Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕДИЦИНЫ 4 страница






Картина, явившаяся полным откровением, показывает важность церемоний исцеления в жизни навахо. В фильме главный шаман — калека, видимо, перенесший полиомиелит, в результате которого он лишился способности ходить. Этого человека, известного как «Ползун», привезли издалека для совершения ритуалов. При близком рассмотрении по лицу этого святого человека угадывалась тонко чувствующая натура, и в его взгляде сквозило глубокое духовное понимание. Он почти не пользовался атрибутами шамана, а для завоевания доверия пациентов полагался главным образом на силу своей личности.

Еще несколько известных шаманов ассистировали Ползуну в церемонии исцеления, которая длилась девять дней. Остальные были заняты подготовкой огромной картины на песке, являвшейся главным компонентом ритуала. Мисс Уилрайт заметила, что большинство шаманов очень бедны, ответив таким образом на часто раздающееся в их адрес обвинение в проведении ритуалов ради выгоды. Посмотрев этот замечательный фильм, нельзя не прийти к твердому убеждению, что все участники церемонии были совершенно искренни и не имели никаких скрытых мотивов.

В недавно вышедшей книге «Рисунки на песке в обрядовом охотничьем пении навахо» автор воздает должное навахским жрецам-целителям в следующих выражениях: «Моего знакомства со многими шаманами, их просветленных лиц, убежденности, с которой они говорят о своей вере, вполне достаточно, чтобы убедить меня в искренности их служения.… Не­оспоримо и то, что, когда одним из них овладевает внутренний разлад или болезнь, он вверяет себя — независимо от собственных сил и способностей — попечениям своих собратьев — Певцов-заклинателей, всей душой веря в то, что только они могут оказать ему помощь».

Если жрец-шаман, как многие хотели бы заставить нас думать, — это человек, который всего лишь устраивает представление ради собственной славы или в надежде получить какое-то вознаграждение, то он наверняка не стал бы доверять свою жизнь себе подобным. Хорошо известно, что уважаемый совре­менный врач, заболев, часто оказывается плохим пациентом. Не потому ли, что он слишком хорошо разбирается в своих симптомах? Или, может быть, потому, что слишком хорошо знает своих коллег? Шаману не знакомы подобные колебания; он переносил лечение с абсолютной верой, потому что в нем заключена мудрость его народа, дарованная в глубокой древности богами племени.

 

 

Рождение разумных существ

в виде «летучих семян»

 

У некоторых племен дакота бытует интересное и в высшей степени странное представление о происхождении их шаманов. До рождения в материальном мире эти жрецы появляются на свет и живут жизнью разумного существа в виде «летучих семян», похожих на семена чертополоха. Эти семена разносятся по всему невидимому миру духов четырьмя священными ветрами, пока наконец не попадают в обиталище одной из групп богов. Там эти духи в образе семян получают наставления в магии и медицине и их учат также песнопениям, организации праздников, танцам и обрядам жертвоприношения. Все это происходит в процессе «видения» семенами богов «во сне».

Закончив обучение у одного клана божеств, духи-семена летят дальше к другому, и так продолжается до тех пор, пока они не овладеют всеми небесными знаниями. Достигнув совершенства в мудрости, эти летучие семена отправляются в великое путешествие по всей земле, внимательно подмечая характерные особенности и обычаи всех племен. Так жрец-дух выбирает, где ему родиться, а приняв соответствующее решение, он входит в женщину, готовящуюся стать матерью, и через положенный срок рождается в образе человеческого детеныша.

Окончив свои земные дела, шаман возвращается в обитель богов, которым он служит, обретая еще большее вдохновение и мудрость. Потом еще раз рождается как смертный.

Четыре — священное число для индейцев, и жрец-шаман может родиться для жизни в материальном мире четыре раза. После этого он возвращается в пространство, как утверждает Гидеон Х.Понд в школьном пособии «Индейские племена Соединенных Штатов».

Описание человеческого духа в виде летучего семечка обнаруживает удивительно тонкое понимание метафизической доктрины; должно быть, оно родилось во время ясновидческого изучения лишенных телесных оболочек существ. Наличие такого элемента как метемпсихоз также свидетельствует об осведомленности этих индейцев о восточной вере в множественность жизней.

Говоря о шаманах, не следует забывать, что жен­щины тоже выполняли различные функции ша­манского культа. Шаманки пользовались уважением наравне с мужчинами и становились известными духовными лидерами. Женщины часто специализировались в вопросах, связанных с родами. Как и ша­маны, они сочетали магию с простыми лечебными средствами из трав.

 

 

Умозаключения, к которым приходят

введенные в заблуждение и несведущие люди

 

Современный интеллектуал сталкивается с большими трудностями, пытаясь приучить свой разум к спиритическим верованиям более древних народов. Твердо придерживаясь модной ныне крайне материалистической точки зрения, большинство авторов, пишущих на тему индейской религии и целительства, исходят из того, что чудеса, приписываемые шаманам, это не более чем ловкое мошенничество. Возражения введенных в заблуждение людей встретили поддержку со стороны тех, кто вообще ничего не знал об этом, и, как ни странно, этот факт считается неопровержимым.

В дискредитации языческих чудес и так называемых «варварских» знаний не последнюю роль сыграли миссионеры. Эти благочестивые люди редко упускали возможность опорочить верования, отличные от их собственных. В прошлом и в меньшей степени в настоящем церкви формировали общественное мнение, поэтому несомненно можно считать, что большинство христианских религиозных организаций признали шамана виновным во всех мыслимых грехах — от простого шарлатанства до дьявольской некромантии.

Один современный писатель, главной темой которого является знание, заметил: когда необходимо найти объяснение какому-нибудь трудному случаю из области явлений природы, разумнее всего бывает принять простейшее решение, которое более или менее охватывает все стороны данного вопроса. А тогда, если этот способ объяснения приложить к известным достижениям индейского шамана, то, мне кажется, простейшим решением будет допустить, что он обладает экстрасенсорными или медиумистическими способностями.

Цивилизованный человек отказался от естественного образа жизни, усвоив искусственные привычки собственного изобретения. Он окружил себя материальной, экономической и индустриальной системой, не имеющей ничего общего с естественным правом*. И это эрзац-сооружение вечно угрожает рухнуть на своих изобретателей. Современный гигант мысли, загипнотизированный суеверием, что он не суеверен, обременен такими беспочвенными фан­тазиями, что любой умный дикарь поднял бы его на смех.

Природа, мудрая во всех отношениях, наделяет свои создания знанием, необходимым для их выживания. Человек же в процессе цивилизации сдержал свои инстинкты и порывы и устранил таким образом духовную связь с жизнью вселенной. Он будет двигаться ощупью, переходя от одной изощренной фантазии к другой. Именно таким образом природа в конце концов выведет человека из свойственного ему заблуждения, ибо он после долгих страданий начнет осознавать, что может выжить, только прислушиваясь к голосу природы. В этом открытии и заключена Мудрость.

 

 

Руководство через молитву

 

Когда шаман выходит во мрак ночи, раскладывает на вершине какого-нибудь уединенного холма костер бдения, окружает себя кольцом молитвенных палочек и попыхивает шаманской трубкой в шести направлениях, он представляет собой некое смиренное человеческое существо, стремящееся постичь путь Великой Матери всего сущего. Он не хвастает собственными знаниями и не начинает критиковать и осуждать. Он пребывает наедине со звездами. Воз­девая распростертые руки к небесам и горам, он шепчет простую молитву одинокого создания, блуждающего неизвестно где и борющегося неизвестно за что: «Великий Дух, укажи нам путь».

Кто смеет утверждать, что на эту мольбу нет ответа?

Разве Великая Мать, которая направляет птиц и животных и учит их заботиться о потомстве и строить простые гнезда, норы и логова на свой лад, разве она останется равнодушной к нуждам благороднейшего из ее созданий? Продолжит ли мир свое величественное движение в гармонии сфер, когда старый человек, застывший в благоговейном ожидании у костра бдения, прислушивается к голосу своего Бога?

Приходилось ли скептику выжидать и ничего не есть семь дней в дикой местности, пока слабый ветерок колыхнет перышки на его молитвенных палочках? Искал ли когда-нибудь его современник — белый человек — свой путь в жизни в смиренном ожидании, излив любовь и преданность сердца воз­душному простору, стынущему в предрассветной мгле? Если нет, то у него нет никакого права заявлять, что молитва индейца останется без ответа, потому что он об этом ничего не знает.

Именно в эти долгие часы безмолвного общения шаман слышит голоса духов, ощущает присутствие в воздухе божественных сил, пронизывающих его тело, его посещают видения, руководящие его действиями, и он обретает силу, необходимую, чтобы вести за собой народ согласно воле Старцев, сидящих в Радужном Небесном Вигваме, чьи голоса слетают вниз по дороге духов — Млечному Пути.

Тут жрец узнает тайны души и ее возможности и совершенствует мистическое зрение, позволяющее ему видеть духов, которые носятся в небесном пространстве, как летучие семена чертополоха. Старик, охваченный восторгом, чувствует, что медленно по­кидает свое тело и ноги сами несут его вверх по тропе звезд, которая ведет к Великому Шаманскому Вигваму, где собрались на совет духи-маниту, покуривая длинные трубки.

Мы не можем делать то, что делают эти старые жрецы, потому что у нас нет той веры, которая есть у наивного индейского мистика. Но имеем ли мы право отрицать его способности только потому, что у нас другой образ жизни, уведший нас далеко от тропинки, которая ведет к холму бдений?

У нас есть религия, но она не тверда в наших сердцах, а наши священники не шли путем древних богов. Наш привычный уклад жизни — это уклад жизни, раздираемой противоречиями, конфликт убеждений, множество дорог, извивающихся в невообразимой путанице. Но индейский шаман не сбился с той неприметной тропинки, что ведет к высокому месту, он взбирался по ней множество раз, а на вершине его молитвенного холма слышны голоса и приходят видения — руководство духов его народа.

 

ГИППОКРАТ

 

 

Отец медицины

 

 

С точки зрения метафизика, если бы не было мистерий Эскулапа, не появился бы и Гиппократ. Он принес клятвы перед алтарем Эскулапа и стал врачом-жрецом. Его методы врачевания явились своего рода прецедентом, полностью изменившим ход медицинской мысли, однако врачу-материалисту не следует забывать, что Отец медицины до конца своих дней оставался жрецом, а местом, где начинались его обучение и глубокие исследования, принесшие ему вечную благодарность человечества, был храм бога-исцелителя.

 

Гиппократ (460—372 гг. до н.э.)

 

 

ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

 

ЭСКУЛАПА — ГИППОКРАТА

 

«Безупречный врач»

 

Греческий культ целительства Эскулапа, чрез­вычайно важный для людей с метафизическим складом ума, заслуживает самого тщательного изучения. Большинство современных авторов упоминают о нем в связи с историей искусства врачевания, и лишь немногие посвящают, да и то не более двенадцати строк, небезызвестному и в своем роде выдающемуся обществу врачей-жрецов. Подобное отсутствие интереса со стороны ученых авторов, несомненно, объясняется их отношением к тем чудодейственным средствам, которыми в то время пользовались при лечении всех болезней. В ходе спокойного обсуждения давних методов лечения с намерением установить, было ли излечение больных результатом массового обмана или действия животного магнетизма, похоже, мало кому приходило в голову, что в основе этих чудесных исцелений лежало то, что греки называли божественным средством от людских болезней.

Первым упоминаемым в истории целителем из жрецов был египетский врач Имхотеп. Этот влиятельный человек оставил после себя множество афоризмов и мудрых высказываний о болезнях и здоровье, а после смерти был возвеличен до положения полубога. В его честь строились храмы, которые об­служивали жрецы, сохранявшие для будущих поколений рецепты лечебных средств и магические фор­мулы, дарованные миру Имхотепом. При «Домах Имхотепа» открывались медицинские школы и содержались клиники для лечения больных.

Имхотеп сделал для египтян то, что суждено было завершить Эскулапу. В память о нем были учреждены священные мистерии, а его потомки оставались врачами-жрецами до конца эллинской цивилизации.

Гомер упоминает об Эскулапе как об историче­ском лице и, утверждая, что тот был фессалийским принцем, называет его «безупречным врачом». О жизни этого великого целителя известно лишь, что его женой была Эпиона, дочь царя острова Кос*, от которой у него родились четверо детей: два сына, Махаон и Подалирий, ставшие, как и их отец, врачами, и две дочери, Гигиея и Панацея, чьи имена связаны с терминами, ныне широко известными в медицине. Полагают, что он жил между 1200 и 1000 г. до н.э., хотя никакие даты, связанные с событиями его жизни, точно указать невозможно.

Не исключено, что некоторые факты из его биографии стали частью мифов, сложенных об этом по­лубоге от медицины, ведь мифология есть не что иное, как история доисторических времен. Согласно преданиям, его отцом был Аполлон, бог-врачеватель, а матерью — Коронида, девушка из Фесса­лии*. Когда отец Корониды силой заставил ее выйти замуж за одного из смертных, Аполлон в ярости уничтожил все семейство. Корониду, ожидавшую ребенка, убила сестра Аполлона богиня Артемида.

Тем временем сраженный горем Аполлон, когда охватившая его жажда мести постепенно утихла, раскаялся в содеянном и, сойдя во всем своем ве­личии на землю, спас еще не родившегося сына из пылающего тела Корониды, лежавшей на погребальном костре. Возможно, эта легенда о рождении Эскулапа стала первым рассказом о том, как ребенок появился на свет путем кесарева сечения.

Аполлон, как повествует предание, отдал своего новорожденного сына на воспитание кентавру Хирону, наставнику Ахиллеса. Именно Хирон посвятил Эскулапа в тайны медицины. Попытаемся найти разумное толкование этой легенды.

 

 

История в доисторические времена

 

Образ кентавров был наделен особым символическим смыслом, поскольку они олицетворяли собой детей времени. Их отцом был Сатурн, древний бог — «Всепоглощающее Время». Таким образом, для философски мыслящих греков кентавры означали традицию, рожденную в глубокой древности. Хирон об­ладал древними знаниями, под которыми подразумеваются анналы примитивного опыта человеческой расы. Он и сам выглядел подлинным воплощением традиции, этот кентавр в образе человека, вырастающего из тела животного. С этой точки зрения, учитель, о котором говорится в легендах, приобретает совершенно новый, глубокий смысл. К тому же не следует забывать, что для каждого мифа можно легко найти вполне разумное толкование.

Эскулап, усвоивший все, чему мог его научить Хирон, приступил к самостоятельной деятельности и прославился как искусный врач, приносящий многочисленным больным чудесное исцеление. Говорят, что, по крайней мере один раз, ему даже удалось воскресить мертвых. Именно это и стало при­чиной его гибели, ибо Плутон, владыка подземного царства мертвых, испугавшись, что из-за этого смерт­ного, достигшего таких высот в искусстве магии, Гадес*в конце концов может опустеть, попросил Зевса, чтобы тот защитил достоинство смерти и действующие в мире законы природы. В ответ «Отец всего сущего» схватил одну из своих молний, выделанных в огнедышащих жерлах Этны, и поразил ею Эскулапа, сгоревшего в небесном огне. Но благодарное человечество не забыло своего Прометея от медицины, заплатившего жизнью за жизнь, возвращенную людям. Эскулапа возвысили до полубога, ему посвящали исцеляющие святыни, в его честь учредили священные мистерии, а его потомки навсегда заняли особое положение как жрецы целительства.

В те времена в греческих государствах, а позднее и в Римской империи строилось много храмов Эскулапа, из которых самым знаменитым стал великий Иерон, святилище в Эпидавре*. Составлявший его грандиозный комплекс зданий величественно раскинулся вокруг центрального храма бога-исцелителя, а в храме, в его святая святых, помещена фигура Эскулапа из золота и слоновой кости работы скульптора Фрасимеда. Божественный врач сидит на троне и держит в руке обвитый змеей посох. К ногам своего богоподобного хозяина, как своего рода талисман, прижалась собака.

Вокруг святилища в строгом порядке расположились многочисленные здания и постройки, где поселяли паломников и лечили больных. Характерной особенностью всех этих высоких и просторных сооружений было обилие воздуха и солнечного света. Большинство храмов Эскулапа строили вблизи целебных источников наподобие современных курортов с минеральными водами, и это доказывает то, что не одна только вера лежала в основе чудесных исцелений.

 

 

Сновидения как основа

диагноза и лечения

 

Хотя сами храмы были объектом всеобщего удивления, еще более удивительными были применяемые там методы лечения больных. Основой для диагноза и назначения курса лечения служили прорицания бога, с которым пациенты общались во сне.

Порядок приема больных всегда был одним и тем же. Страдающие той или иной болезнью и пришедшие в храм за помощью проходили особый период подготовки, а затем их одевали в новую белую одежду, отводили в помещение, где стояла статуя Эскулапа, укладывали на кушетки и оставляли там на всю ночь. Больные засыпали и видели во сне ожившего бога, который, прохаживаясь по залу, беседовал с ними и предписывал каждому нужное лечебное средство. Утром пациенты рассказывали свои сны врачам-жрецам, которые затем приготавливали лекарства или составляли магические прописи.

Современный врач-практик, получивший солидную научную подготовку, может назвать все это от­вратительным примером примитивного суеверия. Однако больные тем не менее выздоравливали. Ослабевших от болезни, их вносили в храм, а через три дня они уходили оттуда под громкие рукоплескания восторженной толпы. А разве не Парацельс сказал, что истинная цель медицины заключается в излечении больного? Согласно этому определению древние целители были хорошими врачами, хотя д-р Хаггард и приравнивает их к знахарям.

 

 

Истории выздоровлений

 

Рассказы о выдающихся случаях исцеления после прорицаний Эскулапа были записаны на хранящихся в храмах дощечках, выставлявшихся для обозрения восхищенных посетителей и для укрепления доверия пациентов. Эдгар Джеймс Свифт цитирует в своей книге несколько сообщений об этих метафизических выздоровлениях, содержащихся в древнегреческих трудах IV — III вв. до н.э. О мнении д-ра Свифта по поводу таких методов лечения можно судить по названию его книги «В дебрях сознания». Для тех, кто интересуется такого рода фактами, а не их толкованиями, ниже приводятся фрагменты из книги в кратком их изложении.

 

 

Однажды, когда немой мальчик возлагал на алтарь принесенную им жертву, факельщик бога потребовал от юноши дать обещание, что тот, исцелившись, будет и впредь приносить благодарственную жертву.

«Обещаю», — произнес мальчик, приведя окружающих в глубокое изумление, ибо оказалось, что немота его вдруг прошла.

 

 

Фессалиец Пандар молил бога, чтобы тот избавил его от шрамов на лбу. И вот однажды Пандару во сне явился бог и перевязал ему лоб длинной лентой. Проснувшись, Пандар обнаружил у себя на лбу узкую повязку, а когда он ее снял, то увидел, что лоб его абсолютно чист.

 

 

Некий мужчина, слепой на один глаз (у него остались одни веки без глазного яблока), увидел во сне, как бог сварил какое-то снадобье и вложил это варево ему в глаза. На следующий день он уже видел обоими глазами. (Самый трудный случай, по мнению д-ра Свифта.)

 

 

Слепому Алкету из Аликоса приснилось, что бог своими пальцами открыл ему глаза и он увидел деревья вокруг храма. На следующий день Алкет проснулся полностью исцеленным.

 

 

Бог вылечил от слепоты Гермона из Фасы (Thasa). Однако он не принес обещанной им жертвы и снова ослеп. Но когда он во второй раз дал обещание принести жертву, к нему сразу же вернулось зрение.

 

 

Далее в этой главе приводятся и другие примеры излечиваний по прорицаниям из вещих снов в святилищах Эскулапа. Один европейский врач как-то заявил мне, что не любит слушать рассказы о подобных чудесах, поскольку в них нет ни слова правды. Современный доктор знает намного больше древних жрецов, но, разумеется, не в состоянии состязаться со сверхъестественным!

 

 

Гиппократ. Отец медицины

 

Историки врачебного искусства придерживаются мнения, что Гиппократ с острова Кос был Моисеем от медицины, который вел врачей своего времени из мрака магии и суеверий Египта в обетованную землю рациональной терапии. Здесь самое время более подробно рассказать о жизни и учении этого великого человека с точки зрения метафизики.

Гиппократ, называемый Отцом медицины, родился на греческом острове Кос в 460 г. до н.э. Его отец принадлежал к династии Асклепидов, гильдии жрецов-целителей, ведущих свое происхождение от обожествленного Эскулапа. Древние авторы немало пи­сали о том, что Гиппократ был седьмым потомком «божественного врача» по прямой линии. Род его матери, Фенареты, восходил к самому Геркулесу, сильнейшему из смертных. От слияния двух таких выдающихся родов вполне можно было ожидать рождения гения.

Гиппократ учился искусству врачевания у своего отца, знаменитого целителя Гереклида, а позд­нее в Афинах благоговейно внимал речам врача Геродика. Знания по философии он приобрел, будучи учеником Горгия из Леонтин*, блестящего софиста. Немало наставлений он выслушал из уст Демокрита из Абдер*, человека огромнейшей эрудиции и одного из основателей теории атомизма. Итак, не вызывает сомнений, что Гиппократ в совершенстве изучил те развивающие ум дисциплины, которые и составляют необходимую основу интеллектуального величия.

Закончив курс наук, Гиппократ по обычаю того времени вернулся на Кос, принес клятву перед алтарем Эскулапа и стал, как когда-то и его отец, врачом-жрецом. Неизвестно, сколько времени он проводил в храме бога целительства, ибо большую часть своей жизни он, переезжая с места на место, потратил на оказание помощи больным, а его ценные наблюдения за ходом их болезней дошли до нас благодаря его многочисленным трудам. Гиппократ несомненно был величайшим из Асклепидов, и материалистически мыслящий врач должен помнить, что Отец медицины до конца своих дней оставался жрецом.

Как вообще могло случиться, что Гиппократ заслужил восторженные отзывы историков медицины, а великий орден врачей-жрецов, который его породил, обойден молчанием, едва удостоившись нескольких небрежно брошенных слов похвалы? Но ведь если бы не было мистерий Эскулапа, не мог бы появиться и Гиппократ. Если величие достойно почитания, то разве не достоин такого же уважения и источник этого величия? И, разумеется, совсем уж неразумно признать достижения какого-то человека и при этом отрицать или игнорировать все то, что сделало его таким, какой он есть. Определенное затруднение у материалиста вызывает вопрос, как может он позволить себе почитать учителей своего героя, если это вынуждает его признать, сколь многим он обязан мистическим и метафизическим наукам.

Благодарный мир окружил память о Гиппократе всевозможными почестями, его знания были для того времени выдающимися, а личные качества — безупречными, его клинические методы явились прецедентом, неизбежно изменившим сложившийся в медицинских кругах образ мышления. Все это хотя и заслуживает безоговорочного признания, но далеко не исчерпывает тему, ибо имеются некоторые основания для возмущения, вызванного чем-то вроде заявления, которое в той или иной форме встречается почти во всех современных текстах по древней истории медицины. Суть этого заявления сводится к следующему: «Гиппократ был первым, кто отделил медицину от суеверия и искусства жрецов, положил в основу практической медицины принципы индуктивной философии*и уделил особое внимание естественному ходу развития болезни».

 

 

В доме бога-исцелителя

 

Нельзя не считаться с тем, что Гиппократ родился под сенью святилища Эскулапа, что его отец был врачом-жрецом и что юный Гиппократ впервые соприкоснулся с болезнью в здоровой и гигиеничной атмосфере Иерона, а вести записи тщательных наблюдений, принесшие ему благодарность всего человечества, он начал в обители бога-целителя.

Там больные содержались в отдельных палатах, а их покой оберегали всегда внимательные сиделки. Немало времени Гиппократ мог проводить, сидя у постелей своих пациентов, выслушивая их жалобы и следя за ходом их болезней. Он мог позволить себе наблюдать и изучать тысячи случаев заболеваний и распознавать многие разновидности болезней. Подобную возможность столь обширных исследований могли предоставить только крупные лечебные заведения, какими были клиники Эскулапа.

Однако далеко не всегда удавалось полностью прослеживать течение болезни содержащихся в храмах пациентов, поскольку оставались они там ненадолго и быстро покидали гостеприимную обитель. Это, вероятно, и явилось для Гиппократа побудительной причиной открыть собственные клиники, где он мог бы создать нужные условия для более длительного наблюдения за ходом некоторых заболеваний. Судя по немногим сохранившимся сведениям о частной практике Гиппократа, его клиники, не считая немногих изменений, были организованы по образцу лечебниц в храмах.

Кое-кто из людей нового времени хотели бы создать у нас впечатление, что Гиппократ был одиноким путником в погруженном во тьму невежества мире — этакий луч света во вселенском мраке. Но это, мягко говоря, не соответствует истине, так как не следует забывать, что к числу его современников принадлежали Сократ, Платон, Демокрит, Демо­сфен*, Аристипп*и даже Аристотель. Годы его жизни пришлись на золотой век греческой интеллектуальной культуры — один из периодов высочайшего развития философской мысли нации. Платон и Сократ, бесспорно, придавали мистериям особое значение, признавали мистическую традицию и верили в существование богов и героев, а это довольно веские основания, на взгляд материалиста, чтобы пытаться затуманить блеск их славы.

 

 

Знаменитая клятва

 

Интересно, что сам Гиппократ верил как в богов, так и в будущую жизнь. Он был посвященным культа Эскулапа, а знаменитая клятва, которую связывают с его именем, начинается сло­вами: «Я клянусь Аполлоном, врачом, Эскулапом, Гигиеей и Панацеей, всеми богами и всеми богинями — призывая их в свидетели... и т.д.». Все это невольно наводит на мысль, что Гиппократ вовсе не являл собой превосходный пример эмансипированного материализма. Нелишне было бы также припомнить, что мало добра приносили людям те, в ком мало веры.

Возвращаясь к «Клятве Гиппократа» — великой клятве медицинской этики, надо сразу же оговориться, что многие пытливые умы давно задаются вопросом, а был ли Гиппократ ее настоящим автором. Подобно «Отче наш», полностью заимствован­ному из еврейского Талмуда, и «Клятва Гиппократа» могла составлять часть обрядов Эскулапа задолго до рождения самого Гиппократа.

Эта клятва, особенно первые ее строки, вызывает некоторое недовольство у людей, не склонных к мистике. Не так давно мне разрешили присутствовать на одной дискуссии, где кто-то неожиданно затронул именно эту тему, сразу же взволновавшую нескольких именитых медиков. Свое, видимо, уже давно сложившееся мнение эти господа высказали тоном, не допускающим возражений: «Клятву на-до пересмотреть!» Они требовали полностью убрать упоминание о богах как несовместимое с современным уровнем просвещения.

Однако чрезвычайно трудно поверить, что во вре­мена, когда клятвам придавали особое значение, врач-жрец, поклявшийся «всеми богами и всеми бо­гинями», и есть тот самый человек, который, согласно многим текстам, «отделил медицину от искусства жрецов». Гиппократ, как известно, на основании ряда клинических наблюдений сделал много важных открытий, касающихся природы и течения различных заболеваний, а также действия неизвестных до него лекарственных средств. Но это вовсе не доказывает, что он намеревался низвергнуть жреческую медицину или пытался отрицать связь духовных факторов с проблемой сохранения здоровья. Гиппократ действительно как-то сказал, что «нет другого авторитета, кроме фактов», но греки, безусловно, могли бы первыми заявить, что убого то религиозное учение, согласно которому факты могут сыпаться с неба. Иезуит отец Афанасий Кирхер открыл много важных для медицины явлений, оставаясь при этом глубоко верующим человеком, и никогда не обнаруживал ни малейшего страха, что его открытия расшатают папский престол.

Весьма вероятно, что своим появлением светский врач и в самом деле обязан переходу Гиппократа к чересчур ревностному изучению физических аспектов причин и методов лечения болезней, однако по­добное разделение, со всех точек зрения, было для медицины скорее достойной сожаления потерей, чем ценным приобретением, да и для научного прогресса в нем явно не возникало никакой необходимости. Религиозная система, породившая таких выдающихся индивидуальностей, как Пифагор и Платон, не стала бы чинить препятствий медицинской практике Гиппократа. Ничто не указывает и на попытку помешать ему пользоваться каким-либо из его методов. Гиппократ на практике применял свои ме­дицинские теории и передавал опыт ученикам, не испытывая никаких помех и не подвергаясь жестоким преследованиям, как и большинство учителей того времени, до тех пор, пока они не вмешивались в политику.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал