![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения
[153, с. 102-103, 107] Принцип субординации — мир Принцип равенства — мир детства лых, его несамостоятельный прида- равноправные части мира челове- ток, часть, не равноценная целому ка, их «достоинства» и «недостат- и подчиненная ему. ки» гармонично дополняют друг друга. Принцип монологизма — мир дет- Принцип диалогизма — мир дет- ства — это мир учеников и воспи- ства так же, как и мир взрослости, танников, мир взрослых — мир обладает своим собственным содер- жание взаимодействия транслиру- двух миров должно строиться как ется только в одном направле- диалогичный и целостный «учебно- нии — от взрослых к детям. воспитательный процесс»... Принцип произвола — мир взрос- Принцип сосуществования — мир лых всегда навязывал свои законы детства и мир взрослости должны вировались. Принцип контроля — контроль Принцип Свободы — мир взросло- и воспитания, обеспечивал прину- ме охранения жизни и здоровья), дительную ассимиляцию мира дет- предоставить миру детства выбирать Принцип взросления — развитие Принцип соразвития — развитие мира детства всегда рассматривалось мира детства — это процесс, па- как взросление, т.е. движение де- раллельный развитию мира взрос- Принцип инициации — существо- Принцип единства — мир детства вание границ между миром взрос- и мир взрослости не образуют двух лых и детства и перевод человека разграниченных (имеющих грани- ляют единый мир людей. Принцип деформации — мир дет- Принцип принятия — человек ства всегда деформирован вторже- должен приниматься другими нием взрослых. людьми таким, каким он есть, без- относительно к нормам, оценкам взрослости и детскости. но»)- Полная педагогическая и родительская ориентация на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интеграции», по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу). Вероятно, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности. Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия. Общеметодологический смысл понятия «образование» Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть «сократический» — метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспи- тание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [214, с. 409]. Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII в. И.И.Бецким. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.
|