Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этическое воспитание социального работника
Этическое воспитание социального работника должно стать неотъемлемой частью его подготовки. Основные усилия при этом должны быть направлены на развитие этических навыков и нравственности специалиста, так как в практической работе он будет часто сталкиваться с ситуациями, которые в законодательстве не оговорены. И тут только его собственное чувство моральной ответственности, умение видеть факты и проблемы объективно, способность принимать во внимание интересы и потребности клиента, его социального окружения и всего общества могут способствовать принятию этически правильных решений. Этическое воспитание социального работника предусматривает не только усвоение им этических знаний, моральных норм и правил, но и формирование нравственной убежденности и нравственных потребностей как основы его личности. Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям. Изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теории. Современное общество немыслимо без института социальной работы, призванной оказывать всестороннюю помощь наиболее социально уязвимым индивидам и слоям общества. Теория социальной работы учит будущих специалистов подходить к решению проблем человека и обще ства с точки зрения реализации их потребностей, которая в сил,! различных причин и обстоятельств может быть временно илц| постоянно ограниченной. Социальная работа учит относиться к человеку не с точки зрения рыночного утилитаризма, кото-; рый отторгает экономически бесполезных и слабых членов об-j щества, а с точки зрения гуманистических идеалов, которые! говорят о ценности каждого индивида для социума вне зависи-1 мости от его экономических возможностей. Даже самый уязви- >, мый, слабый индивид полезен обществу уже тем, что дает воз-; можность наиболее сильным проявлять свои чисто человечес-1 кие качества — милосердие, доброту, нравственность, — т. е.1 оставаться человеком в высоком смысле этого слова. Соци-, альный работник, не заучивая, а постигая основы гуманизма в • ходе изучения теории социальной работы, проникается этим 1 мировоззрением и привносит его идеалы в свою практическую деятельность. Развитие высокой чувствительности к моральным факторам. Для того, чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявлялось в повседневной социальной практике, необходимо развивать у специалистов этическую восприимчивость. Такого рода восприимчивость неодинакова у разных людей. Практика показывает, однако, что она может быть существенно развита за счет вовлечения практических социальных работников (или будущих специалистов в об-; ласти социальной защиты населения) в обсуждение мораль- '• ных и этических проблем их практической деятельности, за счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм в социальной; работе должен быть не только теоретической основой, но и : практическим содержанием деятельности; и будущий специ- (алист на конкретных примерах, с помощью аналогий должен. выработать в себе привычку постоянной нравственной оценки! явлений и действий с помощью полученных в процессе обучения и воспитания знаний и усвоенных взглядов. Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов. Изучение этики социальной работы включено в программу профессионального образования. Однако автоматического запомина- * ния основных этических норм для специалиста мало. Моральность и нравственность должны стать основой личности специа- листа. При этом этический кодекс должен обеспечивать основные принципы морального поведения, в соответствии с которыми социальный работник строит свою деятельность. Специалисту необходимо уметь не только распознавать этическую сторону проблемы, которую предстоит решить, но и выбирать из всей совокупности принципов и норм, входящих в этический кодекс, именно те, руководствоваться которыми должно в решении конкретной проблемы. Сложность этой задачи состоит в том, что моральный или этический кодекс — это не сборник этических рецептов на все случаи жизни, поэтому социальному работнику для успешной деятельности так важно уметь ориентироваться в его положениях. Понимание сущности этических норм кодекса, идентификация их в практических ситуациях, возникающих в процессе деятельности, поможет социальному работнику сверять свои действия с положениями кодекса. Развитие навыков этической оценки принимаемых решений. Социальная работа по своей сущности всегда тесно связана с проблемами этического характера. В любом решении, принимаемом социальным работником в связи с необходимостью разрешения проблемной ситуации клиента, можно выделить различные стороны — социально-медицинскую, хозяйственно-бытовую и другие, в зависимости от проблемы и поставленной цели. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. Социальный работник в своей повседневной деятельности часто сталкивается с необходимостью сделать выбор, наметить план действий, принять решение в обстановке, когда нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере социальной защиты населения и смежных с ней областях, действия представителей различных профессий, с которыми социальный работник при необходимости вступает во взаимодействие, наконец, принципы, нормы и привычки, обычно регулирующие его поведение, вступают в конфликт друг с другом. И то решение, которое в конечном итоге принимает социальный работник, должно быть не только эффективным, т. е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам. В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умение с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные и практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою настоящую и будущую деятельность. Именно вследствие этого обучение и воспитание социального работника неотделимы друг от друга. Становление социального работника как высоконравственной, моральной личности должно сопровождаться созданием соответствующей атмосферы в социальных службах, образовательных учреждениях социального профиля, в обществе в целом. Общество — тоже сфера деятельности социального работника. Нести в общество высокие нравственные идеалы, распространять среди клиентов, их близких, других членов общины населенного пункта, района, где работает представитель социальной службы, основные принципы взаимопомощи, чувства единения с окружающими, сострадания и доброты — одна из важнейших функций социального работника. В этическом воздействии реализуется одна из важнейших задач института социальной работы в обществе и профессиональная роль социального работника, представляющего этот институт. Безусловно, для воспитания социального работника в духе морали и нравственности, его наставник или педагог должен и сам обладать высокими нравственными качествами, быть примером нравственно развитой личности. Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский выработал идеал учителя-гуманиста: «... учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью... Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто — красноречивыми, кроме красноречивого, никто — нравственными или благочестивыми, исключая нравственного и благочестивого1». Нравственность является тем более необходимым качеством, что социальный работник, даже если он и не профессиональный педагог оказывает помощь своему кол- леге в освоении основ профессии, уже в силу специфики своей деятельности выполняет педагогические функции в отношении своих клиентов и является для них примером. Однако если человек безнравствен или исповедует «двойную мораль», он не может научить нравственности других, не может содействовать гуманизации общественных отношений, не может быть человеком социальным, а следовательно и социальным работником.
|