Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий новгород






Гуманитарный институт

 

Кафедра всеобщей истории

И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Методические указания к семинарским занятиям

Часть 1

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

И

стория средних веков является одним из основных курсов по истории мировых цивилизаций. В последнее время в связи с интеграцией России в цивилизационное пространство Европы интерес к истории западноевропейского средневековья значительно возрос. В нашей стране в последние годы появилось много публикаций трудов как отечественных, так и зарубежных ученых XIX–XXI вв. В этой связи возникла необходимость в составлении методического пособия с учетом сложившейся историографической ситуации.

Данное пособие является первой частью запланированных к изданию Учебно-научным объединением «Academia Lichudiana» при кафедре всеобщей истории исторического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого методических материалов по истории средних веков. Оно предназначено для студентов очного и заочного отделений исторического факультета и включает темы семинарских занятий преимущественно по истории раннего западноевропейского Средневековья, которые снабжены методическими указаниями и списками источников и литературы. Целью издания является помощь в изучении наиболее важных проблем в истории западноевропейского средневековья.

Основное внимание при выборе тем семинарских занятий было уделено характеристике исторических источников, социально-экономическим, культурным и религиозным особенностям западноевропейского средневековья, что соответствует основным направлениям развития современной исторической науки. В пособие включены темы по истории исторической науки и методологии истории, являющиеся, как правило, наиболее сложными для усвоения.

Методика проведения занятий может быть различной. При изучении большинства тем рекомендуется использовать методы комментированного чтения и анализа основных источников. Подготовку к каждому занятию следует начинать с повторения соответствующих лекций общего курса и внимательного прочтения учебника. В обширных списках источников и литературы обязательные для использования публикации отмечены звездочкой. По усмотрению преподавателя количество часов, отведенных на изучение определенных тем, может быть увеличено. При этом ряд тем студенты должны изучать самостоятельно.

Пособие рекомендуется также использовать для написания докладов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

 

Тема 1

введение в историю средних веков

 

Занятие 1. Основные характерные черты эпохи Средневековья

 

План

1. Место западноевропейского средневековья во всемирной истории.

2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению эпохи средневековья.

3. Проблемы периодизации истории средних веков.

4. Сущность феодального способа производства.

5. Основные понятия и термины; понятие средневековой ментальности.

 

 

Занятие 2. Основные направления историографии истории Средних веков

 

План

1. Представление о средневековье в XVII–XVIII вв.

2. Европейская медиевистика в XIX в.; марксизм о средневековье.

3. Русская дореволюционная медиевистика: Т. Н. Грановский, И. М. Гревс, Л. П. Карсавин, П. М. Бицилли, О. А. Добиаш-Рождественская.

4. Зарубежная историография ХХ в.: Макс Вебер, школа «Анналов» (Марк Блок, Люсьен Февр), Йохан Хейзинга, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби и др.

5. Современные направления в отечественной медиевистике.

 

Методические указания

 

В

водная тема к семинарским занятиям по истории средних веков разделена на две взаимосвязанные части, которые представляют собой методологическое введение и историографический экскурс. На первом занятии рассматриваются общетеоретические проблемы истории западноевропейского средневековья, находящиеся в тесной связи с развитием мировой исторической науки. Студенты должны получить представление о специфике и характере западноевропейского средневековья, его уникальной роли во всемирной истории. Необходимо вспомнить суть формационного и цивилизационного подходов к изучению всемирно-исторических эпох, опираясь, в частности, на труды К. Маркса и А. Тойнби, а также уметь применить эти подходы к изучению средних веков. Понимания специфики формационного и цивилизационного подходов требуют также проблемы периодизации истории средних веков. Рассмотрите основные варианты периодизации этой эпохи, предложенные зарубежной и отечественной исторической наукой, и определите критерии для каждого из них. Изучая вопрос о сущности феодального способа производства, необходимо вспомнить понятие феодальной формации, а также определить основные характерные черты феодального способа производства. В заключение рекомендуется усвоить содержание необходимых понятий и терминов (феод, бенефиций, лен, ленная система, вассально-ленные связи и т. д.). Для определения понятия «средневековая ментальность» воспользуйтесь словарями и другими справочными изданиями, а также обратитесь к трудам Ю. Л. Бессмертного, А. Я. Гуревича и др.

Целью второго занятия является рассмотрение различных историографических школ и направлений в зарубежной и отечественной исторической науке. Для изучения первого вопроса следует использовать учебную и специальную литературу, в частности, труды О. Л. Вайнштейна, а также сочинения писателей-просветителей. Развитие медиевистики в XIX в. освещено в пособии Е. В. Гутновой. Особое внимание уделите романтической историографии, рассмотрев ее в контексте европейского романтизма как универсальной культурно-исторической эпохи. Важную роль в развитии европейской исторической науки сыграл марксизм. Познакомьтесь с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, посвященными истории средних веков и феодального способа производства. Знакомство с русской дореволюционной медиевистикой следует, как обычно, начать с учебной и специальной литературы. Для углубленного изучения этой темы используйте труды Т. Н. Грановского, И. М. Гревса, Л. П. Карсавина, П. М. Бицилли, О. А. Добиаш-Рождественской, а также исследования, посвященные творческому пути и научному наследию этих ученых. Аналогичных рекомендаций придерживайтесь, изучая зарубежную историографию XX в., а также основные направления отечественной медиевистики в советский и постсоветский периоды. Особенно внимательно рассмотрите тематику исторических исследований последних лет, посвященных, в частности, истории повседневности, частной жизни, гендерным проблемам и т. д.

Подготовка к занятию предполагает следующую схему: сбор биографических данных об отдельных ученых, освещение их мировоззренческой позиции, обусловившей принадлежность к определенному историографическому направлению; подробная характеристика его теоретических основ, связанных, в свою очередь, с какой-либо философской школой. Необходимо также учитывать исторические, социально-политические и культурные реалии различных эпох, которые, несомненно, оказывали влияние на развитие исторической мысли.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. *Бессмертный Ю. Л. Частная жизнь: стереотипное и индивидуальное. В поисках новых решений // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 11–19.

2. *Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.

3. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб, 1996.

4. *Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1973.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990. С. 61–272.

6. Вольтер. Философские повести; Орлеанская девственница. Л., 1988.

7. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.

8. Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., 1987.

9. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М., 1987.

10. *Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.

11. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987–1460. М., 2000.

12. Дюби Ж. Тройственная модель, или мир воображения при феодализме // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1982. Вып. 1. С. 152–167.

13. Женщина // Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения. Ч. III. Средневековый человек и его мир. М., 1995.

14. Казус: индивидуальное и уникальное в истории. М., 1996–2000. Вып. 1–3.

15. *Карсавин Л. П. Культура средних веков. Киев, 1995.

16. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках // Он же. Сочинения. СПб, 1997. Т. 2.

17. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб, 1993.

18. Ле Гофф. Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

19. *Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

20. Ленин В. И. О государстве // Он же. Полн. собр. соч. Т. 39.

21. *Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Там же. Т. 3.

22. Маркс К. Капитал. Т. 1. Разн. изд.

23. *Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3.

25. Механизмы культуры. М., 1990.

26. Одиссей. Человек в истории. М., 1989–1995. Вып. 1–7.

27. Репина Л. П. Выделение сферы частной жизни как историографическая и методологическая проблема // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 20–32.

28. Ронин В. К. Средневековый человек // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990. Вып. 3. С. 25–56.

29. Социальные «воплощения» средневекового человека // Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения. Ч. III. Средневековый человек и его мир. М., 1995.

30. Средневековый человек как историко-культурный тип // Там же.

31. *Тойнби А. Д. Постижение истории. М., 1991.

32. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

33. Хачатурян Н. А. Запретный плод… или Новая жизнь монаршего двора в отечественной медиевистике // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. М.; СПб, 2001. С. 7–30.

34. *Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

35. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

36. Человек и культура. М., 1990

37. Энгельс Ф. Марка // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

38. *Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Раз. изд.

39. Энгельс Ф. Франкский период // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арнаутова Ю. А. Ментальность в средние века: Метод. и содержат. пробл. // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990. Вып. 3. С. 17–24.

2. Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980.

3. Барг М. А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М., 1973.

4. *Баткин Л. М. О том, как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 5–28.

5. *Бессмертный Ю. Л. Изменчивое видение прошлого: к изучению творческого пути Жоржа Дюби // Диалог со временем: историки в меняющемся мире. М., 1996. С. 185–199.

6. Бессмертный Ю. Л. Споры о главном. Международный коллоквиум «Школа «Анналов» вчера и сегодня» // Новая и новейшая история. М., 1990. № 6. С. 123–131.

7. Бузэскул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX вв. Л., 1929. Ч. 1.

8. *Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964.

9. Вайнштейн О. Л. Историография средних веков. М.; Л., 1940.

10. Вайнштейн О. Л. История советской медиевистики. 1917–1966. Л., 1968.

11. Веселовский А. Н. Из истории развития личности: женщина и старинные теории любви // Он же. Избранные статьи. Л., 1939. С. 70–116.

12. *Гизо Ф. О происхождении феодальной системы и ее основные начала // История средних веков / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб, 1999. С. 578–591.

13. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 56–70.

14. *Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

15. *Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2–3. С. 21–36.

16. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. Вып. 1. С. 75–89.

17. *Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 31–43.

18. Гуревич А. Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

19. *Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. 2-е изд. М., 1985.

20. Гутнова Е. В. Историческая наука в условиях идеологического диктата: к вопросу об оценке советской историографии // Диалог со временем: историки в меняющемся мире. М., 1996. С. 223–237.

21. Гутнова Е. В., Уколова В. И. Проблемы истории феодальной формации в трудах Карла Маркса // Средние века. М., 1984. Вып. 47. С. 5–20.

22. Данилов А. И. А. И. Неусыхин – историк-медиевист, ученый и педагог // Средние века. М., 1969. Вып. 32. С. 5–12.

23. Данилов А. И. Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX – начала XX в. М., 1958.

24. Жук С. И. Макс Вебер и социальная история // Вопросы истории. 1992. № 2–3. С. 172–176.

25. Каганович Б. С. П. М. Бицилли как историк культуры // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М., 1994. С. 256–271.

26. Кирсанова Е. С. Проблема генезиса западноевропейского феодализма в лекционном курсе В. И. Герье (1870/71 г.) // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 196–211.

27. Косминский Е. А. Историография средних веков. V – середина XIX в. М., 1963.

28. Контамин Ф. Война в средние века. СПб, 2001.

29. Кром М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб, 2000.

30. Люблинская А. Д. Михаил Михайлович Бахтин и медиевистика // Средние века. М., 1976. Вып. 40. С. 284–286.

31. *Мильская Л. Т. А. И. Неусыхин – выдающийся ученый и педагог // Вопросы истории. 1991. № 2–3. С. 231–237.

32. Мильская Л. Т. К вопросу о трактовке проблемы сельской общины в современной историографии ФРГ // Средние века. М., 1975. Вып. 38. С. 61–71.

33. Могильницкий Б. Г. Е. А. Косминский как историк исторической науки // Средние века. М., 1980. Вып. 43. С. 304–319.

34. Москаленко А. Е. Николай Павлович Грацианский (1886–1945) // Средние века. М., 1976. Вып. 40. С. 274–283.

35. Неусыхин А. И. Социологическое исследование Макса Вебера о городе // Он же. Проблемы европейского феодализма: Избр. тр. М., 1974. С. 472–500.

36. Неусыхин А. И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки // Там же. С. 413–471.

37. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

38. *Репина Л. П. Историк в двадцатом веке: вместо предисловия // Диалог со временем: историки в меняющемся мире. М., 1996. С. 3–9.

39. Сказкин С. Д. Классики марксизма-ленинизма о феодальной собственности и внеэкономическом принуждении // Средние века. М., 1954. Вып. 5. С. 5–14.

40. Споры о главном. Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1993.

41. Стам С. М. Некоторые тенденции в современной буржуазной историографии средневекового города // Средние века. М., 1975. Вып. 38. С. 72–83.

42. Тушина Е. А. Средневековая культура в трудах Ж. Дюби // Культура и общество в Средние века. Методология и методика зарубежных исследований. М., 1987. Вып. 2. С. 58–76.

43. Чиколини Л. С. Средневековая и ренессансная культура Италии в русской дореволюционной историографии // Средние века. М., 1984. Вып. 47. С. 215–246.

44. Шакина Т. Д. Первый период научной деятельности А. И. Неусыхина (1922-1931) // Средние века. М., 1978. Вып. 42. С. 264–281.

45. Шевеленко А. Я. Фюстель де Куланж (штрихи к портрету ученого) // Вопросы истории. 1991. № 12. С. 216–223.

46. Шишмарев В. Ф. К истории любовных теорий романского средневековья // Он же. Избранные статьи. Французская литература. М.; Л., 1963.

47. Шлюмбом Ю. «Ни страсти, ни симпатии к жене», однако «десятерых детей с ней произвел на свет»: Комментарий автобиографии одного нюрнбергского портного XVIII века // Социальная история. Ежегодник 2000. М., 2000. С. 307–324.

48. *Ястребицкая А. Л. Историк культуры Лев Платонович Карсавин: у истоков исторической антропологии в России // Диалог со временем: историки в меняющемся мире. М., 1996. С. 35–68.

49. *Ястребицкая А. Л. «Новая историческая наука» и новый образ западноевропейского Средневековья // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Ч. 1. С. 11–20.

50. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.

 

 

Тема 2

Хозяйство и общественный строй древних германцев по данным Цезаря и Тацита

План

1. Характеристика источников.

2. Древние германцы по данным Цезаря:

а) хозяйство;

б) земледелие и землепользование;

в) общественный строй.

3. Древние германцы по Тациту:

а) хозяйство;

б) земледелие и землепользование;

в) общественно-политический строй;

г) религия

4. Сравнительная характеристика данных Цезаря и Тацита о древних германцах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал