![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция в высшей школе. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вопросы для обсуждения 1. Роль и место лекции в современном вузе. 2. Достоинства и недостатки лекционной формы обучения. 3. Основные требования к современной лекции. 4. Структура лекции. Характеристика основных структурных компонентов лекции. 5. Оценка качества лекции. Характеристика критериев оценивания лекции. 6. Классификация лекций. Характеристика различных типов лекций. 7. Роль лектора в современной высшей школе. Характеристика лекторских данных. Задания для аудиторной работы 1. Подготовить лекцию по выбранной теме и дисциплине. - составить развернутый конспект лекции (тема, план, составляющие элементы, вывод, наглядность и т.д.). 2. Проанализировать разработанную вами лекцию, оценить ее по пятибальной шкале, опираясь на узловые критерии оценки качества лекции: - актуальность (раскрыта полностью, частично, не раскрыта); - тип лекции (информационная лекция, проблемная лекция; лекция со встроенными паузами и т.д.) - содержание (научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи). - методика (четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.); - руководство работой студентов (требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме); - лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт); - результативность лекции (информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей). Литература а) основная литература: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004. – 345с. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150 с. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. — К.; О.: Высш. шк., 1978. Кузьмінський А. І. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / А. І. Кузьмінський. – 2-е вид., стер. – К.: Знання, 2011. – 486 с. – (Вища освіта XXI століття). Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. ‒ Ростов н/д: феникс, 2002. ‒ 544 с. Навчальний процес у вищій педагогічній школі / За ред. О.Г. Мороза. — К.: НПУ ім. М. Драгоманова, 2001. б) дополнительная литература: Бондарь А.Д. Вопросы дидактики высшей школы/ А.Д. Бондарь. – К.: Высшая школа, 1998. – 284с. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации./ Г.М. Коджаспирова. – М.: Сфера, 2003. – 192с. Матросов В.Л. Интенсивные педагогические технологии./ В.Л. Матросов. – М.: Наука, 2001. – 390с. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Уч.пос./ под ред. В.Л. Матросова. – М.: Сфера, 2004. – 320с. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе./ Д.В. Чернилевский. – М.: Сфера, 2002. – 313с. в) Интернет-ресурсы: Педагогика – воспитание, дидактика, инновации, педагогическая деятельность [Электронный ресурс]: веб- сайт. – Режим доступа: https://psylist.net/pedagogika/tehpo.htm Сазыкин, А. М. Особенности подготовки специалистов для туризма / А. М. Сазыкин, Е. Н. Рябинин, А. А. Глушко: веб-страница. – Режим доступа https://priroda.primorsky.ru/itog/6/sazikin.doc. Технология проблемного обучения [Электронный ресурс]: интернет-сайт. – Режим доступа: https://psylist.net/pedagogika/tehpo.htm
Самостоятельная работа Современная высшая школа в образовательной системе РФ. (Опорный конспект).
Вопросы для контрольной работы Сущность, объект и предмет дидактики высшей школы. История развития дидактики высшей школы. Что такое принципы и как они классифицируются? Педагогические правила и особенности их использовании в учебном процессе. Что представляет собой учебный план? Обозначьте особенности его построения. Назовите общие положения определение содержания и организации учебного процесса в современной высшей школе. Дайте характеристику основных циклов учебных дисциплин высшей школы. Что такое учебная программа и каковы требования к ее структурного построения? Какой смысл вы вкладываете в понятие «методы обучения», «приемы обучения», «средства обучения»? Перечислите известные вам организационные формы обучения. Сущность педагогического мастерства и его структура Элементы актерского и режиссерского мастерства в работе учителя Педагогическая техника учителя и пути ее формирования Речь учителя как основное средство его профессионального взаимодействия Мастерство педагогического общения Педагогический такт и мастерство учителя Конфликты в педагогической деятельности, их сущность и разрешение. Роль и место лекции в современном вузе. Сущность и структура лекции. Основные требования к современной лекции. Структура лекции. Характеристика основных структурных компонентов лекции. Роль лектора в современной высшей школе. Характеристика лекторских данных.
|