В настоящее время предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
Хронология
| Предмет изучения
| Важнейшие итоги
|
VI в. до н.э. -vb.
| Душа
| Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, : аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон,.; экстаз), г Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
|
V-XIII вв.
| Развитие учения о душе в рамках философских учений 11 на базе медицинских знаний
| Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования
|
XIV-XVI вв.
| Дальнейшее развитие учения о
душе в контексте
развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.
| Отказ от души как предмета исследования и объясни
тельного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»
|
XVII-сер.XIX вв.
| Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания
| Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии.
Понятие о бессознательной психике
|
Нач. XIX-
60-е гг. XIX в.
| Деятельность
нервной системы
и органов чувств.
Соотношение между физическим и
психическим.
Измерение скорости протекания
психических процессов
| Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.
Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений
и восприятий. Формирование психофизики.
Формирование психометрии. Учение о рефлексе
|
60-е гг. XIX в. -
Конец XIX в.
| Непосредственное
содержание опыта. Психические акты
и психические
функции. Психика и сознание в связи с их
адаптивной функцией и поведении
| Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных
исследований в психологии.
Возникновение новых областей психологии
|
10-е гг. -сер.
30-х гг.XX в.
| Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное.
Сознание в его Общественно-исторической обусловленности.
Смысловая структура душевной жизни в соотно
шении с исторически возникшими ценностями.
Установка. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование Деятельности
| Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, геш-тальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.Возникновение проблемы «психология и марксизм»
|
Конец 30-х-50-е гг.XX в.
| Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода
| Эволюция научных школ периода открытого кризиса.
Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых
отраслей и направлений: генетическая психология,
персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).
Развитие теории деятельности в советской психологии
|
60-е гг. XX в. -
Конец XX в.
| Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.
Процесс ориентировки.
Когнитивные структуры и их роль в поведении.
Личность
| Возникновение новых направлений в зарубежной
психологии: гуманистическая психология, логотера-
пия, когнитивная психология. Возникновение теории по
этапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
|