![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. и был связан с теорией фрустации.
В ней агрессивность рассматривается как прижизненное приобретаемое качество, проявляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей. Фрустрация - это состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражительностью, тревогой, иногда отчаянием. Они отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустраций. Реакция на фрустрацию может быть разной. Это может быть апатия, экспрессивность, регрессия. Агрессивное действие - нередко возникает тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи. Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется “смещенным”, т.к. объектом акта агрессии становится не фрустратор, а другой, оказавшийся рядом. Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут быть направлены и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных* межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Это может быть в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни После спада агрессии возникает апатия. Быстрота и глубина ее различны е разных социальных группах. Эта точка зрения, впервые представленная в работе Долларда и его соавторов (1939), породила множество экспериментальных исследований агрессии. Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация обязательно влечет за собой агрессию. Однако оба этих положения полностью не подтверждаются практикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. По мнению Бандуры (1973 г), агрессивность это результат ”научения путем подражания модели”. Если модель наказывается за свою агрессивность, это уменьшает проявление агрессивности и у субъекта, наблюдающего за этой моделью. Т.е. научение влияет, будет или не будет человек отвечать агрессивностью на трудные дня себя моменты жизни. 1. Уверенный человек. Человек выражает уверенность в себе при уважительном общении с другим человеком. Он говорит ясно и отчетливо. Жесты не выражают возбуждения или угрозы. Он смотрит прямо в глаза собеседнику, при этом его взгляд ненавязчив. Поза прямая и расслабленная. Производит общее впечатление сильного человека. Уверенный человек может спокойно отказать другому человеку, если считает просьбу неразумной, при этом он объяснит причины отказа. В восприятии отношения других людей к его просьбам он использует такой же принцип. Уверенный человек может выражать положительные и отрицательные чувства, не проявляя при этом злости. В дополнение он способен принять положительный вклад другого человека и заслуженно поблагодарить его. 2. Агрессивный человек. Не признает прав других людей. Он считает, что каждый человек должен бороться за свои интересы, жизнь - это битва. Агрессивному человеку, как правило, не хватает уверенности в себе. Он подавляет других людей для того, чтобы доказать свое превосходство и прикрыть свою незащищенность и ранимость. Агрессивное поведение обречено на провал, т.к. оно отталкивает других людей и тем способствует низкому самоуважению человека. Агрессивный человек обычно громко говорит. Пристально смотрит в глаза собеседнику, так что его взгляд воспринимается другими как навязчивый. Поза прямая, часто человек несколько наклоняется к тому, с кем разговаривает. Производит впечатление человека властного и влиятельного. 3. Пассивный человек. Будучи обозленным, скрывает свои чувства, тем самым создавая внутреннее напряжение. Другой человек может догадаться о гневе по невербальным признакам, но он лишен возможности открыто обсудить возникшую проблему. Это также может усилить внутреннее напряжение. Такая модель поведения может серьезно повредить развитию межличностных отношений. Пассивный человек говорит мягко, часто в детской манере, редко смотрит в глаза тому, с кем говорит. Жесты выражают сомнение и самоотречение. При встрече с угрозой существуют несколько вариантов ответа. Они могут быть: а) быть пассивным, напуганным, избегать угрозы; б) быть агрессивным, злым, бороться; в) быть уверенным в себе, прямо смотреть на ситуацию.
|