![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория уверенности в себе
Она стана очень популярна с того времени, как она стала восприниматься как тип поведения, способствующий межличностным отношениям и развитию человека. Согласно теории уверенности в себе, каждый человек может поступать так, как ему необходимо, до тех пор, пока это не нарушает права других людей. В общем такая позиция рассматривается как нечто среднее между пассивным и агрессивным типом поведения. Пассивный__________Уверенный___________Агрессивный___________ Примеры поступков, характерных для пассивного, уверенного и агрессивного индивидов:
В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к медицинской сестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями: - не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как личное оскорбление - чаще всего люди “выплескивают” свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой; - нужно глубоко подышать - сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или до 20, пока не наступит успокоение; - можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности); - можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды; - можно сказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением; - следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре - дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности; Сестринскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.
Рекомендации, позволяющие продолжать общение, несмотря на неловкости: - сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться; перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника; - проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жесты, прикосновения; если человек почувствует заинтересованность сестры, то эта молчаливая поддержка может оказать больше эффекта, чем любые слова; - вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос; “Как вы себя чувствуете? Вы уверены, что вам сейчас лучше побыть одному? ”; - просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно человеку; - говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием сестры.
Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л. Берковитц (1962). Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: (а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и (б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек. Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов: 1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных. 2. Наличие фрустрации. 3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться. 4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки. Для того чтобы умерить агрессивные побуждения человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установлено, например, что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале в раздраженном состоянии в момент, когда он готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда он уже " вышел из себя" и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия. У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличают внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей. готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда он уже " вышел из себя" и находится в сильном возбуждении, это не помогает унять агрессивные действия.
|