![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи и упражнения
Определите, в какой шкале представлено каждое из приведенных ниже измерений: наименований, порядка, интервалов, абсолютной. Порядковый номер испытуемого в списке (для его идентификации). Количество вопросов в анкете как мера трудоемкости опроса. Упорядочивание испытуемых по времени решения тестовой задачи. Академический статус (ассистент, доцент, профессор) как указание на Академический статус (ассистент, доцент, профессор) как мера продвижения по службе. Телефонные номера. Время решения задачи. Количество агрессивных реакций за рабочий день. Количество агрессивных реакций за рабочий день как показатель агрессивности
Глава 3 ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ
ТАБЛИЦА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного -двух, а у множества объектов (испытуемых). Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Одни признаки представлены в номинативной шкале и указывают на принадлежность испытуемых к той или иной группе (пол, профессия, контрольная или экспериментальная группа и т. д.). Другие признаки могут быть представлены в порядковой или метрической шкале. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных. Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец — одному измеренному признаку. Таким образом, исходной формой представления данных является таблица типа «объект — признак». В ходе дальнейшего анализа каждый признак выступает в качестве переменной величины, или просто — переменной, значения которой меняются от объекта к объекту. ПРИМЕР Предположим, психолога интересует социальная сплоченность двух параллельных классов, различие в этом отношении мальчиков и девочек и эффективность проведенного в одном из этих классов социально-психологического тренинга. Для измерения социальной сплоченности исследователь задавал каждому ученику до и после тренинга один и тот же вопрос: «Как часто твое мнение совпадает с мнением твоих одноклассников?». Для ответа ученикам предлагалось выбрать один из пяти вариантов: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — затрудняюсь ответить, 4 — часто, 5 — всегда. Исходные данные исследования представлены в табл. 3.1. Общая численность всех испытуемых N= 60. Численность класса, с которым проводился тренинг, N1 = 30; численность другого класса — N2= 30. Первые два столбца таблицы — порядковый номер испытуемого (№) и Ф. И. О. Далее следуют четыре столбца, соответствующие четырем интересующим исследователя признакам: x1i — пол (номинативный), x2i — класс (номинативный),
Таблица 3.1 Таблица исходных данных
Х3i — самооценка до тренинга (порядковый), X4i— самооценка после тренинга (порядковый), где i—текущий номер испытуемого (меняется от 1 до N =60). Обратите внимание на то, что нумерация испытуемых в таблице исходных данных (табл. 3.1) — сквозная, вне зависимости от принадлежности к той или иной группе. То, к какой группе принадлежит испытуемый, определяется значениемсоответствующей номинативной переменной (пол, класс).
|