволяет представить общетеоретическую модель ее функционирования (схема № 2). Возможность осуществления функциональной связи между блоками обеспечивает система значений различной природы (в психологической науке значение рассматривается в качестве обобщенной формы отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах, и ценностях) (В.Ф. Петренко, 1988; А.В Петровский., М.Г. Ярошевский, 1990 и др.). По мере развития ВОД все большую роль в нем начинают играть не изолированные значения образов, а комплексы значений – тексты разного уровня сложности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательной единицы ВОД позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, становясь для него самым важным объектом в мире и определяя его поведение и деятельность. Субъективные значения образов, как содержательные единицы ВОД, определяют выбор методов его исследования. Анализ природы данного образования показывает, что наиболее адекватными методами в этом случае становятся вербальные методы и методы экспериментальной психосемантики. Своеобразными маркерами объективной реальности могут выступать небольшие тексты, а анализ отношений между их значениями позволяет выявить специфику содержания и структуры ВОД конкретного человека или социально-возрастной группы. Применение текстов-маркеров делает возможным проведение в процессе исследования (с помощью процедур факторного, кластерного и корреляционного анализа) реконструкции существующей у человека структуры ВОД. Третья глава «Этапы онтогенеза вербального отражения действительности» раскрывает общие закономерности развития данной формы психического отражения и специфику организации ее психосемантического исследования. Необходимость системной интерпретации процесса развития структуры и содержания ВОД в онтогенезе требует его анализа на макро- и микроуровне. Макроуровневый анализ сосредотачивает свое внимание на выделении общих закономерностей перехода от одного этапа развития ВОД к другому; микроуровневый - видит свою задачу в объяснении особенностей внутриэтапного развития данного психического образования. Микроуровневый анализ очень важен, поскольку именно он позволяет выявить предпосылки развития данного феномена на макроуровне. Системная интерпретация особенностей развития структуры и содержания ВОД предполагает: 1) теоретический анализ общих закономерностей биологического (физического), психического и социального развития человека в онтогенезе; 2) анализ базовых отечественных и зарубежных периодизаций развития личности (таблица № 3) эмпирические исследования закономерностей онтогенеза ВОД. Совме щение указанных направлений позволяет представить четыре базовых фактора, отражающих качественно своеобразные периоды развития ВОД: эмоциональный фактор, когнитивный фактор, ценностный фактор и смысловой фактор. Знание логики развертывания и смены факторов, передающих общую специфику био-психо-социального развития человека, делает возможным выявление системы конструктов (операционализированных в соответствующих текстах-маркерах), определяющих развитие содержания и структуры ВОД на различных этапах онтогенеза: общие условия био-психо-социального развития человека определяют закономерное появление в его психике конкретных образов действительности и доминирование соответствующей системы их субъективных значений. В основе развития ВОД лежат общие закономерности психического развития, поэтому на разных этапах онтогенеза доминирующую роль в ней играют качественно разные (эмоциональные, когнитивные, ценностные или смысловые) системы значений образов (схема № 2). Значения образов восприятия обслуживают актуальные потребности человекаи большинство из них лишь на краткое время становится со Таблица № 3. Основные периодизации био-психо-социального развития человека
держанием его внутреннего мира. Это уровень процессов ВОД, генетически связанный с эмоциональным этапом развития (период от рождения до 6-7 лет). Объекты и явления действительности, вызвавшие более-менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение более длительно времени, переходя на уровень значений образов-представлений. Уровень образов-представлений – по временному критерию - соответствует общепсихологической категории «состояния». На данном уровне сохраняется тесная связь образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности. Образы-представления составляют основное содержание долговременной памяти человека и связаны с когнитивным этапом развития (период от 6-7 до 14-15 лет). По мере накопления опыта взаимодействия с физической (природной) и социальной средой и развитием способности к абстрактному мышлению, в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов – значений объектов и явлений действительности, обладающих высокой степенью актуализации в ВОД в силу их особой социальной значимости. Ценностные образы обусловлены, в первую очередь, требованиями к человеку со стороны общества, в котором он живет (идеологические и юридические нормы поведения) и носят характер интериоризированной системы внешней социальной детерминации. Для многих людей ценностный этап является последним этапом развития их вербального отражения действительности (от 14-15 до 18-19 лет). После достижения человеком относительно высокого уровня биологической (физической), психической и социальной зрелости (точкой отсчета здесь может считаться возраст 18-19 лет) появляются предпосылки для развития ВОД в интегральной, смысловой форме, который характеризуется доминированием в ВОД системы смысловых значений образов, самостоятельно выработанных и принятых человеком в качестве ключевых детерминант своего поведения и деятельности. Данная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого бытия. Общую модель онтогенеза вербального отражения действительности передает схема № 3. Обобщение теоретико-эмпирического материала позволяет выделить следующие основные закономерности онтогенеза ВОД: 1.Определенным этапам био-психо-социального развития человека соответствуют определенные этапы развития ВОД, а несовпадение особенностей внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) развития человека содержит в себе противоречие, определяющее всю специфику его онтогенеза; 2.Онтогенез ВОД определяют факторы возраста, пола и образования а; неповторимое сочетание указанных факторов обуславливает уникальность человеческой психики; 3.Последовательность смены этапов развития ВОД (эмоционально-речевой - когнитивный – ценностный – смысловой) обусловлена объективными закономерностями психического развития человека и не может быть изменена. На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям био-психо-социального развития человека в онтогенезе, изучения ведущих периодизаций психического развития, а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих
|