Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность и ее структура в работах отечественных психологов
Одним из первых русских психологов, начала XX в. был Владимир Михайлович Бехтерев, который считал проблему личности одной из важнейших в психологии. Он, одним из немногих, в то время трактовал личность, как интегративное целое и был основателем так называемой рефлексологической теории. В. М. Бехтерев считал необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или «сочетаемым» рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Он фактически ввел в отечественную психологию понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность», считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Большое значение для развития психологии личности имели труды и соратника В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского. Настаивая на единстве личности, он понимал его по аналогии с биологическим единством живых систем. В работе «Очерк науки о характерах» А. Ф. Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. В курсе лекций «Общая и экспериментальная психология» он высказал идею о двух сферах душевной деятельности – эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). По его мнению, эндопсихическая сфера основана главным образом на врожденных качествах человека и определяет наклонности, способности, темперамент, характер и другие прирожденные свойства личности. Эндопсихика составляет, по мнению А. Ф. Лазурского, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек относится к основным категориям окружающей действительности. Исходя из уровня развития разных эндо - и экзогенных факторов, А. Ф. Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. В. Н. Мясищевым был предложен новый подход, названный психологией отношений. Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Важнейшими видами отношений В. Н. Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Б.Г. Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам личности. Он выделяет четыре уровня человеческой организации: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». По его мнению, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Человек, как вид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделил первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие, как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституционные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. В 60-е гг. ХХ века перед психологами встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. К. К. Платонов предложил концепцию, согласно которой, личность понимается как некая биосоциальная иерархическая структура. Он выделил в ней следующие подструктуры: 1. биологически обусловленная подструктура (сюда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувства и воли); 3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения). Иинтересна концепция А. Н. Леонтьева, названная им теория деятельности. Личность в теории деятельности – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. С. Л. Рубинштейн, разработал концепцию, получившую название философско-психологическая. Личность определяется им через триединство – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Личность рассматривается им в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, другими людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, по мнению Л. С. Рубинштейна, но и как субъекта жизненного пути, личность самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной. Таким образом, представители московской психологической школы считают, что понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» не тождественны по содержанию. Личности и индивидуальность, по их мнению, образуют единство, но не тождество. Индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека. Вольф Соломонович Мерлин - теория интегральной индивидуальности. Из всех отечественных психологов, только он создал теорию личности в полном смысле этого слова. Концепция личности В. С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Структура индивидуальности, 3 уровня: Социальный: 1.соц. роль в группах 2. роль в истории. Личностный: 1. психодинамический, 2.физиологический, 3. биохимический Биологический: 1.биохимический, 2. физиологический, 3. нейродинамический. Основная проблема психологии личности, по мнению В. С. Мерлина, состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт. Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. Ко второй группе индивидуальных, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.) Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т.п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.
10. Категория «самосознания» в психологии. «Я- концепция» как интегральная характеристика самосознания
Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по Мерлину): 1Сознание отличия себя от остального мира; 2Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; 3Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; 4Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Кон: Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, его представления о самом себе складываются в образ «Я». Спиркин: под понятием «Я» имеется в виду личность, какой она себя воспринимает, знает и чувствует себя. Я – это регулятивный принцип психической жизни. Чеснокова: в структуре самосознания выделяет 3 взаимосвязанных компонента: - самопознание, - эмоционально-ценностное отношение к себе, - саморегулирование поведения личности. Критерии самосознания: 1Выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной среды). 2Осознание своей активности – «Я управляю собой». 3Осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»). 4Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. Структура самосознания: 4 уровня. 1Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности. 2Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я». 3Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия. 4 Целенаправленно-деятельный уровень – «синтез» трех уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения. Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из его компонентов – самооценки личности (т.е. оценки личности себя, своих возможностей, качества и места среди других). С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка связана с уровнем притязаний – это желаемый уровень самооценки личности. Самосознание – индивидуальная форма сознания. Оно выступает как выделение себя из объективного мира, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком. Может принимать различные формы: 1)самопознание (нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей), 2)самооценка, 3)самоконтроль, 4)самопринятие. 1)осуществляется через осознание, анализ резервов своей деятельности, отношение других ко мне и через самонаблюдение. Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции, основа для реализации оценочного отношения к себе. 2)3 уровня самооценки, связь с уровнем притязаний (как реализация самооценки человека в деятельности и взаимодействии с другими людьми, это желаемый уровень самооценки личности). 3)Осознание субъектом и оценка им собственной деятельности, психических состояний. Их регуляция, протекание на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. 4)Зависит от выраженности образа Я, формируется самопринятие и самоуважение личности, которые соотносятся с ценностно-смысловыми установками личности. Самоуважение входит в структуру самосознания. Благоприятное развитие личности происходит при благоприятном принятии себя. Кон: Образ Я – соц. установка, отношение личности к себе. Как любая установка имеет 3 компонента: познавательный, эмоциональный (оценка своих качеств), поведенческий (практическое отношение к себе). Образ Я – динамическое образование личности, выделят: реальное Я, идеальное Я, фантастическое Я. Роджерс: Я-концепция – представления человека о самом себе, это часть поля опыта вокруг которого организованы другие представления. Поле опыта – совокупность представлений человека о мире, формирующаяся в процессе взаимодействия со средой. 1 )Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой (социокультурной), 2)Я-концепция – система самовосприятий, 3) Я-концепция имеет определенное значение для личности, её поведения, 4)тенденция к самоактуализации. Развитие Я-концепции: 1. Организмический процесс оценивания – процесс, в соответствии с которым переживания сохраняющие и развивающие человека оцениваются позитивно и выбираются, угрожающие – негативно и избегаются. 2. Потребность в позитивном внимании. 3. Условие ценности – оценки, в основе которых лежит мнение других людей, а не собственный организмичекий опыт. 4. Конгруэнтность – соответствие между опытом и поведением. 5. полноценно функционирующий человек (открытость опыту, жизнь здесь и теперь, свобода в любой ситуации, организмическое доверие – доверие к мудрости своего организма, креативность – способность к творчеству).
|