Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В социальной работе. 1. Место и роль деонтологии в профессиональной этике и профессиональной деятельности






План:

1. Место и роль деонтологии в профессиональной этике и профессиональной деятельности

2. Место и роль деонтологии в этике и системе ценностей социальной работы

3. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы

Деонтология занимает значительное место в профессиональной этике. Это естественно, поскольку профессиональная деятельность подчиняется более строгим правилам, нежели обыденная деятельность человека. В обыденной, и тем более индивидуальной деятельности и жизнедеятельности человек чаще, чем где бы то ни было, может руководствоваться своими желаниями и в меньшей степени – считаться с мнением окружающих и общества, учитывать сложившиеся в обществе нормы. Понятие нормы в частной жизни более расплывчато, чем в жизни общественной, в связи с чем частная жизнь человека в меньшей степени контролируется обществом, нежели его социальная жизнь. Поэтому в своей частной жизни личность может позволить себе такие поступки и действия, которых она будет избегать в обществе и, наоборот, в частной жизни имеются дополнительные возможности избежать того, что делать нет желания, но необходимо делать в обществе.

Профессиональная деятельность – это та сфера, где наиболее тесно соприкасаются интересы личности и общества, и деятельность личности приобретает выраженное социальное измерение. Невозможно позволить себе в профессиональной деятельности делать только то, что хочешь, избегая поступков и действий, постоянно или ситуативно вызывающих негативные чувства и эмоции. Даже если человек выбрал профессию по призванию, это не означает, что в его повседневной практической деятельности все необходимые профессиональные манипуляции будут выполняться им по желанию и в соответствии со склонностями, а не по профессиональной необходимости. Вследствие этого именно в профессиональной сфере наиболее часто имеет место конфликт между чувственными склонностями личности и объективной необходимостью.

Кроме того, нет, видимо, такой профессии, которая доставляла бы своим представителям только лишь положительные эмоции и ощущения; в каждой работе присутствуют объективно или субъективно непривлекательные, но, тем не менее, необходимые действия, операции, процедуры; если не выполнена хотя бы часть из них, то результат, скорее всего, будет далеким от зпаланированного. В профессиональной деятельности практически невозможно избежать общения с человеком, субъективно вызывающим неприязнь, если контакты с ним носят профессионально обязательный характер. Особенно часто негативные эмоции испытывает специалист, работающий с людьми, в социальной сфере. Это также порождает конфликт между «хочу» и «надо». Следовательно, в профессиональной деятельности, в отличие от обыденной, деонтологическая регуляция поведения и деятельности в ряде случаев может иметь решающий характер.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности в этом отношении имеет большое сходство с другими видами деятельности, особенно с теми, которые связаны с непосредственным взаимодействием с людми. Далеко не все обязанности социального работника могут быть для него привлекательными. Специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом или коллегой и т.п. Его склонностям может не соответствовать тот или иной вид действий из числа его повседневных обязанностей, и уже одно это порождает бесчисленные конфликты между «хочу» и «надо».

Вместе с тем, имеется и некоторая специфика. Социальный работник имеет дело с личностью, неблагополучной во многих отношениях, и в силу этого вызывающей негативные эмоции. Исследования показывают, что наиболее негативное отношение к себе вызывают клиенты, сами ставшие виновниками собственной трудной жизненной ситуации и при этом спровоцировавшие развитие трудных жизненных ситуаций членов своего окружения; клиенты, пренебрегающие нормами этики и этикета; склонные обвинять в своих несчастьях кого угодно (в том числе и социального работника), только не себя. Такие клиенты, как правило, ощущают себя жертвами людей и обстоятельств, а общество и свое окружение рассматривают как врагов или, по крайней мере, предельно равнодушных к себе и своим бедам людей.

Несмотря на это, социальный работник должен со внимание отнестись к каждому клиенту и каждому оказать ту помощь, в которой тот нуждается. Это значит, что регулирование поведения и деятельности личности в профессиональной сфере должно быть более жестким и масштабным, нежели в сфере обыденной, и деонтология в профессиональной этике приобретает поэтому большее значение, нежели в общей этике. В этике социальной работы деонтология, как и в профессиональной этике, и этике философской, также занимает центральное место. Именно в деонтологии социальной работы наиболее ярко отражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста.

Долг является основной категорией деонтологиисоциальной работы. Введение понятия профессионального долга в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности, конкретных поступков специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие его коллег, профессии, а также опосредованно – судьбы общества и государства. Выполнение специалистом своего долга может обеспечить максимально положительный результат деятельности, в то время как выполнение лишь обязанностей может в ряде случаев обеспечить положительный, но далеко не самый высокий результат. Смысл и содержание долга специалиста, место и роль деонтологии в профессиональной этике социальной работы составляют одно из основных направлений исследований в этой области.

Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги, ни общество не должны зависеть от разного рода особенностей личности специалиста, его склонностей, состояния, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с каждым клиентом должно организовываться качественно и профессионально, быть максимально эффективным. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности или конкретным действиям, обращаясь к деонтологической регуляции.

Долгсоциального работника выступает в качестве внутреннего переживания самопринуждение специалиста поступать в соответствии с главными этическими ценностями социальной работы и строить свою профессиональную деятельность, отношения, поступки в соответствии с этими требованиями. Он может обеспечить нормативное поведение в любой профессиональной ситуации в отличие от чувственных склонностей, настроения, физического состояния и т.п., которые могут противодействовать нормативному поведению.

Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция в социальной работе может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы делают более соблазнительным ненормативное поведение, сулящее большее удовольствие или меньшие индивидуально-эмоциональные переживания или, по крайней мере, некоторую эмоциональную разрядку, в то время как интересы дела настоятельно требуют, чтобы специалист подчинился им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливающий принятие такого решения, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов социальной работы и не оставляет места негативной ненормативности. Должное поведение в профессиональной деятельности в первую очередь призвано обеспечить достижение социально значимого и значительного результата, а не способствовать достижению специалистом чувства удовлетворенности.

В требованиях профессионального долга в социальной работе находят отражение интересы различных субъектов. В первую очередь, это интересы общества и государства, заинтересованных в том, чтобы социальная работа как особый вид профессиональной социальной деятельности выполняла возложенные на нее функции и достигала необходимого конечного результата, имеющего высокую социальную значимость. Конечный результат социальной работы, в свою очередь, также априорно определен обществом и государством в самом общем виде. Совокупная группа клиентов, как и каждый отдельный клиент, также заинтересована в том, чтобы специалист добросовестно выполнял свои обязанности и достигал в каждом конкретном случае положительного результата. Совокупная профессиональная группа и профессия в целом также заинтересованы в эффективной деятельности специалиста, в высоком статусе профессии и ее представителей, в позитивном общественном мнении о профессиональной деятельности. Наконец, в требованиях профессионального морального долга представлены интересы самого специалиста как члена общества и личности.

Осознание и переживание специалистом социальных интересов, выделение их них совпадающих с личными интересами приводит к возникновению и осознанию чувства долга, а на этой основе – формированию должного поведения. Долг выступает здесь как форма регуляции поведения специалиста со стороны общества и профессиональной группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности обществом, государством, коллегами и клиентами. Выполнение своего долга становится также основой и условием оценки самим специалистом своей деятельности, стимулом к дальнейшему совершенствованию личности.

Долг выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой целостную совокупность обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой, выполнение которых представляется непреложным для специалиста в силу внутренних причин. Однако долг может включать в себя не только скрупулезное выполнение специалистом своих обязанностей. Социальная работа требует от специалиста творческого подхода к деятельности, умения решать поставленные задачи в условиях «ресурсного голода», когда, казалось бы, можно ограничиться формальной констатацией невозможности исчерпывающе решить проблему в наличных условиях.

Долг обусловливает профессиональную и личностную ответственность перед обществом, государством, профессией, клиентами, коллегами, перед собой. Сознание своего долга определяет в основном поведение специалиста, обусловливает рациональный выбор им среди множества определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной профессиональной деятельности, таких, которые в данной ситуации в наибольшей степени соответствуют представлениям о благе и с наибольшей степенью вероятности гарантируют положительный результат деятельности. При этом социальный работник не должен нарушать действующих законов.

В отличие от профессиональных обязанностей, отраженных в нормативно-правовых документах (Положении о социальной службе или ее Уставе, Положениях о подразделениях, должностных инструкциях, приказах и распоряжениях и т.п.), профессиональный долг воспринимается специалистом уже не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая личная убежденность в необходимости определенных действий. В моральном долге социального работника наиболее ярко отражена его человеческая сущность, тесная взаимосвязь с людьми, зависимость от общества.

В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и гуманистический характер профессионально-этической системы социальной работы. Вне зависимости от того, какие чувства и эмоции у социального работника вызывают те или иные действия или клиенты, он, руководствуясь чувством долга, в каждом случае выбирает оптимальное с точки зрения конечного результата решение и последовательно реализует его. Гуманистический характер социальной работы проявляется, в частности, в том, что она не различает клиентов по полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию и другим признакам, видя в них лишь людей, объективно нуждающихся в профессиональной помощи. Тем более она не руководствуется в выборе клиентов и видах и объемах помощи понятиями «нравится» и «не нравится». Важнейший принцип гуманизма, как известно, требует признания любого человека, независимо от любых его признаков и качеств, высшей ценностью, т.е. детерминирует требование равного отношения ко всем людям. Разнообразные характеристики и качества клиента в социальной работе непременно учитываются, но не как возможное условие дискриминации клиента, а как условие деятельности, позволяющее учесть способы и формы помощи, степень участия в деятельности самого клиента. Поэтому деонтология, способствующая формированию чувства долга и должного поведения специалиста, способствует формированию и поддержанию гуманистического характера социальной работы.

Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по разрешению определенной группы проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из смысла и содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга детерминирует необходимость для социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями профессиональной морали. «Социальность» социальной работы предполагает, что все возможные результаты деятельности специалиста имеют в первую очередь выраженный социальный характер. Это значит, что содержание долга в социальной работе предписывает не только моральность поведения и деятельности в целом, но и необходимость достижения высоких позитивных результатов деятельности с точки зрения общественного, а не индивидуального блага.

Долг как высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам реализации, приумножения тех или иных моральных ценностей, внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности специалиста его долгу с точки зрения его возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и выполнить в практике деятельности требования профессиональной морали, то ответственность определяется с точки зрения выполнимости долга. Профессиональные возможности специалиста, в свою очередь, определяются не только формально, как производное от его профессиональных функций и обязанностей, но и как производное от его личностного потенциала, его знаний, умений и навыков, профессионального и социального опыта, профессионально значимых личностных качеств. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности.

Ответственность специалиста без долга беспредметна. Она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой. Ответственность специалистаза результаты его деятельности формируется в процессе практики социальной работы, осмысления ее содержания и результатов и выражается в осуществлении формального и неформального контроля процесса деятельности, состояния клиента и его ситуации с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Ответственность за клиента, его будущее, требует от социального работника учитывать возможности клиента и максимально привлекать его к участию в деятельности, обучая решению проблем.

Идентификация социальным работником себя как активного субъекта деятельности, от которого зависит благополучие клиента и общества, приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от его индивидуальной активности, что побуждает специалиста изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели. Необходимость выполнения долга побуждает специалиста критически оценить самого себя, свои способности и возможности с точки зрения соответствия профессиональным требованиям, приобретать и совершенствовать профессионально значимые знания, умения, навыки, личностные качества. Вместе с тем, конечный результат деятельности объективно зависит от активности, компетентности социального работника, что усиливает должную мотивацию его поведения.

Обязанности специалиста социальной работы в его повседневной профессиональной практике носят субъективно-объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Они не меняются из-за того, что происходит замена одного специалиста другим, что представляет собой объективную компоненту обязанностей специалиста. Субъективная компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих объективно существующих обязанностей, глубоко понимает их и добровольно возлагает их на себя, привнося в профессиональную деятельность частицу своего «Я». В конечном итоге значительная часть социальной работы выполняется специалистом уже не как часть содержания профессионального долга, а как часть личного долга специалиста перед клиентом и обществом.

Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере, и требований, которые сам специалист предъявляет к себе. Иными словами, значительную часть содержания долга социального работника можно представить как выполнение его обязанностей, не только перед обществом, государством, профессией, коллегами и клиентами, но и перед самим собой. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые в социальной работе выполняет деонтологическая регуляция. Она гарантирует:

· высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

· четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

· профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

· глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

· сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

· заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

· высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

· превращение чувства долга в ведущий мотиватор деятельности;

· наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

· стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом, представления о необходимости выполнения своего долга, о содержании долга и должного поведения, осознание своей ответственности, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании – на благополучие общества в целом.

Однако не все представления и суждения о должном и долге, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию – учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или группы. В отличие от деонтологических, деонтические представления могут формироваться случайным образом, быть субъективными и не обоснованными с точки зрения науки[11]. Более того, содержание долга, с точки зрения деонтологии включающее в себя объективную необходимость совершения определенных действий, может в деонтических представлениях подменяться субъективными желаниями личности (группы), формулирующей содержание «долга» для кого-либо и требующей выполнения субъективно желаемых для себя действий как объективно необходимых, а потому должных. В обыденном сознании «должен» и «хочу» довольно часто и весьма произвольно отождествляются, особенно если требования предъявляются не к себе, а к другому человеку, которому навязывается их выполнение.

Это не означает, однако, что в общем деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны обязательно противоречить друг другу – они могут совпадать, поскольку эвристически или путем логических размышлений личность может найти верное решение, правильно сформулировать содержание своего долга и пределы ответственности и осуществить поступок, безупречный с точки зрения деонтологии. Но в связи с тем, что они все же могут противоречить друг другу, например, в тех случаях, когда речь идет о разрешении деонтологического или ценностного конфликта, необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и формальные, и неформальные профессиональные требования, установленные для него обществом и профессиональной группой, предвидит реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга и отчасти ориентируется на них. Вместе с тем, он поступает:

· свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является догматической, и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе - от групповых до общественных - специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и профессиональным представлениям о добре и благе, сформированным на основе знания профессионально-этической системы социальной работы;

· сознательно, т.к. решение совершить тот или иной поступок принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений, ведущих к объективно позитивному результату деятельности и осмысления, анализа и оценки каждого из них;

· добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и приоритетным и преимущественным мотиватором профессиональной деятельности, и именно это обстоятельство побуждает его к активным действиям вне зависимости от наличия или отсутствия субъектного внешнего принуждения.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют друг друга. Взаимодополнение сознательного и подсознательного в должном поведении специалиста оправдано, поскольку, наряду с простыми, часто повторяющимися ситуациями, которые в основном не требуют глубоких размышлений и вполне могут быть реализованы с помощью профессиональных стереотипов, в социальной работе встречаются нестандартные ситуации, требующие умения осуществлять этико-аксиологический анализ. Таким образом, специалист, достигший высокого уровня профессиональной и личностной зрелости, поступает должным образом как сознательно, так и привычно, интуитивно.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

· профессиональной компетентности специалиста;

· личной ответственностиза порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

· рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

· соответствия полномочий и ответственности;

· правовой регламентации деятельности;

· подотчетности;

· инициативы и творческого подхода;

· организованности и дисциплины;

· контроля и проверки исполнения;

· критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

· доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег;

· поощрения и наказания;

и другие.

Деонтологические принципы, которыми специалист должен руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности, нацелены на обеспечение должного поведения, отношений и действий социального работника.

Деонтология социальной работы включает в себя категорические и технические (некатегорические, условные) императивы – практические правила, веления или запреты, благодаря которым отдельные, случайные поступки или действия специалиста становятся необходимыми. Императивы не присущи внутренне самому социальному работнику, не обусловлены его природой, и только конкретная ситуация обусловливает необходимость их привлечения и использования в качестве практического руководства. Таким образом, императив - это правило, представление о котором делает субъективно случайный поступок необходимым; это формула веления. Категорическими императивами в социальной работе могут быть признаны такие, которые обусловливают необходимость поступка безотносительно цели, т.е. обусловливают самодостаточность поступка. Например, требование уважать достоинство клиента, признавать высокую ценность его личности может рассматриваться как категорический императив, поскольку обладает свойством самодостаточности и не зависит от поставленной цели, конкретной ситуации и т.п. Императивы технические (некатегорические) условны, поскольку требуют от специалиста знаний, умений и навыков, необходимых для совершения определенных действий и поступков, целесообразных только в конкретных ситуациях и зависят от цели.

Категорический императив выражает обязательность в отношении определенных поступков и поэтому может рассматриваться как морально практический закон. Поскольку он содержит в себе требование (веление или запрет), основанное на практической необходимости, и поэтому обязателен, он содержит в себе принуждение. Поэтому категорический императив выражен через долженствование социального работника. Он требует от специалиста руководствоваться в практической профессиональной деятельности такими субъективными принципами (максимами), которые имеют наиболее общие значение и могут в силу этого становиться моральными законами деятельности. Максимы социального работника должны содержать в себе практические правила, которые определяются в соответствии с профессиональной ситуацией и условиями, в которых находится специалист и представляют собой «основоположение, согласно которому субъект действует» (И. Кант). Поэтому максимы специалистов имеют более узкий, нежели императивы, характер. Одновременно максимы более субъективны, поскольку являются продуктами интеллектуальной деятельности специалистов.

Таким образом, деонтология социальной работы как учение о долге специалиста, обосновывая и формируя представления об объективно необходимых поступках, действиях и отношениях специалиста, способствует тому, что эффективность социальной работы повышается, а деятельность конкретных специалистов и их коллективов приобретает более нормативный и упорядоченный характер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал