Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитее представлений о предмете психологии. Основные школы и направления.




 

В настоящее время предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

 

Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
VI в. до н.э. -vb. Душа Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, : аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон,.; экстаз), г Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V-XIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений 11 на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования  
XIV-XVI вв.   Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объясни тельного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»  
XVII-сер.XIX вв.   Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии. Понятие о бессознательной психике
Нач. XIX- 60-е гг. XIX в.   Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе  
60-е гг. XIX в. - Конец XIX в.   Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии
10-е гг. -сер. 30-х гг.XX в.   Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его Общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотно шении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование Деятельности Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, геш-тальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.Возникновение проблемы «психология и марксизм»
Конец 30-х-50-е гг.XX в.   Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода   Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии
60-е гг. XX в. - Конец XX в. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотера- пия, когнитивная психология. Возникновение теории по этапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал